Ещё одно преодоление: После аварии Роман Аранин делал коляски, но попал под кризис
8 августа 2004 года калининградский бизнесмен Роман Аранин сломал позвоночник и повредил спинной мозг — не справился с управлением во время полёта на параплане и упал на спину с высоты 30 м. Дышать самостоятельно он начал только через 40 дней, шевелить руками (даже не пальцами) и поворачивать голову — спустя полгода. Физически после таких травм восстановиться невозможно, морально — очень тяжело. Тем не менее, Аранин не только сохранил интерес к жизни, но даже вернулся в бизнес.
В 2009 году почти полностью парализованный предприниматель из обычной электроколяски пересел в уникальную скоростную коляску-вездеход собственного изобретения, позже наладил мелкосерийный выпуск таких же и более продвинутых, а также стал дистрибьютором нескольких зарубежных производителей средств передвижения и других товаров для людей с ограниченными возможностями.
В 2012 году бизнесмен говорил «Секрету», что за первый год работы его компания «Обсервер» выручит 20 млн рублей. В 2013-м выручка, согласно СПАРК, выросла до 30,6 млн рублей (прибыль — 6,4 млн). Но затем начался спад — в прошлом году компания заработала лишь 22,5 млн рублей (прибыль — 2,5 млн). Из-за девальвации рубля подорожали не только коляски зарубежных производителей, но и те, что делает сам «Обсервер» (комплектующие — импортные). При этом государство, которое прямо или косвенно обеспечивает компании значительную часть доходов, больше денег на социальные программы с началом кризиса тратить не стало.
И всё же 46-летний бизнесмен не унывает. В этом году он надеется приступить к строительству большого производства (власти Калининградской области обещают помочь с землёй), где половину рабочих мест займут люди, которые тоже прикованы к коляскам. «Секрет» встретился с Араниным, чтобы узнать об этом проекте и других его планах.
Изобретение «телеги»
До несчастного случая Роман Аранин руководил основанной им калининградской компанией «Р–Стайл», которая и сейчас торгует обоями и сантехникой («У вас в квартире, я уверен, мои обои висят», — говорит он корреспонденту «Секрета», узнав, что я из Калининграда, и не ошибается). В начале 2000-х «Р–Стайл», по словам предпринимателя, зарабатывал более 100 млн рублей в год, но сейчас дела идут значительно хуже. По сравнению с 2013 годом выручка, согласно СПАРК, упала в два с половиной раза — до 9,9 млн рублей. Основателю всё ещё принадлежат 50% компании, но в управлении он не участвует.
Идея нового бизнеса родилась не сразу и по большому счёту случайно. В 2009 году парализованный предприниматель выпал из обычной инвалидной коляски на спуске к Балтийскому морю и едва не разбил лицо. Инженер по одному из образований (по другому — военный лётчик), он быстро придумал, как впредь избежать таких падений: нужно оснастить коляску гироскопом, чтобы на крутых спусках, подъёмах или лестницах автоматически менять центр тяжести, удерживая сиденье в горизонтальном положении.
Первую коляску-вездеход, которую Аранин называет «электротелегой», помог спроектировать и собрать старый друг и партнёр по «Р–Стайлу» Борис Ефимов. Когда всё было готово, они выложили видео с тест-драйвом на YouTube) и на них тут же посыпались заказы. «Когда тебе звонят в день по три раза не только из России, но из Германии, Индии и даже Австралии, понимаешь, что угадал», — вспоминает предприниматель.
Первые шаги
«Обсервер» зарегистрировали в 2012 году (у Романа Аранина 25%, по столько же — у Бориса Ефимова и ещё двух партнёров), до этого заказы на коляски обрабатывал «Р-Стайл». Производство поначалу организовали в гараже Ефимова, где он сам «точил и паял». Потом партнёры начали размещать заказы на Тайване, а когда объёмы подросли, организовали полноценное мелкосерийное производство в Калининграде.
За первый год получилось продать десять колясок (стоимостью 350 000 рублей каждая), в 2010–2011 годах — 50. Параллельно в эти годы Аранин, Ефимов и несколько их единомышленников ездили на стажировки в Великобританию, Германию и Швецию.
Практически сразу к изготовлению «электротелег» добавилось ещё одно направление — ремонт колясок других производителей. Фонд Вагита Алекперова «Наше будущее» предоставил пятилетний беспроцентный заём на 5 млн рублей, чтобы Аранин открыл ремонтные мастерские в нескольких регионах. Сейчас таких площадок уже семь. Кроме того, ремонтом занимается и производственная площадка «Обсервера».
«Ремонт — это не слишком доходное занятие, но оно привлекает клиентов, которые могут потом у нас что-то купить или арендовать», — замечает предприниматель.
Настоящее
Сейчас у «Обсервера» 22 сотрудника, семь из них — люди с ограниченными возможностями. Компания собирает коляски нескольких модификаций (большую часть — в Калининградской области, меньшую — на Тайване): самая дешёвая сейчас стоит 370 000 рублей, самая дорогая — 699 000. Кроме того, есть дополнительное оборудование. Например, установка системы, позволяющей управлять коляской, вдыхая и выдыхая воздух через нос в специальную трубку, обойдётся в 109 000 рублей. За всё время, по словам Аранина, было произведено около 300 «электротелег».
Одновременно «Обсервер» является дилером десятка зарубежных производителей колясок и другого оборудования. На сайте компании есть как простейшие комнатные коляски с ручным приводом (15 500 рублей), так и коляски для плавания, оборудованные специальными поплавками (199 000), или специальные спортивные (самая простая стоит 135 000). Есть и близкие аналоги моделей «Обсервера», которые производят европейские компании, но стоят они в полтора-два раза дороже. Кроме того, Аранин продаёт ступенькоходы, подъёмники и массу других товаров (например, специальную мебель, бельё и тренажёры).
Наконец, ещё одно направление (помимо продажи и ремонта колясок) — обустройство общественных пространств. «Обсервер» поставил ступенькоходы в 15 аэропортов, оборудовал под нужды людей с ограниченными возможностями восемь пляжей в разных регионах, работает со школами и другими учреждениями.
Структуру выручки «Обсервера» Аранин не раскрывает, но говорит, что «на 90% бизнес замкнут на государство». Позволить себе электроколяску, которая стоит почти как автомобиль, могут немногие, а отделения Фонда социального страхования, как рассказывает бизнесмен, на специальных тендерах закупают в основном простейшие модели (около 10 000 в год на общую сумму 1 млрд рублей). Тем, кто не попал в такую программу и приобрёл коляску сам, государство потраченные деньги компенсирует. Но есть нюанс: если на прошедшем тендере закупили электроколяски стоимостью, скажем, 70 000 рублей (а так обычно и бывает), компенсация будет выплачена именно в этом размере.
«Если задаться целью, можно добиться проведения отдельного конкурса, но только очень настойчивый инвалид докажет чиновникам, что ему необходимо ездить, например, по просёлочной дороге и поэтому он нуждается в такой коляске, как наша, — объясняет Аранин. — Проще получить льготную ссуду — есть благотворительные организации, которые их выдают. Но даже за такими ссудами обращаются далеко не все. Мне кажется, у нас и среди людей на ногах активных процентов 15. Среди людей в колясках — ещё меньше».
Будущее
Чтобы удешевить коляски-вездеходы и наладить массовый выпуск базовых моделей (не дороже 100 000 рублей) для участия в тендерах, «Обсерверу» нужна не ручная мелкосерийная мануфактура (как сейчас), а настоящее автоматизированное производство. В прошлом году Роман Аранин представил проект фабрики, которая могла бы ежегодно выпускать 5000 колясок и ступенькоходов, навестившему Калининград Дмитрию Медведеву (до этого проект пообещали поддержать региональные чиновники), и премьер сказал, что поможет.
Место для фабрики, по словам Аранина, уже определено — администрация Калининградской области решила выделить «Обсерверу» участок на въезде в город. Строительство планировали начать этим летом, но в июле в регионе сменился губернатор и всё заглохло. «Прежние власти были на нашей стороне, что сейчас — непонятно, — сетует бизнесмен. — Государство — неповоротливый бегемот, которого надо постоянно толкать. Вроде бы все за, но процесс идёт медленно».
Так или иначе, чтобы купить необходимое для организации производства оборудование, «Обсервер» подал заявку на пятилетний заём на 50 млн рублей под 5% в Фонд развития промышленности. Первый этап согласования она уже прошла. Аранин всё ещё надеется, что вопрос с землёй вот-вот разрешится и он сможет приступить к строительству, но на всякий случай подыскивает подходящее готовое помещение. Кажется, дело здесь не столько в амбициозных планах захватить половину российского рынка бюджетных колясок, сколько в том, что парализованный предприниматель давно решил, что 36 из 72 рабочих мест на его фабрике займут люди с ограниченными возможностями, уже нашёл будущих сотрудников и ему явно не терпится их трудоустроить: «Я знаю, как нужно работать с колясочниками. Физиотерапия и массаж — это, конечно, хорошо. Но вот вам, например, что в жизни важнее — массаж или работа? Думаю, работа. То же самое у инвалидов — они тоже хотят творить, в чём-то себя реализовать и просто приносить домой зарплату».
Мнения экспертов
Насколько мне известно, «Обсервер» сильно зависит от государства. Я считаю, что это неправильно. Во-первых, все предприниматели должны находиться в одинаковых условиях. Во-вторых, когда сидишь на дотациях, бизнес становится неконкурентоспособным. Перестанут давать деньги — и весь бизнес сразу закончится. Часть нашей продукции тоже, конечно, реализуется через госзакупки, но всё же мы как были всегда коммерческой организацией, так и остаёмся.
Очень уважаю Романа как человека, победившего себя, и как отличного продажника. У него действительно хорошо получилось выстроить бизнес. Кроме того, он хороший пиарщик и очень удачно позиционирует себя в качестве изобретателя и производителя. И всё-таки нужно понимать, что настоящего производства и тем более разработок там нет — его коляски производят в Китае.
Что касается потребительских свойств — коляски «Обсервера» очень хороши на пересечённой местности, на них можно преодолевать поребрики. С лестницами — хуже. В обычной пятиэтажке человек не поднимется наверх без пандуса. С пандусом заедет, но это не вполне безопасно.
Фотографии: Александр Любин / «Секрет Фирмы»