secretmag.ru
Истории

Это дичь: «Лесная диковинка» кормит Кремль и средний класс медвежатиной

Охотник Артём Бобцов попал в редкую нишу
Артём Бобцов — охотник-любитель, однажды он побывал в Германии и подсмотрел идею для бизнеса — производства колбас и паштетов из дичи. В 2015 году выручка его компании «Лесная диковинка» выросла в 10 раз по сравнению с 2014 годом, деликатесы Бобцова из кабанятины и медвежатины пробовали даже в Кремле. «Секрет» рассказывает, как охотник монетизировал своё хобби.

Артём Бобцов — охотник-любитель, однажды он побывал в Германии и подсмотрел идею для бизнеса — производство колбас и паштетов из дичи. В 2015 году выручка его компании «Лесная диковинка» выросла в десять раз по сравнению с 2014 годом, деликатесы Бобцова из кабанятины и медвежатины пробовали даже в Кремле. «Секрет» рассказывает, как охотник монетизировал своё хобби.

Впервые на охоту Бобцов пошёл в 15 лет. Вместе с родителями он гостил у родственников в деревне Зыково Рязанской области, местные мужики научили подростка стрелять уток. Городской мальчик увлёкся охотой, вступил в клуб, начал ездить в экспедиции по России и миру, ходить на разных зверей.

В 2006 году Бобцов занялся предпринимательством, вместе с друзьями он открыл дилерский центр KIA. Одним из партнёров стал товарищ по хобби, охотник Владимир Леонов.

Четыре года назад Бобцов охотился в Германии. Зайдя в один из местных продуктовых магазинов, он увидел, что треть мясного отдела там — изделия из дичи. Сначала Бобцов решил, что попал в специализированный магазин, но скоро заметил, что почти вся продуктовая розница в Германии торгует мясом диких животных, добытым на охоте. «Для нас продукты из дикого мяса — диковинка, в то время как для немцев поесть сосиски из оленя — нормально, блюда из дичи у них постоянно в рационе», — говорит Бобцов.

Охота на диких зверей в Германии ведётся в промышленных масштабах — например, в год там добывают более 600 000 кабанов. Их мясо охотники сдают производителям, которые крутят сосиски, делают консервы или отдают магазинам на реализацию куски туши.

В Советском Союзе существовала похожая система на базе организации «Госпромхоз», которая ставила планы по добыче зверя, занималась скупкой, переработкой мяса и поставками в магазины. Медвежатину или кабана можно было купить в специализированных универмагах, например в сети «Дары природы». Сегодня в России в промышленном масштабе идёт добыча только одного зверя — северного оленя, но его редко можно встретить на прилавках городских магазинов. Обычно мясом диких животных торгуют небольшие фирмы-перекупщики. Они поставляют замороженные туши на рынки, производства, могут принять заказ от частных лиц и доставить товар, когда он окажется в наличии — их собственные склады, как правило, слишком мелкие, хранить весь ассортимент невыгодно. Колбасы и консервы производят несколько сибирских мясоперерабатывающих заводов, их продукцию в Москву и города-миллионники доставляют всё те же перекупщики и энтузиасты из фермерских лавок.

Идея и производство

Собственное производство паштетов, сосисок и колбас из мяса диких животных Артём Бобцов открыл в конце 2013 года. Совокупные затраты на его оснащение составили около 30 млн рублей — в дело вложился сам Бобцов, его товарищ по автомобильному бизнесу Леонов, через год к ним присоединился ещё один партнёр, охотник Антон Рахманов.

«Поскольку мы сами охотники, около 200 кг мяса на момент начала проекта у нас уже было. Оно лежало у меня дома в специальном большом холодильнике, который я купил когда-то для хранения остатков мяса после охоты», — рассказывает Бобцов. Дикое мясо сильно отличается вкусом и консистенцией от специально выведенной на убой свинины и говядины, поэтому требует и другой рецептуры приготовления. Для её разработки наняли технолога и арендовали площадку на Черкизовском мясокомбинате за 50 000 рублей в месяц. «Технолога закрыли там на два месяца, в течение которых он экспериментировал с мясом и специями, разрабатывая рецепт приготовления каждого вида дичи», — вспоминает Бобцов. Так появилась первая партия колбас, сыровяленого мяса и деликатесов (копчёный окорок и корейка). Чтобы выявить потребительский спрос, было решено провести презентацию товара в одном из охотничьих клубов.

© © Павел Александров / «Секрет Фирмы»

Бобцов и Леонов — члены Сафари-клуба, раз в несколько месяцев они встречаются с товарищами по сообществу в ресторане одного из охотников, общаются, выпивают и прекрасно проводят время. Презентацию «Лесной диковинки» и дегустацию Бобцов решил провести на одном из таких съездов. «Раздали мы им всего по чуть-чуть, нарисовали для каждого табличку, где нужно было поставить оценки разным категориям товара за вкус, запах, внешний вид. Все были в восторге. Один из участников клуба — известный олигарх, который ездит с двумя машинами охраны и является членом партии "Единая Россия", — после окончания вечера подбежал ко мне с обычным целлофаном пакетом и скупил всё, что осталось: около 20 кг продукции, по 3000 рублей за кило», — вспоминает Бобцов.

К полноценному запуску «Лесная диковинка» готовилась около полугода. Примерно пять месяцев ушло на создание дизайна упаковки. Этим занималось нанятое агентство DID, за эту работу партнёры заплатили около 400 000 рублей. Первые продажи начались в 2014 году — компания появлялась на ярмарках и фуд-маркетах, запустила сайт. Небольшая пробная партия разошлась быстро, партнёры заработали 60 000 рублей и решили, что нужно наращивать объёмы производства.

Помещение под производственные линии арендовали на комбинате питания в городе Королёв, где когда-то производилась еда для космонавтов. Его пришлось отремонтировать и закупить новое оборудование. Подготовка производства обошлась примерно в 8 млн рублей. Главной проблемой стали поиски сырья: надо было найти и закупить мясо и загрузить мощности.

Сырьё и продукты

Чтобы убить редкое дикое животное (бобра, куницу, медведя, большинство копытных), охотнику нужно получить лицензию на его отстрел. Она даётся на один охотничий сезон, стоит около 3000 рублей и позволяет убить только одного зверя. Даже если охотнику не везёт и он не может добыть зверя в сезон, лицензия сгорает и для следующей охоты необходимо оформлять новую. Законодательством регулируются сроки, когда можно вести охоту. В каждый сезон разрешено отстреливать только определённый вид зверя. Например, на медведя охотятся только два раза в год: в апреле-мае, когда он вылезает из берлоги, и в сентябре-октябре, когда он откармливается пред спячкой.

Для создания полноценного производства было необходимо гораздо больше дичи, чем могли настрелять несколько охотников.

© © Павел Александров / «Секрет Фирмы»

Бобцов и Леонов начали договариваться о поставках медвежатины и другого вида дичи с различными охотничьими хозяйствами и частными охотниками: «Наша средняя закупочная цена — 300–350 рублей за килограмм. За одного среднего медведя, который весит около 300 кг, охотник может получить примерно 150 000 рублей. И это только за тушу зверя — к нам его обычно привозят уже без внутренностей и шкуры». Туши скупали по всей России: медведя — в Бурятии и на Дальнем Востоке, оленей — в Московской области, кабанов — в Пензенской области. К февралю 2015 была готова первая крупная партия товаров «Лесной диковинки» общим весом в 1 тонну.

Бобцов хотел реализовывать свою продукцию прежде всего через розничные сети, поэтому стал ездить к ним на встречи и договариваться о сотрудничестве. «Первым нашим партнёром был "Глобус Гурмэ", договор с которым мы подписали в конце 2014 года. Первая партия продукции для них весила 300 кг и принесла нам 250 000 рублей», — говорит он. Вторым партнёром стала «Азбука вкуса» — сначала в тестовом режиме продукция компании появилась в 15 магазинах, а с сентября 2015 года «Лесную диковинку» можно найти во всех супермаркетах сети. К 2016 году продукты из дичи появились также в «Алых парусах», «Бахетле» и других сетях. Самый ходовой товар в рознице — консервы: паштеты и тушёнки.

Легко попасть на полку «Диковинке» удалось в том числе благодаря санкциям. Объём российского рынка мяса и птицы в 2015 году сократился по сравнению с 2014-м почти на 3% и составил 10,5 млн тонн. Доля импорта резко снизилась из-за продовольственных санкций, в 2013 году она составляла 23%, в 2015 году — чуть больше 10%. С прилавков в первую очередь пропало мясо и изделия для самых обеспеченных покупателей. «Потребители дичи — это люди, класс которых можно определить как "выше среднего". Такие товары и не могут стоить дёшево, поскольку делаются из чистейших натуральных продуктов без каких-либо усилителей вкуса и прочего — только мясо и специи. Кроме того, дичь гипоаллергенна, поэтому многие заботливые мамы покупают детям паштеты из дикого мяса», — убеждён Бобцов.

В 2015 году «Лесная диковинка» стала поставщиком комбината пищевого питания «Кремлёвский» — компания заключила два контракта на общую стоимость 3 млн рублей. В 2016 году она получила ещё один контракт — на 1,5 млн рублей. Бобцов говорит, что и тут не обошлось без охотничьего лобби: «У нас есть знакомый, поставляет много лет в госорганы торты ручной работы, он нам помогл попасть на дегустацию в "Кремлёвский". Там понравилась продукция, они стали покупать для Госдумы, Совфеда. Знаю, что первые лица её тоже пробовали».

Из-за кризиса дела в автомобильном бизнесе становились всё хуже, а в «Лесной диковинке» — всё лучше. За 2015 год выручка компании составила 7 млн рублей, в 2016 году Бобцов надеется отбить инвестиции в проект. Он задумался о заграничной экспансии и в первую очередь собирается покорить Китай, где во многих провинциях охота на диких зверей запрещена.

Василий Ушаков
руководитель отдела продаж компании «Таёжная лавка»

На данный момент рынок в Москве уже давно сформирован, и на нём существует множество компаний, которые поставляют продукцию из дикого мяса как в магазины, так и в рестораны столицы. Наша компания работает в этой сфере уже более семи лет. В последнее время люди действительно стали покупать продукцию из дичи гораздо чаще, поскольку дикое мясо — более диетическое и вкусное, выращено на натуральных кормах. Что касается компании «Лесная диковинка», я слышал о них. Это далеко не единственный игрок на рынке и далеко не самый крупный.

Алексенко Андрей
генеральный директор ООО «Скора»

Наша компания занимается производством пушно-мехового сырья, а также мяса диких животных. О какой-либо конкуренции можно говорить лишь в том случае, когда рынок заполнен товарами, а рынок дикого мяса в России ещё не сформирован. Только пару лет назад стали появляться компании, предлагающие людям попробовать продукцию из мяса диких животных. Люди устали от напичканных антибиотиками свинины и говядины, они хотят потреблять более экологически чистый, натуральный продукт. Я слышал о компании «Лесная диковинка», однако считаю, что цены у них завышены.

Фотография на обложке: Павел Александров / «Секрет Фирмы»