«Proтанцы»: Как хореограф и продюсеры Comedy Club Production открыли школу
Директор программы Comedy Club Александр Никулин часто вместе с женой смотрел шоу «Танцы», но никогда не мечтал о совместном бизнесе с одним из членов жюри программы — Мигелем. Никулин был немного знаком с хореографом, но не расценивал это знакомство как приятное. «Когда мне сказали, что работать предстоит с Мигелем, я подумал: “Ё-моё», — вспоминает он. Скоро своё мнение о Мигеле Никулин изменил.
Мигель (Сергей Шестепёров) в 1999 году начинал карьеру танцовщика в мюзикле «Метро», потом в качестве хореографа-постановщика работал над шоу «Один в один». В 2011 году Мигель стал соавтором и хореографом украинского танцевального шоу «Майдан’s», а спустя три года оказался в жюри шоу «Танцы» на ТНТ и стал наставником проекта.
В 2015 году, после завершения первого сезона «Танцев» и концертного тура по России, Мигель решил открыть собственную танцевальную школу. «Раньше максимум, чего мог добиться артист, танцующий на профессиональном уровне, — первой линии в подтанцовке у известных певцов. Я хотел изменить эту ситуацию, сделать танцовщика более самостоятельным, вывести его с заднего плана на передний, сделать индивидуальной творческой единицей», — рассказывает хореограф.
Мыслями на этот счёт он поделился с Вячеславом Дусмухаметовым*, продюсером Comedy Club Production (сейчас —генеральным продюсером телеканала ТНТ). Дусмухаметов стал основным инвестором — в открытие школы вложили 100 млн рублей, часть суммы — доходы от гастролей первого сезона шоу «Танцы».
Именно Дусмухаметов позвал в «Proтанцы» коллегу Александра Никулина, который в компании курирует финансовые вопросы.
Подготовка к открытию
Мигель всегда переживал из-за того, что среди всех творческих профессий, профессия танцовщика является самой низкооплачиваемой. Он сравнивает её с шахтёрским трудом — у большинства артистов к 35 годам организм истощён. Танцовщики рано выходят на пенсию и часто после этого оказываются в сложном финансовом положении. Он считает, что школа «Proтанцы» должна создать рабочие места для танцовщиков, дать им постоянную занятость, официальное оформление, будущую пенсию. На сайте школы в числе преподавательского состава — участники и финалисты «Танцев».
На поиски помещения для школы ушло полгода — Мигель требовал, чтобы у здания была «особая атмосфера», Никулин искал место с хорошей парковкой. Аренда 1500 квадратных метров в Большом Саввинском переулке обходится партнёрам примерно в 2 млн рублей в месяц. В танцевальном центре — 7 залов, в них может заниматься 1000 человек в день (сейчас, по словам партнёров, в день приходит около 400 учеников).
«Поскольку я создавал школу своей мечты, я хотел сделать её не только красивой, приятной и комфортной для занятий, но и безопасной», — говорит Мигель. — Поэтому важно было подобрать напольное покрытие, которое не будет травмоопасным».
Изначально для каждого зала хореограф хотел сделать свой пол, подходящий для каждого направления танцев, но отказался от этой идеи — какие-то занятия будут более популярными, какие-то менее, значит все залы, кроме балетного, должны быть универсальны. Покрытие хореограф подбирал эмпирическим путем — заказал сотню пробников размером 1 квадратный метр и танцевал на каждом в разных стилях.
Бизнес-модель
Школа танцев — бизнес низкомаржинальный, поэтому больших результатов от него никто не ждал: «По статистике TNS, всего 1,5% населения России занимается танцами. Честно говоря, на начальном этапе проект даже не рассматривался особо как бизнес и больше носил социальный характер», — вспоминает Никулин. При этом рынок в Москве перенасыщен — здесь работают и маленькие танцевальные студии, и большие бренды вроде филиала лондонской Drive Dance. Свои школы есть у многих известных танцоров и балетмейстеров, например, школа балета есть у балерины Илзе Лиепы. Её годовая выручка, согласно данным СПАРК, превышает 26 млн рублей.
Предпродажу абонементов на 2016 год «Proтанцы» начали в декабре 2015 года. Будущие ученики оформили клубные карты на сумму 13 млн рублей, в основном в числе первых покупателей оказались поклонники шоу на ТНТ, которые хотели сфотографироваться со звёздами. Скоро появились коммерческие партнёры, на которых основатели в начале особенно не рассчитывали. В «ProТанцы» за рекламой и продвижением начали обращаться бренды. Вместе с маркой гигиенических средств Kotex, например, школа проводит мастер-классы и фестивали.
Выручка «Proтанцев» в 2016 году составила 30 млн рублей. Никулин утверждает, что планировал выйти на такие показатели не раньше 2019 года.
Франшиза
В 2017 году сооснователи решили предложить рынку франшизу. Ежедневно в «Proтанцы», по словам создателей, приходит 3-5 заявок с заполненными анкетами от предполагаемых франчайзи. Руководители проекта оценивают финансовые возможности заявителя, отношение к бренду и понимание его сути. Если все пункты оказываются удовлетворительными, то начинаются поиски помещения.
«Для городов с населением от 1 млн человек оптимальный размер помещения — 500 квадратных метров, вместимость — 200 человек. Такой площади достаточно, чтобы в центре функционировали 4-5 танцевальных залов, зона ресепшена, зона отдыха и, возможно, какие-то дополнительные помещения. Важными критериями являются месторасположение в историческом, культурном центре, наличие парковки и шаговая доступность от остановок общественного транспорта. После того, как помещение найдено и согласовано с флагманским центром, мы заключаем договор», — говорит Никулин.
В соответствии с гайдами «Proтанцев» проводится ремонт помещения, школа даёт рекомендации по качеству напольного покрытия, оттенку краски и другим деталям. Чтобы стать преподавателем во франшизе, нужно пройти кастинг, такой же, как в шоу на ТНТ: его проводит хореограф «Танцев» и худрук школы Наталья Терехова.
«По результатам кастинга топ-10 лучших хореографов отправляется на пятидневный интенсив во флагманский танцевальный центр, где они посещают мастер-классы от всех педагогов «Proтанцев». Только после этого они допускаются к преподаванию в наших школах», — говорит Мигель. Центральный офис помогает с маркетингом и продвижением.
С момента заключения договора до реального открытия школы проходит в среднем 3-4 месяца. Начальные инвестиции для открытия с нуля танцевального центра в регионе с учётом паушального взноса — 15 млн рублей (в случае, если помещение нужно выкупать или брать в долгосрочную аренду), период окупаемости, на который рассчитывают создатели — от 1,5 до 3 лет.
Паушальный взнос может составлять от пятой части до четверти общей суммы инвестиций — в зависимости от размера помещения школы и стоимости аренды. Размер ежемесячных отчислений определяется индивидуально. На таких условиях франшизу школы купили предприниматели из Уфы, Набережных Челнов, Екатеринбурга и Перми. Предпринимательница Оксана Фёдорова, владелица мебельного магазина Solo Rooms в Набережных Челнах, купила франшизу школы в августе и собирается открыть танцевальный центр 2 декабря.
Прочь из подтанцовки
«Нельзя сказать, что до нас рынка танцевальных школ не было вообще. Он был, но дурацкий», — говорит Мигель. Самая известная сеть школ танцев в России — «Тодес», создательница одноимённого шоу-балета Алла Духова открыла под этим брендом студии по всей России (в СПАРК выручка школы танцев — 50 млн рублей в 2016 году, театра «Тодес» — 117 млн рублей). В «Тодесе» начали развивать культуру подтанцовки, определив для танцовщиков позицию в шоу-бизнесе на долгое время.
Мигель говорит, что собирается эту культуру сломать и хочет сделать танцевальные шоу полноценным бизнес-ориентированным сегментом сферы развлечений. В «Proтанцы» в основном приходят люди, которые хотят танцевать для собственного развития, поддерживать физическую форму или улучшить навыки. Но есть и классы для детей, в которых Мигель надеется вырастить «новое поколение танцовщиков мирового уровня». Два раза в год в школе проводятся отчетные концерты для учеников. Профессионалы, занимающиеся в «ProТанцах», представляют Россию на международных танцевальных соревнованиях.
«Школа "Proтанцы", которая заработала кучу бабла — это не наша идея. Школа "Proтанцы", в которой всё началось — вот это прикольно», — мечтает хореограф.
Комментарии
* В системе СПАРК единственным владельцем ООО «Протанцы» числится телеведущий и квнщик Азамат Мусагалиев; представители Дусмухаметова отмечают, что артист представляет в проекте интересы продюсера.
Фотографии: Арсений Несходимов / «ProТанцы»