secretmag.ru
Криминал11 мин.

Юзер платит дважды. Как распознать афериста в компьютерном мастере по вызову

Даже хорошие компьютеры рано или поздно могут потребовать ремонта. Но, вызвав мастера из интернета с привлекательным прайсом за услуги, легко можно столкнуться с тем, что финальный счёт окажется в разы больше оговоренного. А полиция в ответ на заявление об обмане просто разведёт руками. Ежедневно такие случаи происходят в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Твери. В России действуют целые сети «серых» компьютерных сервисных центров с лжемастерами. «Секрет фирмы» поговорил с жертвами аферистов и узнал у экспертов, по какой схеме чаще всего работают недобросовестные компьютерные центы.

Лжемастера и где они обитают

Компьютерное мошенничество плотно обосновалось в России, став одним прибыльных видов «теневого» бизнеса. Официальной статистики таких преступлений никто не ведёт, но свою долю криминального рынка они заняли давно и плотно.

Под мошенничеством в предпринимательстве понимается обман при заключении сделки, предоставление недостоверных сведений, злоупотребление доверием, которые привели к хищению чужого имущества или добровольной передаче жертвой денежных средств под ложным предлогом за неоказанную услугу. К этому также можно отнести вымогательство за оказанную без спроса услугу и введение в заблуждение относительно стоимости услуги.

Согласно данным Генпрокуратуры, в последние годы в России растёт общее количество случаев мошенничества. В 2021 году их число увеличилось на 6,5% по сравнению с предыдущим годом. Всего за январь — ноябрь 2021 года в России выявили около 281 900 преступлений, совершённых мошенниками. При этом общая сумма мошеннических операций, провёрнутых в 2021 году с помощью различных сервисов объявлений («Юла», «Авто.ру» и проч.), по предварительным данным, может достигать 2 млрд рублей, сообщил сервис мониторинга даркнета DLBI.

В основном мошенники используют методы социальной инженерии для выманивания денег на сайтах объявлений, отмечает DLBI (речь про психологическое манипулирование людьми, чтобы они совершили определенные действия или раскрыли конфиденциальную информацию. Среди жуликов есть и компьютерные лжемастера, размещающие там объявления о своих услугах. И отличить их от реальных специалистов подчас невозможно.

Косвенно о проблеме говорят постоянно мелькающие в СМИ сообщения о россиянах, столкнувшихся с завышением цен за починку техники. К примеру, 11 января стало известно об обмане преподавателя из Нижнего Новгорода. Женщина нашла «мастеров» по объявлению в газете «Из рук в руки» и попросила настроить приложение для конференций.

Пришедший домой мужчина сказал, что ноутбук неисправен, ему осталось жить 16 часов. За четыре часа работы он выписал счет в 30 000 рублей. Эти деньги надо было заплатить за сборку-разборку, чистку и настройку ПО и драйверов. В официальных сервисных центрах стоимость этих работ была бы куда скромнее. Но в полиции, куда женщина обратилась после инцидента, состава преступления не нашли.

Аналогичный случай произошёл в Казани. Пенсионер Ильгизар Исмагилов нашёл в сети компьютерного мастера и попросил его починить компьютер. По вызову приехало два человека. Они сказали, что сломалась клавиатура и что ремонт будет стоить 2500 рублей. «Компьютерщики» настояли, что заберут ноутбук с собой. Мастера вернулись через несколько дней, но уже со счётом 5400 рублей. Пенсионер вызвал полицию, однако мужчины не хотели уходить. В результате им надоело ждать, и они согласились на 3000 рублей.

Таких случаев — десятки и сотни по всей стране. Мошенники работают не только через доски объявлений. Они создают фирмы, сайты которых пачками выпадают в поисковиках по запросу «компьютерный мастер» или «ремонт ноутбука». Как правило, это целые сети — компьютерные сервисы, как грибы после дождя, один за другим открываются по разным адресам. На сайтах есть прайс, как правило, довольно привлекательный для клиентов. Однако мастера, выезжающие на дом, знают, как раскрутить жертву на суммы, превышающие реальную стоимость ремонта в три-четыре раза.

Константин Ерохин
адвокат

Учитывая высокую анонимность, которую предоставляет интернет, достаточно сложно привлечь к ответственности владельцев и организаторов подобных компаний. Кроме того, ещё сложнее доказать мошеннический умысел подобных лиц — обычно правоохранительные органы предлагают пострадавшим клиентам решать подобные вопросы через суд или обращаться в Роспотребнадзор.

Само по себе завышение цен не является мошенничеством с точки зрения действующего законодательства. Продавец услуги сам вправе определять свою ценовую политику, а клиент вправе соглашаться с этим или не покупать услугу. Однако зачастую недобросовестные «мастера» меняют детали или даже целые блоки в технике клиентов, что, конечно, с большей вероятностью может повлечь за собой уголовно-правовые последствия.


Как рассказал «Секрету фирмы» IT-инженер Максим Лузгин, ему предлагали поработать в одном из таких центров. Его название программист предпочёл не разглашать.

«Я, ещё будучи студентом, прошёл собеседование, как потом оказалось, в подобную фирму. Работать там, правда, я не стал. Схема была следующая: одна компьютерная работа проводится сразу вместе с дополнительными, которые являются само собой разумеющимися. Например, переустановка операционной системы будет стоить условные 500 рублей. А за последующую настройку BIOS, установку драйверов, программ, фрагментацию/дефрагментацию диска возьмут дополнительных денег — по 200–500 рублей за каждую из работ», — рассказал Лузгин.

По его словам, драйверов на любой компьютер можно установить и 20 штук. «Всё будет зависеть от того, какую сумму хочет "накрутить" мастер для вас. При этом сам специалист работает лишь за 20–30% от этой суммы. Жертвами, как правило, становятся технически малограмотные люди», — объяснил эксперт.

«Секрет фирмы» поговорил с пострадавшими от таких фирм из Москвы. Вот их истории.

История № 1. Мастер-фантазёр

Молодой человек в потёртых джинсах, растянутом шерстяном свитере и с чёрной переносной сумкой для ноутбука деликатно позвонил вечером в дверь менеджеру по продажам из Москвы Виктору. Компьютерный мастер, которого Виктор вызвал часом ранее, не представился и не стал задавать вопросов по поводу поломки. Он поспешил положить ноутбук в сумку, дал на подпись договор и пообещал на следующий день выявить неисправность.

После того как мастер вышел, Виктор почувствовал: здесь что-то не так. Он перечитал договор и увидел, что в самом конце мелким шрифтом было указано: за диагностику мастеру следует заплатить 2000 рублей. Согласно исследованию рынка, проведённого нашим корреспондентом, средняя стоимость диагностики компьютера в Москве не превышает 500 рублей.

На следующий день мастер перезвонил и сказал, что на ноутбуке полетел мультиконтроллер. Ремонт должен стоить 7000 рублей. Молодой человек пообещал не брать деньги за диагностику, если ремонт будет сделан у него. Виктор отказался, подумав, что причина поломки, скорее всего, в другом. Ноутбук при включении жужжал, а такой звук может издавать только вентилятор.

Забирать ноутбук Виктору пришлось уже самому, при этом ехать надо было на другой конец Москвы. Мастер при встрече включил ноутбук, тот работал без шума. Он сказал, что решил оказать бесплатную услугу, починив компьютер даром. В документе, выданном Виктору, говорилось, что была проведена диагностика, а также проделаны какие-то работы с первичной цепью питания, мультиконтроллером и проч. Перечень конкретных работ с этими деталями клиенту не выдали.

В другом сервисном центре, куда Виктор сразу отнёс ноутбук, сообщили, что «диагноз» прошлого мастера неверен. В компьютере сломался вентилятор, цена его замены вместе с работой составляет всего 3000 рублей. Мастера объяснили, что прошлый «специалист» с компьютером ничего не делал, максимум — просто почистил старый и уже слабо работающий вентилятор.

На официальном сайте сервисного центра, где работал первый мастер, был указан один адрес (но в картографических сервисах в обозначенном здании компьютерная мастерская указана не была). При этом ездил забирать ноутбук Виктор уже по другому адресу. Там в разрушающемся двухэтажном здании, действительно, находится якобы одно из отделений компании.

Всего отделений три. И у каждого — свой сайт. Правда, все эти сайты одинаковые и отличаются только ссылками. Фирма, с которой Виктор заключил договор, зарегистрирована незадолго до описанных событий.

История № 2. Мастер-трудяга

Вторая история произошла весной 2020 года с москвичкой Оксаной. Женщина вернулась из Индии и была вынуждена находиться на обязательном двухнедельном карантине. Внезапно у неё сломался ноутбук. Оксана решила вызвать мастера на дом, позвонив в найденный по объявлению сервисный центр.

Молодой человек по имени Евгений, назвавший себя компьютерным мастером, быстро приехал к Оксане домой. Он внимательно выслушал всю информацию о поломке. Затем включил ноутбук и сказал, что ремонт обойдётся в 3000 рублей.

Мастер почистил термопасту на ноутбуке и стал переустанавливать Windows. Оксана попросила его перенести часть ценных данных на переустановленную систему. Мастер согласился. По времени это заняло полдня. На лице мастера выступили капельки пота, во время автоматического переноса данных он всё время смотрел в монитор, стараясь показать, что контролирует весь процесс.

Счёт, который затем предъявил компьютерщик, Оксану, мягко говоря, удивил. Она оказалась должна за ремонт не 3000 рублей, а 20 000 рублей. За сохранение и перенос данных мастер взял 10 000 рублей, оплата была почасовая. В среднем такие работы в сервисных центрах Москвы оцениваются в 1000–1500 рублей.

Оксана всё же заплатила эти деньги мастеру, а затем написала жалобу в Роспотребнадзор. Однако оттуда пришёл ответ, что помочь ничем не могут.

Этот сервисный центр существует до сих пор. В Москве он работает сразу по пяти адресам. Оксана рассказала, что отправляла по указанному на сайте компании адресу основного офиса письмо с жалобой. Оно вернулось назад, не найдя получателя.

При этом договор с Оксаной заключала компания с другим названием, чей адрес тоже оказался фиктивным.

По ряду признаков, обе сети сервисных центров, фигурирующие в историях жертв, напоминают фирмы-однодневки.

Константин Ерохин
адвокат

Фирмы-однодневки, оказывающие компьютерные услуги, работают благодаря некоторым лазейкам в законодательстве. Зарегистрированная компания обыкновенно нужна только для:

  • заключения договора аренды на конкретное помещения;
  • регистрации кассового аппарата и приёма денег от клиентов;
  • трудоустройства сотрудников и выплаты «белой» заработной платы;
  • закупки оборудования или комплектующих у поставщиков.

Но оказание услуг по ремонту компьютеров и телефонов даже не требует какой-то специальной лицензии. В этой связи мошенники зачастую просто покупают компанию с номинальным директором и учредителем и пользуются ей для получения денег от клиентов. Такая компания может быть зарегистрирована в любой части Российской Федерации, а сами мошенники могут так никогда и не увидеть директора.

Всеми процессами сейчас можно управлять удалённо через интернет. Стоимость подобной компании — 50 000–100 000 рублей, в зависимости от «качества» руководителя, номинального адреса и банка, в котором у компании открыт счёт. Если компания «портится», её просто оставляют и покупают новую. Ничто также не мешает оперировать несколькими компаниями одновременно.

Кроме того, зачастую деньги за «сервис» принимаются на карту физического лица в обход кассового аппарата. Карту для подобных операций, зарегистрированную на неустановленное лицо, также можно свободно купить.

Однако все эти моменты обычно нужны для компаний, которые работают и принимают клиентов в живом офисе. Вместе с тем, поскольку большинство заказов сейчас поступает и обрабатывается через интернет, фирма для оказания услуг вообще может быть не нужна — деньги получаются на карту физического лица, заказы принимает и выдаёт курьер, все расчёты с работниками и контрагентами ведутся за наличные. Таким образом, фирмы как таковой и нет — есть просто отдельные люди, которые организуют подобный сервис.


По описанным схемам и без того прибыльный бизнес по ремонту вечно ломающихся компьютеров и ноутбуков становится настоящей золотой жилой. При этом внимания правоохранительных органов лжемастера с почасовой оплатой и раздутыми ценниками за простые манипуляции пока не привлекают. А значит, подобных сервисных центров и в Москве, и в других крупных городах страны будет становиться всё больше.

Как уберечься и распознать афериста

Виктор Денисов
адвокат

Схема по хищению денег граждан компьютерными мастерами проста. Мошенники, получив заказ, выезжают на адрес. В ходе разговора они оценивают уровень знаний жертвы в компьютерной отрасли, а также изучают внутреннее убранство квартиры для понимания финансовых возможностей. Если перед мошенником человек с достатком, не имеющий знаний в компьютерной отрасли, — мошенник действует уверенно.

Первый приём — это выдумывание несуществующих поломок, за которые обязательно берётся оплата (см. первую историю).

Второй приём — это завышение цены за услуги (см. вторую историю). Не зря говорят, что вежливость — оружие мошенника. Многие люди, особенно старшего возраста, попросту не могут сказать «нет» или начать скандал по поводу неразумной цены «мастера» — ведь он был вежлив и обходителен! — и молча подписывают акты выполненных работ.

Третий приём — это рассрочка и заём. Видя, что у жертвы нет денежных средств, «мастер» быстро предлагает решение, заставляя клиента влезть в долги.

Распознать мошенника очень сложно, но есть один рабочий инструмент. Если вы видите, что цена за услуги непомерно высока, просто, подписывая акт выполненных работ, напишите, что отказываетесь оплачивать, т. к. цена договора не была с вами оговорена, как и сам перечень работ, а услуга навязана. Мошенники очень редко отстаивают свои права в суде и чаще всего ретируются.


Сергей Уточкин
адвокат

Я бы порекомендовал во втором случае, когда мастер выставил счет на 20 000 рублей, вызывать полицию. И если мастеру что-то не нравится, то пусть он подаёт на заказчика в суд. Платить таким людям ничего не надо. Если вы договорились о некой сумме, то заплатите только её.

Если вызвать полицию, мошенник, скорее всего, не будет её дожидаться. Тем более если он не ознакомил свою жертву заранее с прайсом. По закону о защите прав потребителей, продавец должен заранее проинформировать клиента о стоимости услуг.

Мошенники часто стараются создать видимость серьёзной работы, они затягивают время пребывания в квартире. Это даёт им основание требовать завышенную плату за свои услуги. Это похоже на цыганский гипноз. Цыганка подходит к тебе на вокзале и просит деньги за гадание. Не пройдёт и нескольких минут, и вы можете отдать ей всю наличность. Так же действуют и компьютерные мастера, гипнотизируя своих жертв.


Воевать с лжемастерами, особенно если клиент уже отдал им деньги, довольно муторно. Даже если их удастся потом найти по указанному в объявлении или на адресе сервисного центра адресу, с точки зрения полиции классифицировать их действие как мошеннические сложно, так что этим делом, скорее всего, никто не будет заниматься.

Основное, что может сделать человек, не желающий переплачивать за услуги сомнительного качества и опасающийся за целостность отданного в починку компьютера или ноутбука, — не связываться с мастерами, чей статус вызывает сомнения. Лучше найти официальный компьютерный сервис с «живым» офисом и отзывами реальных клиентов, указали юристы. И попросить заранее озвучить весь список работ с ценами за каждую услугу.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com