Vertigo Sports: Ростовчанин Александр Ищенко подсадил россиян на вейкбординг
На фоне холодного апрельского заката из ростовского Северного водохранилища торчат железные опоры с протянутым между ними канатом. Пока это выглядит мрачно. Но через месяц здесь откроется вейк-парк «Дружба» и ростовчане встанут на свои доски. Такие парки начали появляться по всей России благодаря компании Vertigo Sports Александра Ищенко, производящей буксировочные установки и фигуры для воднолыжного спорта. По словам Ищенко, кабельный вейкбординг — сейчас самый быстроразвивающийся спорт в мире: «Его бум начался года четыре назад, но Россия сильно отставала от этого тренда, потому что у нас не было оборудования по адекватным ценам».
В России работает около 120 вейк-парков с реверсивными канатными дорогами — в 80 из них стоят конструкции, произведённые Vertigo Sports. За прошлый год продажи компании составили 35 млн рублей. Главный мировой производитель оборудования для кабельного вейкбординга Rixen поставил в Россию всего несколько своих конструкций. «Секрет» рассказывает, как Александр Ищенко развивает в стране новый экстремальный вид спорта.
Кабельный вейкбординг
Чтобы кататься на вейкборде, необходим катер, к которому прикрепляется трос. Эксплуатация и обслуживание катеров стоит немалых денег. Первым, кто придумал, как сэкономить на оборудовании для вейкбординга, стал немецкий инженер Бруно Риксен, натянувший трос между опорными мачтами по периметру акватории в 1960 году. Основанная им компания Rixen занимается выпуском подобных конструкций до сих пор и является самым крупным игроком на мировом рынке. Считается, что широкое распространение их доступных и экологичных установок способствовало появлению нового вида спорта — кабельного вейкбординга. Кабельные дороги для вейкбординга бывают двух видов — реверсивные и кольцевые. Если для первой нужно всего две опоры и канат, вторая конструкция намного сложнее — на ней одновременно могут тренироваться несколько спортсменов.
В 2011 году Ищенко создал свою первую реверсивную лебедку, чтобы кататься даже в безветренную погоду, когда нет возможности встать на кайт. Он сразу продал её знакомым вейкбордистам из подмосковной Дубны и принялся за производство новых установок. Следующие две конструкции он поставил уже на своей ростовской станции для кайтеров и вейкбордистов.
Ищенко называет Rixen своим ближайшим конкурентом, но уточняет, что пока компания не претендует на лидерство на российском рынке: Vertigo Sports продала 110 реверсивных канатных дорог, в то время как немецких аналогов здесь было установлено всего два: «В России есть одна б/у установка Rixen и одна новая, привезённая два года назад. При этом компания, купившая Rixen, вела переговоры и с нами, но в итоге кто-то из её руководства заявил: “Я езжу на Мерседесе, хочу и канатную дорогу такого же уровня”. Уровень они определяли не по качеству, а по цене». Оборудование Vertigo Sports в минимальной комплектации стоит 500 000 рублей ($7000), а немецкое — $40 000. В то же время Vertigo Sports успела установить пока только три кольцевые канатные дороги (6-10 млн рублей за штуку) — в Новокуйбышевске, Завидово и Коврове, — а Rixen уже семь — они появились ещё до того, как Ищенко наладил у себя производство этой конструкции.
Российское производство
Ищенко учился на экономиста. Его первый бизнес был связан с производством полимерных труб. В 24 года он увлекся кайтингом, начал участвовать в соревнованиях. Ему удавалось занимать призовые места в чемпионатах России. В 2011 году он решил продать старый бизнес и заняться новым — создать под Ростовом, на Павло-Очаковской косе, школу для любителей кайта и виндсёрфинга. За лето станция приносила Ищенко около 800 000 рублей. Бизнес развивался быстро и в какой-то момент он решил поставить у себя буксировочную установку, чтобы тренироваться даже без ветра, когда нет возможности кататься на кайте.
«Первый раз я увидел установку для кабельного вейкбординга в Египте, попробовал на ней прокатиться и заметил, что это довольно простое самодельное устройство. Сразу понял, как его улучшить», — вспоминает Ищенко. Производство первой реверсивной кабельной дороги стоило дешевле 100 000 рублей. Вложенные в неё деньги сразу окупились — друзья-спортсмены выкупили новинку, чтобы установить её на воднолыжном стадионе в Дубне. За год оборот компании вырос до 12 млн рублей. «Первые модели были примитивными. Мы сделали 20 штук и продали их по 500 000 рублей. В 2012 году произвели уже 30 установок, в 2014-м — 40, — продолжает Ищенко. — Но главное, что в 2014 году мы сделали свою собственную кольцевую дорогу и поставили в вейк-парке в городе Коврове. Их в мире, кроме нас и немцев, не делает никто».
Три года назад Ищенко открыл аналогичное производство на Украине — в Мариуполе. Филиал устанавливает 4-5 конструкций в год. Основатель Vertigo Sports не может туда попасть со времён событий на Майдане, но вместо него компанией в соседней стране управляет местный директор: «Когда границы были открыты, я мог всё контролировать. От Ростова до украинского цеха ехать не дольше двух часов. Но там сейчас ответственные люди, я не переживаю».
Клиенты
Первое время установками интересовались в основном спортсмены. Постепенно люди стали понимать, что вейк-парк — это рентабельный бизнес. «Одна установка может принести за лето около миллиона рублей. Прокатиться десять кругов по пять минут стоит в столице 500 рублей. Мы как-то проводили семинар "Как открыть вейк-парк и заработать". Один мой товарищ из Москвы тогда заявил, что отбил вложения за две недели. Он купил у меня лебёдку б/у — это недорого, а желающих очень много, к тому же в Москве поздно темнеет и работать можно долго», — говорит Ищенко. Поставить такую конструкцию можно даже на небольших закрытых водоёмах. Если установить оборудование в крытом бассейне, предлагать услугу можно круглый год. Но помимо самой дороги желательно купить слайдеры и трамплины, они стоят от 68 000 до 680 000 рублей.
Так как Vertigo Sports производит своё оборудование впрок, заказчик может получить установленную дорогу уже через неделю. Больше всего конструкций Vertigo Sports стоит в Москве — одна из них в парке Сокольники. Оборудование обычно покупают осенью или зимой. Сезон работы вейк-парков начинается в мае, поэтому в апреле сотрудники Vertigo Sports приезжают к заказчикам и помогают им собрать конструкцию (установка дороги входит в её стоимость). В офисе компании висит доска, на которой указано, в какой город и когда каждый специалист уезжает в командировку.
Из-за кризиса компания растёт не так быстро, как могла бы. Два года назад из пяти человек, заинтересовавшихся установкой, заказ совершали двое. Сегодня на один заказ приходится 10 интерсующихся. «Люди же мечтать не перестают, хотят открывать вейк-парки, поэтому продолжают звонить, писать, делать какие-то шаги, но на самом деле не могут себе сейчас позволить реализовать мечту. Покупательская способность снизилась», — рассуждает Ищенко.
Планы
В Европе сегодня работает больше ста вейк-парков с кольцевыми канатно-буксировочными установками, а кабельный вейкбординг там пользуется даже большей популярностью, чем катерный. В России таких полноценных парков всего 11. В этом году Ищенко планирует установить ещё три кольцевые канатные дороги Кроме того, Vertigo Sports рассчитывает продать 30 реверсивных лебёдок (500 000 — 920 000 рублей каждая) и фигуры для дороги на 10-15 млн рублей.
Упавший рубль даёт Ищенко преимущество не только на российском, но и на международном рынке. По его оценке, за границей пластик для изготовления одной фигуры стоит столько же, сколько готовая продукция его компании. «Сейчас такое время, когда можно выходить на международный уровень. Очень много людей из Европы, интересуется нашей продукцией, — признаётся предприниматель. — Ещё до конфликта с Турцией мы договорились с бизнесменами оттуда. Думаю, больше они не приедут. Я, в принципе, не сильно расстраиваюсь, потому что патриот. Найдутся и другие желающие».
Что говорят эксперты
Vertigo Sports уже давно занимается производством лебёдок. Основатель компании раньше производил металлоконструкции, поэтому ему только оставалось вникнуть в детали. В то время на рынке, кроме них, такой же продукт предлагали только иностранные производители. Со временем Vertigo наладили качество продукции и стали привлекательны для наших потребителей благодаря соотношению цены и качества. В последнее время тренд на российское производство стал и вовсе повсеместным, так что Vertigo сегодня стал практически единственным вариантом при выборе кабельных дорог для вейкбординга. На российском рынке есть ещё несколько мелких производств, но они работают с другими клиентами. Перспективы у компании очень радужные, но главное, чтобы ребята справились с объёмами и сохранили качество сервиса.
Фотография на обложке: «Facebook»