secretmag.ru
Истории

Возможность острова: Как исландец Альфред Элиассон изобрёл лоукостеры

Крушение, угроза банкротства и другие шаги на пути к дешёвым билетам
30 сентября 1950 года американский военный в последний раз попробовал завести двигатель самолёта DC-3. Тот не подавал признаков жизни. На леднике Ватнайёкюдль было около –30 °С — американцы просто не могли подумать, что двигатель при такой температуре откажется работать. Пилот вылез из кабины, развёл руками и стал готовиться к пешей прогулке.

30 сентября 1950 года американский военный в последний раз попробовал завести двигатель самолёта DC-3. Тот не подавал признаков жизни. На леднике Ватнайёкюдль было около –30 °С — американцы просто не могли подумать, что двигатель при такой температуре откажется работать. Пилот вылез из кабины, развёл руками и стал готовиться к пешей прогулке.

Шесть дней назад здесь совершил экстренную посадку грузовой лайнер Douglas C-54 Skymaster исландской авиакомпании Loftleiðir. У него отказали все средства коммуникации. На борту было тело американского военнослужащего, так что к поисково-спасательной операции присоединились ВВС США. На четвёртый день нашли самолёт и шестерых членов экипажа — невредимыми. За ними прислали военный самолёт, забыв о климатических особенностях острова.

Через несколько километров спасателей и спасённых подобрал патруль на снегоходах. Брошенный самолёт в ВВС США решили списать, всё равно его скоро занесёт снегом, так что не отыщешь. Узнавший об этом генеральный директор Loftleiðir (экспортный вариант названия — Icelandic Airlines) Альфред Элиассон предложил выкупить права на спасение лайнера за $700. Американцы согласились и подписали сделку.

Издание Fast Company утверждает, что согласие американцев привело к появлению первой в мире лоукост-авиакомпании. «Секрет» пересказывает самые интересные моменты этой истории.

Крушение = спасение

В тот момент Loftleiðir была на грани финансовой катастрофы. Образованную в 1944 году компанию вытеснили с рынка трансатлантических перевозок гиганты вроде Pan Am. Внутренний рынок в стране, в которой тогда жили только 200 000 человек, тоже не мог её прокормить. Loftleiðir совершала только один регулярный рейс — из Рейкьявика на острова к востоку от Исландии. Элиассон также договаривался с местными предпринимателями о доставке грузов из Европы. Но и это не спасало. Самые оптимистичные прогнозы давали Loftleiðir максимум пару лет жизни.

Альфред Элиассон

© © Icelandair

Чтобы вытащить компанию из финансовой ямы, Элиассону потребовалось всего лишь достать из снеговой ямы американский самолёт.

Он верил, что DC-3 принесёт ему удачу. Всё-таки это единственный в мире грузовой самолёт, на счету которого было убийство во время Второй мировой войны. Японский камикадзе решил сбить его и врезался ему в левый бок. DC-3 действительно лишился почти всего левого крыла, но не упал. А вот японский самолёт не выдержал собственной атаки и рухнул в океан.

В апреле, когда снега на леднике начали таять, Элиассон снарядил небольшую экспедицию. Самолёт нашли довольно быстро — козырёк кабины высовывался из-под снега. Но как его транспортировать до ближайшей взлётной полосы? Весь май Элиассон и его команда раскидывали снег, прокладывая дорогу бульдозеру, тащившему DC-3 за собой.

Когда дотащили, выяснилось, что DC-3 почти не повреждён. Его отогрели и отправили транзитом через Рейкьявик в Англию на модернизацию. Там он приглянулся топ-менеджерам испанской авиакомпании Iberia, которые предложили выкупить его за $75 000. Элиассон подписал бумаги не раздумывая — Loftleiðir была спасена.

Медленно = дёшево

В 1927 году Чарльз Линдберг совершил первый в мире полёт Нью-Йорк — Париж. После этого миллионы путешественников стали пересаживаться с кораблей на самолёты, а рынок трансатлантических перевозок стал самым лакомым куском для авиакомпаний. Проблема заключалась в одном — он был слишком зарегулирован.

IATA (Международную ассоциацию воздушного транспорта) возглавлял Уильям Хилдред. Во время Первой мировой он служил пехотинцем в Британской армии и видел деструктивную силу самолётов. Он мечтал «сделать небо безопасным местом», а потому придумывал всё новые и новые правила. К началу 1950-х IATA контролировала почти всё — от расписания полётов до цен на билеты. В том числе ассоциация запрещала авиакомпаниям совершать полёты, минующие страну регистрации.

© © Icelandair

Исландцы никогда не любили правила и часто строили своё экономическое благополучие как раз на их умелом обхождении. В 1952 году Элиассон предложить сделать то же самое с «дурацкими ограничениями ИАТА». Loftleiðir предложила летать из Люксембурга в Нью-Йорк на $100 дешевле, установленных IATA.

Предложение было не только смелым, но и выгодным. Сама авиакомпания в IATA не входила, а Люксембург был единственным европейским государством без собственных авиалиний, так что оштрафовать герцогство ассоциация не могла. Более того, пассажиры формально покупали два билета: Люксембург — Рейкьявик и Рейкьявик — Нью-Йорк. Самолёт действительно делал часовую остановку в исландской столице. IATA не нашла способа придраться.

Вскоре исландцы стали первыми в мире использовать старые самолёты, снижать затраты на обслуживание пассажиров и максимально загружать пилотов. При этом Loftleiðir несколько десятилетий оставалась одной из самых быстрорастущих авиакомпаний в мире. Если в 1953 году она перевезла только 5000 пассажиров, то к 1970 году их число выросло до 71 500. Доля Loftleiðir на рынке трансатлантических перевозок составила 2%, а выручка — $23,5 млн. При нынешних курсах валют это сопоставимо с $145 млн.

© © Icelandair

Помимо двух официальных имён компания получила прозвище «хиппи-экспресс». Большинство американцев начинали путешествие по «тропе хиппи» именно с дешёвого перелёта в Люксембург. В частности, об этих перелётах рассказывал, например, экс-президент США Билл Клинтон. А его жена Хиллари, находясь с официальным визитом в Исландии в качестве госсекретаря США, вспомнила слоган Icelandic Airlines: We are the slowest but the lowest («Мы самые медленные, зато самые дешёвые»).

В 1979 году из-за энергетического кризиса Loftleiðir объединилась со второй исландской авиакомпанией Flugleiðir, образовав Icelandair. Трансатлантические перевозки с остановкой в Рейкьявике — до сих пор главная статья дохода этой авиакомпании. Вторая лоукост-компания Laker Airways появилась только в 1977 году. Остальные — Southwest и Ryanair — образовались лишь в 1990-е после того, как рынок авиаперевозок был сильно дерегулирован.

Фотография на обложке: Icelandair