secretmag.ru
Истории

Лётное дело: Как аэроклуб «Феникс» попал в кино и туристические каталоги

Лётчик Алексей Максимов зарабатывает на небе
«Меня просто тянуло в небо, летать среди облаков, а это очень дорого», - рассказывает пилот, инструктор, а также собственник двух реактивных самолетов L-29 Алексей Максимов. Он в одиночку отремонтировал нелетающую технику и открыл в Московской области аэроклуб «Феникс», через который каждый желающий может воплотить мечту – почувствовать себя пилотом. Годовой доход Максимова - около 8 млн рублей и «Секрет» узнал как летчик находит деньги на полеты.

«Меня просто тянуло в небо, летать среди облаков, а это очень дорого», — рассказывает пилот, инструктор, а также собственник двух реактивных самолётов L-29 Алексей Максимов. Он в одиночку отремонтировал нелетающую технику и открыл в Московской области аэроклуб «Феникс», в котором каждый желающий может воплотить мечту — почувствовать себя пилотом. Годовой доход аэроклуба — около 8 млн рублей. «Секрет» узнал, на какие уловки приходится идти авиаторам, чтобы катать туристов на самолётах.

Первый самолёт

Алексей начал летать на L-29 (Аэро Л-29 «Дельфин» — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт) ещё в школьные годы, вступив в 1989 году в Серпуховский аэроклуб ДОСААФ. В 1993 году чехословацкие учебно-боевые самолёты, которые могут выполнять функции как штурмовика, так и истребителя, были сняты с вооружения и заменены на аналоги следующего поколения — L-39. Одновременно мода на пилотов стала проходить, и аэроклуб потерял бюджетное финансирование. Максимов закончил химический факультет МГУ в 2005 году, занялся торговым бизнесом, а также открыл спортивный клуб по дзюдо в Пущино. «Иногда я летал на Як-52 как инструктор, чтобы не забыть лётные навыки», — вспоминает Максимов.

В 2008 году его жизнь резко поменялась. «Я увидел на каком-то сайте объявление о продаже L-29, — рассказывает Максимов. — Друзья пытались отговорить, самолёт требовал серьёзного ремонта, но не смогли». Запчасти приходилось искать по разным странам — на Украине, в Азербайджане и даже Болгарии. В результате покупка обошлась в 20 000 евро, а ремонт съел ещё 50 000 евро и два года времени. «Здесь деньги не решают, основное — это навыки, труд и немного везения», — уверен летчик.

По цене это сравнимо с покупкой, например, нового американского поршневого самолёта Cessna или недорогих чешских самолётов, предельная скорость которых в 3 раза ниже реактивного L-29, разгоняющегося до 700 километров в час. Новые самолёты, скорость которых приближается к реактивным, например турбовинтовые швейцарские Pilatus или Socata, стоят уже $1,5–2 млн.

Фотография: Глеб Леонов/«Секрет Фирмы»

Работа в кино

Как такое богатство использовать? L-29 съедает ведро керосина в минуту, то есть один полёт — это примерно 800 литров, или $1000. В 2010 году в Грызлово, где стоял самолёт Максимова, приехали снимать фильм «Чкалов». «Пока поставили декорации рядом с аэродромом, подружились с Алексеем», — рассказывает продюсер кинокомпании «Соло фильм» Александр Малинкович. В результате Максимова привлекли к съёмкам — он стал снимать на только что отремонтированном самолёте так называемые футажи — заготовки фона неба во время полёта. На нос самолёта крепилась сложная конструкция-чехол, в которой были проделаны две прорези для объективов — впереди и сбоку. «Это востребованная история, и мало кто умеет её делать», — отметил Малинкович.

Для фильма «Чкалов» реактивный частный самолёт оказался находкой. В процессе съёмок Малинкович предложил актёру Евгению Дятлову, который исполнял роль главного героя, «ощутить небо». Его посадили с Максимовым, надели старый шлем и даже отсняли некоторые кадры для фильма. Дятлов и стал первым пассажиром Максимова.

В 2012 году Максимов перебрался на аэродром Крутышки в Ступино. Его преимущество — длинная бетонная взлётная полоса, которую чистят и зимой. На аэродроме разрешено совместное базирование авиации ДОСААФ, в состав которого лётчик вступил вместе с самолётом. Здесь Максимов собрал из трёх сломанных L-29 ещё один летающий. Теперь в его авиапарке два самолёта.

Максимов продолжает работать с «Соло фильм» и рядом других студий, которым нужны съёмки для рекламы, документальных фильмов, научно-популярные сюжеты. Например, его кадры о перегрузке вошли в экстремальное научно-популярное шоу «На пределе» на телеканале «Россия-2». А на очереди — съёмка нового фильма, где Максимов консультирует сцену посадки самолёта с отказом двигателя.

Фотография: Глеб Леонов/«Секрет Фирмы»

Работа с туристами

Кроме киношников на аэродром к Максимову приезжают обычные люди в поисках острых ощущений.

Максимов предложил мне подняться в воздух во время интервью, от неожиданности я согласилась. Лётчик плавно вывел самолет на полосу, почти беззвучно взлетел, набрал высоту, и тут начался настоящий экстрим. «Ты готова?» — слышно в шлем. «Да», — отвечаю, не подумав, и сразу оказываюсь вниз головой. Несколько раз выполнив «бочку», мы стали лететь вертикально вверх. «Это всё правда происходит?» — думаю. Максимов уже выполняет «мёртвую петлю», меня мощно вдавливает в кресло. «Примерно так летал Нестеров», — раздаётся в шлеме. Через 30 минут, высвободившись от ремней и парашюта, я скакала по лужайке как ребёнок, чья мечта только что сбылась.

Схожие ощущения у всех. Некоторые после катания с Максимовым, всерьёз увлекаются авиацией. Его пассажирка Надин Яхнич, которую друзья три года назад под предлогом фотосессии посадили в самолёт, сейчас выступает на спортивных соревнованиях на собственном немецком самолёте Extra.

Информация о Максимове распространяется с помощью сарафанного радио, а также турфирм, которые под модным названием «военный туризм» предлагают покататься на танке, пострелять, а также полетать на реактивных самолётах. Аэроклуб «Феникс», которым владеет Максимов, — только одно из предложений таких контор. Полёты на самолётах L-39 доступны на аэродроме под Вязьмой — их стоимость в 1,5 раза дороже, чем у Максимова на L-29, а деньги идут на поддержку пилотажной группы «Русь». Совсем экзотика — полёты в стратосферу на сверхзвуковом истребителе МиГ-29, они стоят как хороший автомобиль — до 800 000 рублей, а проводят их лётчики авиационного предприятия «Сокол» под Нижним Новгородом. На сайте турфирмы «Страна туризма» утверждают, что за десять лет «Сокол» сумел поднять в воздух больше двухсот туристов.

Фотография: Глеб Леонов/«Секрет Фирмы»

Женщины — 30% гостей аэроклуба, рассказывает Максимов. В основном это состоятельные мужчины 40–50 лет, которые хотят «получить экстремальный опыт». «Среди них много отставных лётчиков, они приходят, чтобы вспомнить ощущения. Причём приезжают из разных регионов, даже с Сахалина», — добавляет он.

Трудности развития

В 2014 году у Максимова было 50 пассажиров, с прошлого года полёты на штурмовиках быстро набирают популярность. В этом году он рассчитывает на рост. Максимов предлагает полёты всем желающим, предоставляя им съёмку видеоролика как коммерческую услугу. Дело в том, что российские законы для малой авиации разрешают иметь самолёты в частной собственности, а документы, чтобы продать демонстрационный полёт, получить очень сложно из-за несовершенства законодательной базы. В результате продаётся фильм, а полёт — в подарок. Для съёмки Максимов установил пять камер GoPro в разных частях самолёта, в том числе снаружи. Дальше экономика простая: стоимость фильма о полёте в 30 минут — от 40 000 до 60 000 рублей в зависимости от выбранной сложности пилотажа. В программу могут войти «мёртвая петля», «бочки», виражи и горки.

Полтора десятка L-29 находятся в частной собственности на разных аэродромах, и некоторые владельцы готовы поднять пассажиров в воздух. Хотя бы для того, чтобы окупить керосин на собственный полёт. На аэродроме в Крутышках таких самолётов пять. «Если бы для малой авиации были разработаны понятные документы, разрешающие проводить экскурсии, то мы бы могли дать рекламу и бизнес быстро бы развился», — считает один из собственников L-29 Андрей Легков. В результате Легков предпочитает заниматься строительным бизнесом, а на лётное поле заходит в свободное время.

Фотография: Глеб Леонов/«Секрет Фирмы»

Эксперты пояснили «Секрету», что дело не в законах, а в неграмотной их трактовке некоторыми чиновниками, что в итоге и мешает развитию. Президент АОПА-Россия (межрегиональная общественная организация пилотов и граждан — владельцев воздушных судов) Владимир Тюрин пояснил, что Максимову запрещено заниматься коммерческими воздушными перевозками, то есть платной услугой по доставке пассажиров или грузов в пункт назначения. В случае с «ознакомительным полётом» услугой является непосредственно сам полёт, в котором точки вылета и посадки совпадают.

Оба направления — съёмка футажей и ролики с туристами — приносят Максимову примерно в равных долях 8 млн рублей в год, большая часть которых уходит на оплату топлива. Максимову также принадлежит интернет-магазин «Феникс» (ООО «Екка»), где можно приобрести шлемы, свитера и другое снаряжение летчика, а также запчасти для самолётов. В 2013 году выручка предприятия составила, по данным СПАРК, 800 000 рублей.

Прибыль лётчик тратит на реставрацию техники. В этом году он приобрёл требующий капитального ремонта МиГ-21. В ближайшей перспективе Максимов собирается открыть музей летающих самолётов: «Хочу на одной площадке собрать всю восстановленную частниками историческую технику. Такого в России пока нет». Сейчас все необходимые документы для регистрации музея находятся в Минюсте.

Фотография на обложке: Глеб Леонов/«Секрет фирмы»