«Назвали агентами кровавого режима»: Артур Хачуян (Social Data Hub) — о ссоре с Facebook
Facebook заметил, что небольшая российская компания Social Data Hub шпионит за его пользователями по заказу государства, и заблокировал личные аккаунты всех сотрудников. В официальном письме, которое представители социальной сети направили основателю Social Data Hub Артуру Хачуяну, сказано, что он обратил на себя внимание каким-то интервью.
Предприниматель, кажется, искренне не понимает, о каком интервью речь. Он раздал их слишком много. И в каждом рассказывал, как много он может узнать о любом пользователе социальных сетей, изучив его профиль. Брендам Social Data Hub помогает настраивать таргетированную рекламу, банкам — определять кредитоспособность заёмщиков. Но и о работе на государство Хачуян тоже всегда говорил без утайки. «Многие задачи связаны с нашим движком поиска людей по лицам, — хвастался он, например, российскому Inc. — Госорганам от нас нужен поиск педофилов, дезертиров и других плохих людей. Это работа с определённым уровнем секретности — многие мои сотрудники невыездные».
Facebook хочет, чтобы Хачуян сделал следующее: немедленно прекратил собирать данные пользователей Facebook и Instagram; передал Facebook все собранные данные (в интервью Esquire основатель Social Data Hub говорил, что на его серверах хранится 9 петабайт информации); назвал всех клиентов, включая госструктуры; удалил все собранные данные и представил доказательства, что они действительно были удалены.
«Секрет» узнал у предпринимателя, собирается ли он выполнить эти требования и что теперь будет с его бизнесом.
— Как вы узнали о блокировке аккаунтов ваших сотрудников?
— Facebook прислал официальное письмо. Мол, они прочитали моё последнее интервью и обнаружили, что мы агенты кровавого режима, жопошники, работаем во славу сатане... На самом деле очень странная история. Я знаю, что журналисты обращались в Facebook и им сказали, что отключены аккаунты 66 сотрудников Social Data Hub. Но их столько в природе не существует!
— О каком интервью речь?
— О каком-то апрельском… Я даже, честно говоря, не понял.
— Возможно, вы видите за этим происки конкурентов…
– Нет. Когда люди жалуются, приходит другой текст. На меня часто жалуются в Facebook — я знаю, как это работает. Здесь пришло письмо на юридический адрес компании — о том, что мы нарушили правила Facebook, похитили данные и т. д.
— Что теперь будете делать?
— Ничего. На работу компании это никак не повлияет. Данные не принадлежат Facebook, они принадлежат пользователям, и на все данные у нас есть разрешения. Если бы у нас их не было, Facebook в суд бы обратился — вместо того, чтобы присылать странные письма.
Если нам станет скучно, мы сами в суд подадим. Но я думаю, что через пару дней аккаунты разблокируют. Мы в ответном письме написали, что на все данные у нас есть разрешения. Работая с государством, мы передаём ему софт, а не данные. Сами данные мы никому не передаём. Что российское государство делает, используя наши алгоритмы и наш софт, — это уже их дело, а не наше. Разработчиков оружия не убивают...
— Если вы решите подавать в суд, то на что будете упирать?
— То, что сейчас происходит, — это нарушение антимонопольного законодательства. Но я надеюсь, что они забьют и разблокируют аккаунты.
— То есть вы считаете, что Facebook вас несправедливо обвиняет?
– Глупо отрицать, что мы обрабатываем данные Facebook. Но обычно банят аккаунты, с которых происходит обработка данных. А аккаунты, которые были заблокированы, не нарушали правил Facebook. Если бухгалтер работает в политически неправильной компании и за это блокируют личный аккаунт, это как-то тупо. Вот если бы она парсила данные со своего аккаунта, это было бы логично, никто бы не обижался.
— Компания ваша продолжит работать как раньше? Блокировка личных аккаунтов на это не повлияла?
— Конечно. Мы работаем на территории Евросоюза (Facebook направил письмо на ирландский адрес Social Data Hub. — Прим. «Секрета»). Государства не против нашей деятельности. Всё прекрасно. Жалко только мою коллекцию мемасиков с корги, но что же делать…
— Вашу компанию сравнивали с Cambridge Analitica…
– Ну это российский Inc. Они так написали, чтобы получилось модно. Это не моя прямая речь.
Прим. «Секрета». В материале Inc. приведена следующая фраза Хачуяна: «Мы собираем данные без разрешения конечных пользователей, то есть в том числе делаем то же, что и Cambridge Analytica, но на российском рынке. Девушка запостила в Facebook информацию о том, что она беременна, мы посмотрели текст и дату публикации, запомнили, на каком она месяце. Через два года, когда к нам придёт клиент и попросит найти женщину с двухлетним ребёнком, мы передадим данные в рекламную платформу без её разрешения и ей покажут рекламу. На самом деле Cambridge Analytica ничего такого не делала. Ребята — молодцы, выборы в США — это крутой инфоповод. Может быть, они не совсем этично получили эти данные, но абсолютно законно».
— Объясните тем, кто совсем в этом ничего не понимает, что именно вы делаете.
— Вот смотрите: вы пришли в банк брать кредит, подписали соглашение об обработке персональных данных, которое в том числе разрешает передачу этих данных третьим лицам. Банк показывает нам ваши данные, мы изучаем ваши социальные сети и говорим, что кредит вам выдавать нельзя, потому что вы — страшный человек. Вот как-то так.
То, что нам приписывают, — это глупости. Но надо понимать, что тот софт, который мы продаём государству, может обрабатывать всё что угодно: любые фото, любые данные — и мэтчить их с чем угодно: с лицами, с ногами, с попами на каких угодно фото- и видеоматериалах. Но мы, компания, у себя такое не храним.
— То есть у вас совсем нет идей, за что конкретно вас забанили?
— Конечно… Нет, забанили-то нас понятно за что — за то, что мы деньги зарабатываем и мешаем это делать Facebook. Л — лицемерие. Facebook активно борется с компаниями, которые зарабатывают на обработке данных его пользователей. Разрешения Facebook для обработки данных нам не требуется, если на это дал разрешение сам пользователь. Facebook может только этому препятствовать, блокируя аккаунты сборщиков данных. Мне кажется, это первый прецедент, когда удаляются личные аккаунты сотрудников компании. Это прямо смешно. Но сейчас модно всё на русских хакеров сваливать…
— Может, вы хотя бы понимаете, действия какого из ваших клиентов привели к блокировке?
— Я знаю, кому я продавал. Этих организаций не так много. Но я вам не скажу.
Надо понимать, что это нормальная практика. Я бы на месте Facebook сделал то же самое. Я бы ещё сильнее палки в колёса вставлял. У меня бы никто не смог парсить данные.
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.
Фотографии: Артур Хачуян / VK