secretmag.ru
Криминал2 мин.

В работе обманывающих россиян мошенников нашёлся украинский след

Украинское издание «Страна» провело расследование о работе мошеннических колл-центров, жертвами которых становятся клиенты российских банков. Сотрудник издания под видом безработного устроился на работу в один из таких центров. За работу сотрудники колл-центра получают $100 (7274 рубля по текущему курсу) плюс 7,5% переводов жертв. Журналист описал основные схемы, по которым обманывают клиентов банка.

Во время трудоустройства сотрудник центра рассказал журналисту «Страны» об основных принципах работы: «Мы звоним гражданам России, представляемся техническими сотрудниками Сбербанка и пытаемся развести людей на то, чтобы они перевели деньги со своих банковских карт на наши, а если у них нет денег, то чтобы они взяли кредит и перевели деньги нам. Как это делать, написано в методичке».

Как пишет «Страна», для обмана жертв используют две стандартные схемы:

  • звонок от имени сотрудника Сбербанка с просьбой предоставить данные карты из-за мошеннических действий;
  • звонок из полиции о том, что родственник жертвы попал в беду, с предложением перевести деньги.

Журналисту выдали методичку, по которой надо строить разговор с жертвой. Если жертва «клюёт» в начале разговора, то её переводят на более опытного сотрудника колл-центра. Он представляется сотрудником МВД, которому банк якобы передал дело из-за «мошеннических действий с банковской картой».

«Ты открываешь базу данных, в которой номера тысяч людей, и ты выбираешь любого из них. Это как на речке, ты можешь забросить удочку в любое место, но не везде клюнет. Ежедневно я делаю около 300 звонков, и всего 5–7 из них клюют. Иногда ни одного, но такое редко бывает», — признался один из сотрудников колл-центра журналисту.

Колл-центр находится в жилом доме в самом центре Киева — на улице Владимирской, рядом с центральным управлением Службы безопасности Украины. В интернете много объявлений о «трудоустройстве» к мошенникам. Среди требований обозначены «грамотная речь, свободное знание русского языка, минимальные навыки работы с ПК, усидчивость, внимательность, аккуратность, высокий уровень дисциплины и желание развиваться».

Издание отметило, что «все сотрудники чётко осознают, что они занимаются мошенничеством». Впрочем, при трудоустройстве журналисту сказали, что банковские карты жертв застрахованы, а «украсть у банка не страшно».

Ранее в «Сбере» заявили, что телефонные мошенники ежемесячно крадут у россиян 3,5–5 млрд рублей. По словам главы проекта Общероссийского народного фронта «За права заёмщиков» Евгении Лазаревой, телефонные мошенники чаще всего звонят не из мест лишения свободы, а из бывших советских республик с помощью средств IP-телефонии.

В сентябре «Сбер» запустил нейросеть «Аура» для борьбы с телефонными мошенниками. Разработка поможет россиянам распознать звонки от аферистов. Как только искусственный интеллект решит, что звонок может быть мошенническим, абонент услышит звуковое предупреждение.

Фото: Scott Evans, CC BY-SA 4.0