В США бум бизнес-инкубаторов для военных. Какие стартапы запускают ветераны?
Инженер армии США Кимберли Юнг смотрела на оранжевые цветы шафрана, растущие по обочинам дороги в афганской провинции Герат. Это было необычно: её взгляд привык к пыли и сорнякам, среди которых она выискивала мины, оставшиеся после боевых действий. «Каждый раз, когда мы находили бомбу, было ощущение, что где-то рядом падала новая. Это был бесконечный цикл», — вспоминает Юнг.
Шафран — одну из самых дорогих пряностей мира — выращивали жители соседней деревни, которая показалась Юнг по местным меркам зажиточной. Правда, война мешала экспорту, и Юнг подумала, что могла бы с этим помочь. Спустя три года её компания Rumi Space лидирует по количеству работающих на неё женщин в Афганистане — 380 сотрудниц. Выручка с тех пор выросла вчетверо. Поставляемый в США шафран покупают лучшие рестораны Америки — например, French Laundry и Daniel. «Мы бы не выросли так быстро, если бы не помощь Bunker Labs» — Юнг называет компанию, которая помогает бывшим военным открывать и растить собственные бизнесы. Издание Fast Company недавно посвятило таким инкубаторам большой текст. «Секрет» публикует его сокращённый перевод.
Шафран
«Бизнес — самый устойчивый способ для поддержания мира», — считает основательница Rumi Space Кимберли Юнг. Однако ни один из миллиардов долларов, направленных в Афганистан в XXI веке, не потратили на кооперацию с частным сектором и помощь деревенским районам. При этом 80% жителей Афганистана зарабатывают исключительно сельским хозяйством. Лучше всего продаётся опиумный мак. Его покупают талибы для производства наркотиков, которые потом поставляют на мировой рынок, в том числе в Россию.
В шафране, 90% которого поставляют из Ирана, Юнг увидела шанс переломить эту ситуацию. Когда её миссия в Афганистане закончилась, она вернулась в ту самую деревню и купила несколько сумок шафрана. В Америке она договорилась о пробных поставках в несколько ресторанов. Качество продукта устроило шефов — они согласились брать шафран по $169 за унцию. Уже через несколько месяцев рестораны заказывали у Юнг гораздо больше, чем она могла поставить за собственные деньги. Тогда Юнг и обратилась в Bunker Labs.
В инкубаторе компании помогли составить бизнес-план и свели с профессионалами в упаковке, импорте, экспорте и интернет-продажах. Но главное — дали деньги на новые закупки, что и обеспечило Rumi Space быстрый рост.
Инкубатор
Bunker Labs — один из крупнейших инкубаторов, созданных ветеранами для ветеранов. У него 15 отделений по всей стране. Чикагское — крупнейшее. Оно бесплатно помогает в управлении 370 компаниями: предоставляет им коворкинг, проводит 13-недельную программу акселерации, знакомит с менторами и организует питчи перед инвесторами.
Основатель Bunker Labs Тодд Коннор в 2000–2004 годах служил на флоте, а потом стал работать бизнес-консультантом. В 2014 году, когда всё больше американских военных возвращались из Афганистана и Ирака, он захотел помочь им приспособиться к жизни на гражданке. Тем более что качество поддержки со стороны государства его не устраивало: «С ветеранами часто обращаются так, будто им нужна психологическая помощь. Это далеко не всегда так. А уж если мы говорим о бизнесе, то рынку вообще всё равно, ветеран ты или нет. Главное — это то, какой у тебя продукт».
Первым делом Коннор провёл исследование и выяснил, что 25% ветеранов хотят заниматься собственным бизнесом, но считают, что им не хватает знаний. При этом уже состоявшиеся ветераны-предприниматели готовы ими делиться. «Армия всегда славилась сильными связями. По сути, это привилегированная сеть, которую никто никогда не пытался упорядочить», — объясняет Коннор.
Bunker Labs работает как инкубатор и в некотором роде представляет собой LinkedIn для ветеранов. На разных мероприятиях новички знакомятся с успешными ветеранами-бизнесменами и договариваются с ними о спонсорской помощи. При этом ни Коннор, ни спонсоры не забирают акции компаний. Сначала спонсорами были только региональные банки. Сейчас подключились такие гиганты, как Comcast и JP Morgan.
Последователи
Вслед за Bunker Labs подобные инкубаторы стали открывать и другие ветераны. В прошлом году бывший офицер ВВС США Филипп Поттер основал The Armory в Финиксе. Там ветераны составляют 8% взрослого населения. Отличие Armory от Bunker Labs в том, что Поттер работает с несколькими ветеранскими организациями для выявления потенциальных предпринимателей. Он находит людей с зачатками идей и запускает в десятимесячную инкубационную программу, предоставляя бесплатное место в коворкинге, юридическую поддержку, помощь в проработке идеи, расчёте жизнеспособности концепции и дальнейшем оформлении и развитии продукта.
За год благодаря Armory уже появилось десять компаний в разных сферах — от кибербезопасности до производства эргономичных банок для мусора. Одна из них — Rush Club, организатор соревнований по фитнесу среди профессиональных тренеров и спортсменов со всего мира. Два человека одновременно поднимают штанги, ядра, подтягиваются или лазают по канату. Победитель проходит в следующий этап, где ему противостоит более сильный соперник. «Они перепридумали фитнес-упражнения и превратили их в зрелищный спорт», — утверждает Поттер.
Год назад зрелищность шоу была под вопросом. Rush Club тратил $10 000 на производство одной программы. А смотрели её всего 3000 человек. Поттер предложил в следующий раз показать соревнования живьём на Facebook. Аудитория сразу выросла до 60 000 человек. Сейчас ежемесячные соревнования смотрят уже 200 000.
Правительство
Государство тоже пытается помогать ветеранам делать бизнес. Администрация малого бизнеса США открыла 20 информационных центров, которые консультируют и помогают получить финансирование компаниям, открытым ветеранами. Например, курс «Введение в предпринимательство» рассказывает об основах бизнеса, поиске ниш, расчёте расходов и юридических аспектах. С 2013 года его прошли около 10% близких к увольнению военнослужащих. 40% из них действительно открыли собственный бизнес.
Однако многие критикуют правительство за то, что оно до сих пор не приняло аналог GI Bill — законопроекта 1944 года, согласно которому военнослужащие, принимавшие участие во Второй мировой войне, получали ряд льгот, в том числе почти беспроцентные кредиты на открытие бизнеса. В результате половина тогдашних ветеранов действительно организовали собственные предприятия. Считается, что это отлично способствовало послевоенному подъёму США. Пока дискуссия о беспроцентных кредитах нынешнему поколению ветеранов продолжается, эту нишу заполняют собой частные инкубаторы.
«Ветераны становятся лучшими предпринимателями, потому что привыкли выполнять задания. Они добьются своего, чего бы им это ни стоило», — уверена Юнг. Статистика подтверждает её наблюдения. По данным американского Бюро переписи населения, ветераны на 45% чаще открывают свой бизнес, чем гражданские. Согласно Администрации малого бизнеса США, ветераны открыли 2,4 млн малых бизнесов, вместе зарабатывают $1,1 млрд в год и дают работу 5 млн человек.
Фотография на обложке: Bunker Labs