Что такое AIDA. Объясняем простыми словами
Согласно AIDA, подвести клиента к покупке можно в четыре этапа:
- attention (внимание) — привлечь внимание к продукту с помощью рекламы;
- interest (интерес) — вызвать интересе к продукту уникальным торговым предложением;
- desire (желание) — вызвать желание купить продукт;
- action (действие) — подвести клиента к покупке.
Пример употребления
_«На следующий день я прокручивал происходящее у себя в голове и всё больше понимал, что эта встреча не случайность. Взаимный взгляд незнакомки — это повод завладеть моим вниманием. Её поход к бару в одиночестве — это способ вызвать желание подойти к ней. А телефон — не что иное, как туфелька Золушки, которая спровоцировала меня действовать прямо сейчас. Это была игра. Меня подталкивали к новым шагам, а я шёл и думал, что решения принимаю сам. Неважно, как звали девушку, но её второе имя — точно АИДА». _
(Руководитель департамента маркетинга студии #ЗАДИЗАЙНЕНО Дмитрий Чернов — в колонке на VC.)
Нюансы
Маркетологи используют AIDA уже больше ста лет. Её ввёл в продажи в 1898 году американский специалист по рекламе Элайас Сент-Эльмо Льюис.
У этой модели есть много существенных преимуществ.
- AIDA проста и универсальна, её можно использовать в любой сфере.
- Эффективность каждого этапа AIDA можно легко отследить.
- Модель даёт простор для творчества.
Модель AIDA работает на основе человеческой психологии. В её основе — набор стереотипных поведенческих реакций (паттернов). Маркетологи с помощью психологических приёмов (триггеров) мотивируют человека сделать покупку.
Критика
Несмотря на все достоинства модели AIDA, её критикуют как устаревшую и предлагают аналоги. Филип Котлер в книге «Маркетинг 4.0» предложил новую модель из пяти «А»: это знакомство (Aware), интерес (Appeal), исследование (Ask), действие (Act), приверженность (Advocate).
Кроме того, модель AIDA дополняют пятым пунктом и превращают в AIDA(S). Это Satisfaction — удовлетворение: покупатель, удовлетворённый покупкой, вернётся и, возможно, приведёт новых клиентов.
Статью проверил:
Данил Попов, руководитель направления продуктового маркетинга в «Нетологии»