Николай Кононов. Остаёмся рисковать
Прежде чем объяснить, как изменился журнал, расскажу личную историю.
Один мой прадед владел кирпичным заводом под Кимрами. Другой — богема, москвич — держал ресторан на Сивцевом Вражке. Разнимая пьяную драку, получил пулю, и дело отошло его старшему брату, который тоже занимался общепитом, но был более удачлив. После революции оба предприятия национализировали. Владельца завода раскулачили, и он быстро умер. Ресторатор отказался стать пособником коммунистов — о дальнейшей его судьбе в семье молчали.
Я часто представляю прадедов и рассказываю им, что случилось с нами.
Совок ещё бился в конвульсиях, говорю я, когда пришло первое поколение предпринимателей. Оно состояло из романтиков. Бизнес как что-то авангардное и подпольное, мода работать на себя. Ощущение, что ты первопроходец и твои руки лепят будущее.
Поколение 90-х было разным — бизнес делали и младшие научные сотрудники, торговавшие чем попало, и малиновые пиджаки, и комсомольцы, которые воевали за приватизированные углеводороды. Романтика сменилась стрельбой и обучением манерам. Было опасно, часто стыдно, но это был необходимый этап.
Затем грянули 00-е, рост нефти и благосостояния. Бизнес перестали воспринимать как вотчину тупых и ловких. Возникли стартапы будущих миллиардеров — Сергея Галицкого, Аркадия Воложа, Юрия Мильнера и других. Это было золотое время — огромные пустые рынки, низкая конкуренция и порог входа.
Однако, вместе с другими гражданами предприниматели прохлопали момент, когда бюрократический спрут протянул к ним свои щупальца. Маятник начал движение обратно к "сильному государству". Новое поколение предпринимателей, выросшее в интернете, не заметило этого маятника — слишком увлеклось гонкой технологий, growth haing и новыми бизнес-моделями.
С чем мы пришли к экватору десятых? Ключевое ощущение — иллюзий нет. Выросло поколение предпринимателей, которое не верит никому и ничему. Власть считает, что низкие налоги — достаточное основание, чтобы бизнес терпел произвол чиновников, зависимый суд и многое другое (см. расследование «Как отбирают бизнес в Крыму»). Капиталист — ругательство. Предприниматель — ещё куда ни шло; видимо, любовь к людям, которые что-то предпринимают, не истребить даже у патерналистов.
Но с другой стороны, жизнь без иллюзий бодрит.
Ты знаешь, что остальному миру наплевать на тебя, если не имеешь идеи, как заработать сотни миллионов долларов. Стартап-инкубаторы не научат строить бизнес, пока сам не стопчешь двадцать пар железных сапогов. И это прекрасное знание: всё зависит от тебя. Наши герои — тот же Галицкий, Павел Дуров, Илья Попов, Руслан Фазлыев, да много кто — растили свои компании, не обращая внимания на суровый климат, и преуспели.
Поэтому, рассказывая, как делать бизнес в России, и указывая все риски, мы держим в уме будущее — страну с нацией, движимой идеей личного успеха, частной инициативы. Сделать предпринимателя ролевой моделью — обязательный пункт в детоксе экономики, сидящей на углеводородной игле.
Что будет в ежедневно обновляющемся «Секрете»? Уникальные истории успехов и провалов компаний. Самые важные новости бизнеса и их разъяснение — что значит событие, кому выгодно, к чему приведёт. Традиционно существенная часть материалов «Секрета» будет посвящена менеджменту, маркетингу, повышению эффективности разных процессов. Позже на сайте появится площадка для обсуждения важных тем и мобильное приложение.
Мы собираем вокруг себя что-то вроде рок-клуба и надеемся, что вырастем в огромный фестиваль и ещё попрыгаем на обломках старого мира.
Ясно, что это игра вдолгую. Структура экономики и социальная ткань не меняются за вечер. Надеяться не на кого, кроме себя, и, может, прадеды ещё погордятся нами в своём прекрасном далёке.
Остаёмся рисковать.