Борис Дьяконов (Точка): «Мы учили банкиров жить в новой реальности»
В 90-х банки не понимали, зачем тратить на IT. Речь шла не о программах и инновациях, а о компьютерном железе. В одном кредитно-финансовом учреждении программистам разрешили покупать серверы только после того, как банк за сутки не успевал начислить проценты и отправить платежи. В месте, где я работал до «Банка24.ру», дождались необходимости работать в две смены, чтобы как-то не убивать компьютерные мощности. Ещё очень долго пытали, зачем в компьютере несколько процессоров и зачем несколько серверов в кластере — очень хотели купить только один и надеялись, что он никогда не сломается.
Читайте все тексты специального проекта «25 лет бизнеса в России»
А сам «Банк24.ру» был создан на основе Уралконтактбанка. Когда мы пришли туда в 2002 году, банк вёл «активную загробную жизнь» — клиентов обслуживал строго с 9 до 17, по пятницам до 16:30, потому что сокращённый рабочий день. На основе этого за пару месяцев появился технологичный круглосуточно работающий банк. Но нам пришлось помучаться.
Банкиры старой школы 31 декабря были жутко суеверными и, например, не уходили домой, пока не закроют баланс за день и за год. Были случаи, когда не уходили до раннего утра 1 января. До сих пор гадаю, кому нужен был годовой баланс в 4 утра 1 января?
Знакомый предправления жаловался, что лишь недавно удалось проводить на пенсию заслуженного бухгалтера, которая считала на счётах. Шёл 2008 год. С другой стороны, присутствовала определённая гибкость... Один мой друг ещё в 90-х брал кредит в банке под бешеные сотни процентов годовых. Банк даже не попросил у него залога, а на вопрос: «А вам разве залог не нужен?» — доходчиво объяснил, что не заплатить — значит не жить.
Когда только появились банкоматы, сотрудники заводов относились к ним с подозрением. Нередки были случаи, когда банкомат ставили в заводоуправлении и в день получки выстраивалась очередь в окошечко кассы, где трудящиеся передавали свою карту и пин-код кассиру, та шла к банкомату в недрах бухгалтерии, снимала деньги, приносила их вместе с квиточком — и так весь день.
Основным препятствием для распространения клиент-банков у юрлиц были бухгалтеры. Они всяко саботировали процесс, говорили, что система неудобная и ненадёжно как-то, я уж лучше в банк по старинке съезжу. Когда начали разбираться, то выяснилось, что очень часто директор давал свою машину бухгалтеру ездить в банк, и она ездила — на маникюр, в парикмахерскую, поликлинику. А заодно забрасывала платёжки в банк. А клиент-банк все эти их вояжи обламывал.
Или вот раньше в Центробанке для согласования на должность в банке устраивали настоящие экзамены. Высаживалась представительная комиссия из руководителей ЦБ и с удовольствием гоняла кандидата по всему банковскому законодательству. А законодательство банковское знатное, плюс к ГК, закону о банках и банковской деятельности, закону о Центральном банке есть ещё около 6000 нормативных актов, которые, собственно, и требовалось знать.
Экзамены были добротные, просили в уме рассчитать нормативы, по памяти назвать нормы ФОРа в разных валютах. Молодых банкиров любили попросить рассказать, как правильно перевязывать бечёвкой купюры. Хотя тогда уже были популярны вакуумщики и молодые банкиры не представляли себе, как выглядит правильный узел на бечёвке.
Экзамены длились где-то два часа, иногда три, всё обстоятельно. По окончании собеседования могли отказать в назначении, могли настоять на стажировке и повторном собеседовании — очень редко кто-то сдавал с первого раза. Если человек проходил собеседование, гордость того, что «он теперь банкир», зачастую не отпускала до самой пенсии.
А на деле все эти бывалые кредитчики старой школы действовали (и учили молодёжь) примерно так: «Он у тебя будет просить кредит, а ты не давай. Он плакать будет, а ты не давай. Плачь вместе, жалей, но не давай».
Какая уж тут клиентоориентированность, комплаенс, скоринг и онлайн-чат с клиентом. Надо было сначала сломать постсоветскую систему.
Читайте все тексты специального проекта «25 лет бизнеса в России»
Фотография на обложке: Александра Карелина / «Секрет Фирмы»