67 лет, фотомодель: Как Мэй Маск воспитала великого предпринимателя
В свои 67 лет Мэй Маск (в девичестве Хальдман) более востребована, чем иные молодые модели. Она снимается в рекламных кампаниях крупных брендов вроде Clinique и Revlon, а её обнажённая фотография на обложке New York Magazine пять лет назад наделала много шума. Кроме того, Маск — известный диетолог, она выступает с лекциями о здоровом питании по всему миру и выпустила книгу «Чувствуй себя отлично» (Feel Fantastic).
Маск — мать троих детей и бабушка десяти внуков. Её младший сын Кимбал владеет сетью ресторанов The Kitchen, Илон — один из самых важных людей планеты, создатель компаний Tesla и Space X, дочь Тоска — режиссёр и продюсер фильмов и телешоу в Голливуде.
На пяти работах
Мэй Маск родилась в Канаде, но вскоре переехала c родителями в ЮАР. В 15 лет она начала карьеру модели — у друга родителей было модельное агентство, и он предложил сделать фотосессию. С тех пор Маск не прекращала работать.
В 22 года она встретила своего будущего мужа, инженера Эррола Маска, и родила троих детей. Параллельно она училась в Университете Претории на диетолога и работала моделью. «Мне приходилось хорошо учиться, чтобы доказывать, что я не глупая, ведь многие именно так привыкли думать о моделях», — вспоминала Маск. Она повсюду носила с собой книги и сохранила привычку постоянно читать — даже на беговой дорожке во время тренировки.
Маск прожила в браке десять лет. После развода родителей Илон несколько лет жил с отцом в ЮАР. О своей личной жизни Мэй Маск говорит неохотно. В День отца она выложила в Instagram коллаж из фото своих партнёров по фотосессиям с подписью «Поздравляю всех своих "мужей"».
В 1989-м Маск с детьми перебралась из ЮАР в Канаду, Мэй работала одновременно на пяти работах. Она устроилась в Университет Торонто, чтобы дети обучались бесплатно, вела модельные курсы и мастер-классы по здоровому питанию, работала диетологом. Дети тоже не сидели без дела: Тоска после школы подрабатывала в магазине, а Илону мать помогла устроиться в Microsoft, где работал муж её коллеги. Она надеялась, что в будущем сыновья закрепятся в каких-нибудь крупных банках. «Бедность — хорошая мотивация», — говорит Маск.
Сейчас она может позволить себе выбирать и участвовать только в тех рекламных кампаниях, которые ей по душе. Но вплоть до конца 90-х семья еле сводила концы с концами. Тогда Маск жила с детьми в маленьком доме в Канаде.
«Первое, что мы сделали, когда я получила зарплату, — это купили ковёр на пол, чтобы сидеть на нём. Стульев у нас не было, — вспоминает она в одном из интервью. — А со следующей получки купили Илону компьютер. Так что он сидел на полу за компьютером». В конце 90-х семья не могла позволить себе даже куска мяса на ужин.
Маск никогда не думала, что проведёт в модельном бизнесе полвека. Окружающие предостерегали, что интерес к ней скоро сойдёт на нет, но популярность Маск с годами только росла. В 42 года она представляла известное модельное агентство Elite Modeling Agency. Параллельно получила вторую учёную степень в сфере здорового питания в Университете Торонто.
К 50 годам, когда дети Маск хорошо стояли на ногах, она переехала в Нью-Йорк и занялась кампаниями для крупных брендов вроде Clinique и Revlon Vital Radiance и съёмками для глянцевых журналов. Одна из самых известных фотосессий — для обложки New York Magazine, Маск позировала фотографу Анни Лейбовиц для римейка снимка обнажённой Дэми Мур на девятом месяце беременности (история «Is She Just Too Old For This?» о женщинах в возрасте, которые хотят стать матерями).
К 60-летнему юбилею Маск перестала красить волосы — они «засияли серебром». Новый имидж пришёлся по душе многим компаниям, они стали приглашать Май сниматься в рекламе. Один из последних роликов — для Virgin Ameriсa, в нём Маск выступила в роли пассажира авиакомпании.
«Сегодня я живу в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, но мой паспорт всегда рядом, чтобы в любой момент поехать в другое место. Я говорю — мне 67, и всё только начинается», — пишет Маск на личном сайте.
Влияние на детей
«Мои дети знают меня как человека, который очень много работал. Они и сами трудоголики», — говорит Маск. Она никогда не читала им нотаций, зато личным примером показывала, как нелёгок путь к успеху.
В 1995 году Илон и Кимбал запустили софтверную компанию Zip2. В то время их мать проводила курс лекций по диетологии в Торонто и готовила к публикации книгу. Она всеми силами поддерживала детей и их желание стать успешными предпринимателями. «Кимбал приходил ко мне в офис ночью, чтобы обсудить бизнес с Илоном по телефону, — рассказывала она. — Когда я увидела счёт за телефон $800 в месяц, я сказала чтобы он бросал работу и летел в Кремниевую долину». Раз в два месяца она навещала детей и старалась помочь им с бизнесом, однажды Маск с сыновьями до двух часов ночи готовила презентации для инвесторов. «В один из моих приездов мы пошли в лучший ресторан в Пало-Альто, и я сказала, что это последний раз, когда я плачу за наш ужин. C тех пор я действительно ни разу не угощала их», — говорит Маск.
В 1996-м Маск вложила все свои сбережения — $10 000 — в компанию сыновей Zip2, чтобы они могли оплатить аренду офиса и другие необходимые вещи. В 1999-м компанию купил производитель софта Compaq за $307 млн, Илон заработал $22 млн. Мэй шутит, что это была её лучшая инвестиция.
Впрочем, Маск не склонна преувеличивать своё влияние на детей. Она говорит, что уделяла им слишком мало внимания, потому что всё время работала. В интервью Маск часто вспоминает, что дети были предоставлены сами себе, но при этом росли ответственными. Например, Илон усердно учился в школе и отлично знал предметы, которые ему нравились. Учителя были в восторге и считали, что он знает абсолютно всё.
Дети Маск добились многого. Кимбал развивает восемь ресторанов The Kitchen, кроме того, он состоит в совете директоров компаний Tesla Motors, SpaceX и сети закусочных Chipotle Mexican Grill. Он запустил проект «Обучающие сады» Learning Gardens в 200 школах для бедных в США, там дети могут выращивать фрукты и овощи и забирать их домой. Тоска снимает фильм, который скоро должен появиться на экранах. Илон Маск недавно впервые в истории посадил первую ступень ракеты на морскую платформу и к своим 44 годам совершил революции в нескольких областях.
Диетолог
Мэй говорит, что старается не загружать людей советами о здоровом питании, если они её об этом не просят. Её карьера модели развивалась параллельно карьере диетолога, хотя вторая часто приносила больше денег. Она давала частные консультации, ездила с лекциями по всему миру, написала множество статей и книгу. Сейчас она проводит больше времени с тремя детьми и десятью внуками, чем раньше, и иногда рассказывает глянцевым изданиями о секретах своей молодости.
Её день начинается с каши, половины банана и чашки кофе. Потом она отправляется гулять с собакой. Мэй признаётся, что за всю жизнь ей так и не удалось полюбить спорт, поэтому она предпочитает четыре раза в день гулять и делать минимум необходимых упражнений. На велотренажёре она старается читать книгу, когда делает отжимания, смотрит телевизор, чтобы не скучать. Раз в день Маск ест тарелку фасолевого супа. Она утверждает, что долгожители едят фасоль каждый день.
Маск говорит, что главное искушение в её жизни — мороженое и торты, удержаться от них бывает непросто. Однажды она поправилась на 18 кг, это случилось после развода. Маск было 31 год, она впала в депрессию и начала позволять себе любую пищу, в том числе ела много жареного и сладкого. Агентства не отвернулись от неё, наоборот, она стала одной из первых моделей с большим размером, спрос был огромным, её образ находил хороший отклик у зрителей. Маск появлялась в рекламных кампаниях и на ТВ. Но женщина чувствовала себя некомфортно в лишнем весе и вскоре взяла себя в руки.
Илон Маск
«Я была ботаником, а Илон — суперботаник. Я ему однажды сказала, что в моём классе не было никого, кто знал математику лучше меня. А он засмеялся, потому что он знал математику ещё лучше, чем я», — говорит Маск. Больше всего она хотела, чтобы её дети научились упорно работать. «Чем больше работаешь, тем более успешным становишься», — уверена Маск. Она считает, что работа делает человека счастливым и не даёт стареть.
Недавно Мэй выложила в Instagram фотографию с одной из первых фотосессий — 1965 год, реклама косметики с её участием. «Спустя 50 лет я всё так же занята. Работа делает вас моложе», — подписала она снимок.
Когда Илон узнал, что его мать переезжает в Лос-Анджелес, он подарил ей Tesla. Мэй говорит, что от электрокара «ощущения как в космическом корабле — тихо, спокойно и приятно». Она утверждает, что выбрала бы Tesla, даже если бы эту компанию сделал не её сын. На вопрос Huffington Post о том, чему Илон научился у матери, она ответила: «Надеюсь, что он перенял мои взгляды на жизнь». По её словам, Илону не нужны яхты и дорогие вещи, потому что он жил в сложных экономических условиях и его мать никогда не была расточительна.
Фотография на обложке: Matt Monath