secretmag.ru
Энциклопедия15 мин.

Что такое антисемитизм и почему про него вновь говорят. Простыми словами

Антисемитизм (от немецкого термина antisemitismus, появившегося в 1880-х годах) — одна из форм ксенофобии, этническая и религиозная нетерпимость (вплоть до ненависти) по отношению к евреям. Несмотря на прижившийся термин, не подразумевает нетерпимость к другим семитским народам — только к иудеям.

Антисемитизм часто выступает частью идеологий радикальных движений. Распространён также бытовой антисемитизм — последний может присутствовать на разных уровнях социальной жизни, выражаться в языке (пренебрежительное «жид»), предубеждениях, скрытой или явной дискриминации.

Формы выражения антисемитизма

  • Теории заговора (мировой еврейский заговор, «жидомасоны», «кровавый навет»);
  • еврейские погромы (массовые беспорядки с повреждением имущества и нападениями на евреев);
  • религиозный или этнический геноцид (планомерная политика по физическому уничтожению представителей иудаизма или носителей еврейской крови);
  • национальные, расовые или религиозные предрассудки («евреи распяли Христа», «евреев можно узнать по форме носа и головы», «евреи жадные» и пр.).

Не путать!

Антисемитизм не стоит путать с антисионизмом. Последний означает ненависть не к самим евреям, а к их национальным устремлениям к сионизму — идеологическому и политическому движению, преследующему цель объединить евреев в один народ на его исторической родине — Израиле со столицей в Иерусалиме. В этом случае под шквал критики и ненависти попадают израильтяне (граждане государства Израиль) и государственная политика Израиля.

Однако на деле грань между антисионизмом и антисемитизмом тонка — одно отчасти основывается на другом. И часто антисемитизмом спекулятивно называют любую критику Израиля, а под антисионизм маскируется антисемитизм, который отказывает евреям в праве на субъектность и собственную территорию из-за личной неприязни, заблуждений и предубеждений.

История термина «антисемитизм»

Термин «антисемитизм» в 1879 году ввёл в оборот немецкий журналист Вильгельм Марр. Этим словом он назвал существовавшую в немецком и других обществах задолго до этого ненависть к евреям, а также к различным движениям и идеям XVIII–XIX веков, которые обычно ассоциируют с евреями.

В список приписываемых евреям движений и идей оригинально входили либерализм, космополитизм, равные гражданские права, конституционная демократия, свободная торговля, социализм, финансовый капитализм, интернационализм и пацифизм.

История антисемитизма

Многие современные антисемитские мифы и клише восходят к античности. Первые свидетельства присутствия еврейских общин в городах относят к IV веку до н. э. Однако первые упоминания о «людях, презирающих евреев», исследователи встречают уже в I веке до н. э.

Считается, что первым антиеврейским стереотипам могла поспособствовать фанатичная приверженность евреев обычаям своих предков, их запрет на браки с не-иудеями и строгие религиозные предписания — празднование субботы и запрет на поедание свинины.

Безусловно, предписания иудаизма вынуждали евреев держаться в стороне от других. Но и сами евреи старались держать своё общество закрытым для других народов.

Такая отчуждённость провоцировала недоверие местного населения к ним. Но самым важным считается то, что иудеи отрицали существование богов языческого пантеона, и это настроило против них египтян, греков и римлян.

Египетский учёный Манефон, живший в III веке до н. э., в своём сочинении «История Египта» первым распространил антиеврейскую легенду о том, что исход евреев из Египта в Палестину был изгнанием больных проказой:

«Царь приказал собрать всех больных и увечных — всего, как говорили, 80 000 человек. Их заточили в каменоломнях на восточном берегу Нила и заставили работать вместе с другими египетскими каторжниками, среди них были и знаменитые священнослужители, также больные проказой».

Римский историк Апион не скрывал своей неприязни к евреям. В I веке н. э. он собрал все известные на тот момент антисемитские мифы и свидетельства, добавив к ним новые «факты». В своей «Истории Египта» Апион призывает «из уважения к эллинским богам посрамить коварных евреев в их кровавых замыслах». Он рассказывает порочащую евреев басню, которую сирийский царь Антиох IV Эпифан якобы услышал от греческого пленника в иерусалимском Храме Соломона:

_«Он сказал, что его неожиданно схватили какие-то незнакомые люди, привели в храм и там заперли, и что ему ни с кем не позволяют видеться, хотя и откармливают всевозможными яствами. <...> Когда же ему удалось расспросить об этом приходящих к нему слуг, тут-то он и узнал об ужасном еврейском обычае, ради которого его откармливали. Они совершают его каждый год в определённое время. Поймав какого-нибудь греческого бродягу, они в продолжение года кормят этого человека, затем, отведя в какой-то лес, убивают, тело его по своему обряду приносят в жертву и, вкусив от его внутренностей, во время жертвоприношения приносят клятву в том, что всегда будут ненавидеть эллинов. Вслед за тем останки этого человека они бросают в какой-то ров». _

Римские правители (за исключением кратких периодов жестоких гонений) предоставляли евреям жить в соответствии с предписаниями иудаизма и иметь собственную судебную систему.

Положение евреев в Римской империи стало тяжелее во II веке н. э., когда после восстания Бар-Кохбы (132–135 н. э.) они потеряли свою родину. Римляне не только жестоко расправились с восставшими, но и выселили евреев с их земель.

Картина «Израильтяне покидают Египет», 1828 год

Иерусалим был переименован в Элию Капитолину, а вся земля провинции Иудея стала Сирией — Палестиной. По задумке римлян, память о непокорном народе должна была исчезнуть с этих земель вместе с иудеями.

Но евреи не исчезли, как и античный антииудаизм.

Утрата родины и культурные различия с коренным населением тех стран, где они оказались после этого, привели к тому, что евреев всюду воспринимали как чужих. Это ставило их в уязвимое положение в глазах местных правителей и простонародья, отмечают исследователи антисемитизма.

Систематическая дискриминация евреев как ограничение прав почти во всех областях жизни началась с IV века, когда христианство стало господствующей религией Римской империи.

Воззрения того времени (вину за казнь Иисуса возлагали на евреев), малограмотность населения и его суеверность сделали положение евреев ещё более сложным.

Древние христиане верили в чудодейственные свойства «крови Христовой», и поэтому они решили, что евреи тоже в неё верят. Это и античные антиеврейские мифы о ритуальных жертвах привели к распространению так называемого кровавого навета — убеждения, что евреям необходима христианская (а ранее эллинская) кровь в ритуальных хелях.

Голословный навет на долгие века стал поводом для погромов и казни евреев и даже целых еврейских общин.

Кровавые наветы и их последствия

Положение евреев в мире было незавидным на протяжении всех последующих столетий.

Средневековые европейские и арабские государства открыто поощряли дискриминацию евреев. Отношение городской черни к евреям зачастую решало их судьбу, хотя правовое положение евреев определялось городским патрициатом.

С XII века евреев не допускали к «благородным» профессиям, их не принимали в христианские цеха и гильдии. Средневековое общество оставляло им «презренные занятия» — торговлю и ростовщичество.

Еврейские кварталы в городах возникали ес­тественным путём — держаться вместе было безопаснее и позволяло евреям следовать своим обычаям.

Однако с XIV века церковные власти стали запрещать со­вме­ст­ное про­жи­ва­ние хри­сти­ан и ев­ре­ев. Иудеям отводили определённую часть города для проживания (гетто).

Жизнь ев­ре­ев в гетто ста­ла при­ну­ди­тель­ной, их стали об­но­си­ть сте­ной. Их ворота за­пи­ра­ли на ночь и по хри­сти­ан­ским празд­ни­кам. Рас­ши­рять тер­ри­то­рию гетто не раз­ре­ша­ли, по­это­му они бы­ст­ро стали пе­ре­на­се­лён­ными тру­що­бами. Гетто бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны в первой половине XIX века. По­след­нее тра­диционное гетто в Ри­ме бы­ло уп­разд­не­но в 1870 году.

Другой дискриминационной чертой называют ношение отличительного знака, который бы выделял евреев среди остального населения. Указы об отличительном знаке или об особой одежде для евреев действовали в мусульманском мире с IX до XIX века, а в Йемене — даже до середины XX века.

Для христианских стран требование о ношении знака идёт с 1215 года, но это постановление по-разному исполнялось в разных странах Европы. Отменили знаки лишь в XVII веке.

Считается, что закреплению антисемитских предрассудков в европейском сознании способствовал Мартин Лютер.

Он рассчитывал найти в евреях союзников в своей борьбе с Римской церковью. Но евреи дали понять Лютеру, что они не перейдут в протестантизм и не отрекутся от своей веры, иудаизма.

Это вызвало такую ярость у Лютера, что он заклеймил их и призвал соотечественников изгнать иудеев.

Таким образом, за века сложились основные антисемитские сюжеты: евреи — осквернители гостии, отравители колодцев, распространители эпидемий и болезней, ритуальные убийцы, подлые торговцы-ростовщики, мошенники и т. д.

Кровавые наветы продолжались вплоть до XX века.

Антисемитизм на Ближнем Востоке

В ряде исламских стран иноверцы, включая евреев, были подданными низшей категории. В отношение них с VIII по XIX век действовали ограничительные законы. Евреям запрещали строить синагоги и изучать Коран. Им нельзя было держать слуг-мусульман, носить одежду и причёски, принятые у мусульман, иметь мусульманские имена и прозвища.

Евреи не могли носить оружие, ездить на лошадях и мулах — можно было только на ослах. Им нельзя было жить в домах выше, чем дома мусульман, и строить более высокие надгробия, чем у мусульман, занимать должности, дающие власть над мусульманами.

Имущество евреев и христиан после их смерти переходило в распоряжение властей до тех пор, пока наследники не доказывали своих прав на него в соответствии с мусульманскими законами.

Антисемитизм в Российской империи

Настроения в царской России в этом плане не слишком-то отличались от европейских.

«Еврейский вопрос» был одним из самых болезненных национальных проблем Российской империи. Политика власти в отношении евреев различалась от монарха к монарху.

Елизавета I в 1742 году издала указ об изгнании из России евреев, а Екатерина II позволила им селиться в Причерноморье.

Для своего времени политика Екатерины II была весьма просвещённой. Императрица считала, что если евреям дать равные права, то они будут полезны для общества.

Как и христианам, им было предложено записываться в сословия — купеческое и мещанское.

Сенат указом от 7 мая 1786 года подчеркнул полное равенство евреев. Этот указ впервые формально провозгласил, что евреи будут наделены всеми правами их сословия и что дискриминация их на основе религии или происхождения незаконна.

Но указ был не принят обществом и остался не реализован. Даже крайне небольшое число еврейских купцов, оказавшихся тогда в Москве, вызвало решительное противодействие местных торговцев. В 1791 году Екатерины II отказала еврейским купцам в праве переехать во внутренние губернии империи.

Большинство историков рассматривали этот отказ как поворотный момент в истории российского еврейства. Фактически уже тогда возникла черта оседлости, за пре­де­ла­ми ко­то­рой ев­ре­ям за­пре­ща­лось по­сто­ян­ное жи­тель­ст­во.

Официально черта оседлости была закреплена указом от 1794 года. Он определил или подтвердил территории, открытые для проживания в них евреев. Но эта территория не была однородной ни в географическом, ни в этническом, ни в культурном смысле.

В черту оседлости вошли литовско-белорусский, украинский и новороссийский регионы, а также Бессарабия и, неофициально, земли Центральной Польши. В этих губерниях евреям разрешалось жить только в сельской местности. Черта еврейской оседлости просуществовала до 1917 года.

С 1865 году в России расширили права для евреев. Их по-прежнему не могли принять на службу в правительственные и иные административные учреждения, но теперь они могли заниматься медициной, юриспруденцией, журналистикой. Но представители этих профессий, ощутив растущую конкуренцию, вскоре стали выступать против обучения евреев в государственных учебных заведениях.

Условно «решение» «еврейского вопроса» в Российской империи историки делят на периоды до 1881 года и после.

В 1881 году после убийства Александра II народовольцами прошла целая серия погромов. Британский историк российского еврейства Джон Клир отмечает, что до 1881 года власти проводили политику по «сближению» и «слиянию», так как «государство и общество сошлись во мнении, что евреи могут и должны быть преобразованы в здоровую силу общества».

Дальнейшее усиление политической реакции, погромы, государственный кризис в стране привели к ещё большему ухудшению условий жизни всех жителей страны и евреев в частности. Последних коснулись ограничения.

С 1887 по 1917 год в России приём евреев в высшие и средние учебные заведения был законодательно ограничен процентной нормой.

Погромы и притеснения вызвали массовую эмиграцию евреев в другие страны. Историки оценивают число евреев, которые эмигрировали с 1881 по 1914 год, в пределах 2 млн человек.

Хотя в первом десятилетии XX века были предприняты попытки облегчить положение евреев, они встречали сопротивление правых политических кругов.

Антиеврейские настроения подогревали соответствующие выпады в прессе. Журналист и политический деятель Шмаков и католический ксёндз Пранайтис писали о всемирной опасности, якобы исходившей от еврейства. Они утверждали, что еврейская религия предписывает вредить христианам и употреблять кровь их детей.

Любое громкое убийство накануне Пасхи запускало слухи о ритуальном убийстве и поиски «виновного еврея».

Особенное значение получило дело Бейлиса о зверском убийстве киевского подростка. Его тело нашли 20 марта 1911 года на кирпичном заводе в предместьях Киева. Вскоре подозрение следствия пало на мастера кирпичной фабрики еврея Менделя Бейлиса.

Несмотря на то что в 1913 году Бейлис был оправдан судом присяжных за слабостью улик, судебный процесс по этому делу стал не только самым громким внутри страны, но и расколол на два лагеря всё российское общество и попал в заголовки мировой прессы.

Для русской криминалистики это дело стало такой же нерешённой тайной, какой был британский Джек Потрошитель.

Дело Бейлиса. Рисунок Владимира Кадулина, 1910-е годы

Как «Протоколы сионских мудрецов» стали обоснованием для нового антисемитизма

Антисемитизм как элемент нацизма

Нацистская пропаганда использовала «Протоколы сионских мудрецов» и сложившиеся веками антисемитские мифы для разжигания ненависти к евреям в немецком обществе.

О положении евреев в Германии говорит то, что даже в XIX веке было распространено множество антисемитских пословиц и поговорок, оставшихся от Средневековья. Например: «Кто обманет еврея, получит первое место на небе».

Только в 1871 году в Германской империи отменили большинство ограничений для евреев в торговле и в ремесле. Наконец-то евреи получили равные права с коренными немцами и смогли проявить себя в значимых для общества сферах.

Это привело к волне агрессивного антисемитизма в конце XIX — начале ХХ века. Население Германии посчитало эти изменения неправомерным «возвышением» евреев.

По оценке немецкой исследовательницы Марлен П. Хиллер, именно этот всплеск антисемитизма в конце XIX века в Германии в итоге вылился в ужасающий холокост.

Но тогда ситуация в Европе ещё была относительно безобидна. Да, евреев попытались выдавить из социальной, экономической и политической жизни общества. Например, в Западной Европе евреев исключили из некоторых организаций.

Основным инструментом преследования евреев в конце XIX века был «антиеврейский бойкот», который привёл к появлению в Австрии лозунга: «Не покупайте у евреев».

Довольно скоро бойкот сменили еврейские погромы.

Германия, 1938 год

Еврейские погромы и холокост

Основными триггерами для еврейских погромов обычно выступали:

  • возмущение коренного населения тем, что у евреев равные с ними права (при этом честную конкуренцию с евреями они проигрывают);
  • богатство иудеев (подлинное или мнимое);
  • вера малообразованного населения в «еврейские козни» (якобы евреи хотят захватить власть, евреи пьют кровь христиан или совершают ритуальные убийства иноверцев).

Перечисленные факторы использовали как повод для начала погромов уже в античности. Считается, что первый в истории антисемитский погром греки устроили александрийским евреям в 38 году н. э. Формальным поводом стал отказ евреев поклоняться статуе римского императора в синагогах, после чего наместник Александрии Авилий Флакк лишил евреев гражданских прав как «чужаков и пришельцев», ограничил их расселение одним городским кварталом и фактически разрешил горожанам их преследование.

Толпа греков грабила лавки, принадлежавшие евреям, громила их дома и многих убила, не пощадив ни стариков, ни детей. Римский наместник не только не помешал толпе зверствовать, но и открыто встал на сторону погромщиков.

Жалобы евреев императору успеха не возымели.

К счастью для иудеев, в 41 году н. э. Клавдий, новый император, сместил Авилия Флакка, отправил его в ссылку и вернул александрийским евреям гражданские права.

Жестокие еврейские погромы происходили и в Российской империи и были связаны с крупными социальными потрясениями на фоне бездействия властей и полиции.

В 1881 году, спустя месяц после убийства Александра II народовольцами, погромы охватили весь юго-запад империи и продолжились в разных местностях. Застарелый антисемитизм и недовольство жёсткой экономической конкуренцией в городах и растущей безработицей способствовали распространению слухов, что якобы Александр II убит евреями и что поэтому власти отдали негласный приказ повсеместно устраивать погромы.

Затем погромы прошли в Варшаве и в некоторых других польских городах. В 1883 году антиеврейские беспорядки вспыхнули в Нижнем Новгороде. И стали массовыми в начале 1900-х годов.

Следующие волны погромов прошли в 1903–1906 и 1917–1921 годах.

Историки признают, что городские власти предпринимали попытки купировать антиеврейские беспорядки. Но сделать это было нелегко: полиция была малочисленна, а армия не имела никакого опыта подавления городских беспорядков.

В Гражданскую войну евреи пережили третью «погромную волну». Её главное отличие от погромов первых двух волн — колоссальное число жертв. По разным оценкам, жертвами антиеврейских акций в те годы стали от 100 000 до 200 000 человек, в два раза больше было ранено.

Социальное напряжение после Первой мировой войны обострило антисемитские настроения.

В Германии на евреев возложили вину за бедствия страны. С приходом к власти нацистов антисемитизм стал немецкой государственной политикой, затронувшей все сферы жизни. Никогда ещё за многовековую еврейскую историю антисемитизм не принимал таких чудовищных форм, как в этот период.

Во второй половине 1930-х годов по городам Европы прошли нападения, избиения, погромы евреев.

В погромах «Хрустальной ночи» 1938 года, которая прошла в ночь с 9 по 10 ноября в десятках городов Германии и Австрии, были сожжены или разгромлены десятки синагог, тысячи торговых и коммерческих предприятий евреев, сотни жилых домов. Нацисты арестовали около 3500 евреев за эту ночь и отправили их в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау.

Усиливающийся фашизм привёл к одной из величайших трагедий в истории еврейского народа и мира в целом — холокосту. В результате действий нацистской Германии и её союзников в Европе погибли до 6 млн евреев.

Антисемитизм сегодня

Антисемитизм в Европе

Особенность антисемитизма в том, что его обостряют практически любые социальные кризисы. Пандемия коронавируса не стала исключением и «подарила» новое специфическое проявление антисемитизма, не существовавшее до 2020 года.

Евреев стали обвинять в разработке и распространении коронавируса. Центр Кантора при Тель-Авивском университете, отслеживающий состояние антисемитизма в мире, обвинил в распространении этих слухов Иран.

Социологические исследования последних лет показывают, что проблема антисемитизма в Венгрии, Польше, Франции становится всё более острой.

Наплыв беженцев-мусульман спровоцировал рост ксенофобии и националистических настроений у населения, а также усиления в политике правых популистов. Во Франции, где и раньше доля неевропейского населения была велика, это сочетается с угрозой арабского антисемитизма.

В 2023 году Французский институт изучения общественного мнения (IFOP) сообщил, что 91% учащихся еврейского происхождения во Франции сталкивались с проявлениями антисемитизма. Студенты также заявили, что они больше страдают от действий крайне левых, чем ультраправых.

Антисемитизм в России

Россия позиционирует себя как многонациональная и мультирелигиозная страна. Поэтому запрет на нетерпимость по национальному и расовому признаку прописан на уровне даже основного закона — Конституции.

Тем не менее антисемитизм прошлого всё ещё оказывает своё влияние на бытовом уровне, а в отдельных республиках и регионах до сих пор не искоренены националистические настроения, в которых есть место и антисемитизму. В 1990-х это привело к разрастанию радикальных и околокриминальных группировок (скинхеды и пр.), которые совершали преступления на почве ненависти. Но в 2000-х большую часть этих группировок удалось приструнить.

Исследования последних пяти лет отмечают, что антисемитизма как по-настоящему острой проблемы в России нет.

В Европе все антисемитские настроения имеют гораздо большее распространение. В России же такие насильственные проявления антисемитизма, как осквернение еврейских кладбищ, вандализм и открытое проявление агрессии по отношению к евреям фиксируют крайне редко.

Главным отличием антисемитизма в России еврейские исследователи называют то, что он встроен в общую ксенофобию и чаще проявляется на бытовом уровне.

Также в остаточном российском антисемитизме совсем нет антисионистского компонента, в отличие от стран Европы, где волны антисемитизма непосредственно связаны с политикой Израиля на Ближнем Востоке.

Еврейский погром в Дагестане 2023 года