Очки надел: Great Gonzo Studio зарабатывает на виртуальной реальности
У меня кружится голова. Минуту назад я стояла на краю Багратионовского моста над Москвой-рекой под песню The Stooges — I Wanna Be Your Dog, а теперь снова сижу на стуле и держу в руках очки виртуальной реальности Samsung Gear VR. Мост, река, картинг и катание на скейтборде — части двухминутного фильма в формате виртуальной реальности «Помехи». В июле этого года его показала на фестивале «Кинотавр» компания Great Gonzo Studio, которая занимается разработкой интерактивных проектов для бизнеса. Виртуальная реальность на «Кинотавре» появилась в первый раз этим летом, следующим Great Gonzo Studio планирует организовать там большую зону.
Студии четыре года, её основатели Александр Милохов, Александр Мамонов и Денис Семёнов за это время поработали на саммите АТЭС, Олимпиаде в Сочи, презентациях Nissan, Porsche, Adidas, «Билайна» и других известных компаний. В основном делали софт для проведения этих мероприятий и технологии дополненной реальности. Выручка компании — 20–25 млн рублей в год. В прошлом году студия решила выйти на новый многообещающий рынок. По данным исследовательской компании BI Intelligence, мировой рынок устройств VR будет расти на 99% в год в течение следующих пяти лет. К 2020 году его прогнозируемый объём составит несколько десятков миллиардов долларов.
«Секрет» узнал, как создаются проекты виртуальной реальности и сколько можно заработать на огромных очках.
Первые заказы
Александр Милохов стоит посередине небольшой комнаты и крутит головой в больших белых очках. Вместо белых стен и двух досок, исписанных маркером, он видит один из созданных Great Gonzo Studio виртуальных миров, вокруг него джунгли и водопады.
До основания собственной фирмы Милохов работал «в ивентах» около восьми лет: и в крупных компаниях вроде SPN Ogilvy, и в небольших агентствах. В рекламном агентстве Lemonlime он познакомился с менеджером проектов Александром Мамоновым. Потом они разошлись по разным компаниям, но любовь к работе в команде осталась. В 2011 году друзья заметили, что клиенты стали часто просить организовать на мероприятиях интерактив — мобильные системы регистрации, игры для объяснения продукта. Они решили построить бизнес на разработке подобных приложений. Партнёром выступил основатель компании «АСТ Телеком» Дмитрий Сычёв — давний подрядчик Милохова, его фирма занимается техническим обеспечением мероприятий. Компанию партнёры открыли в августе 2011 года, придумав название MMSCO по первым буквам своих фамилий (плюс начало слова company). Позднее Сычёв отошёл от реализации проектов, но у него осталась небольшая доля.
Буква С в названии не пропала. В 2012 году к компании в должности креативного директора присоединился Денис Семёнов, с которым друзья также познакомились в Lemonlime — он помогал с проектами MMSCO и раньше. До 2012 года Милохов и Мамонов сделали несколько проектов, параллельно работая в штате других ивент-компаний, но на выставке Event Expo в январе получили первого крупного заказчика — компанию «Арт-корпорация ОКО», она организовывала пятилетие радиостанции Business FM. Наконец компаньоны смогли бросить работу и развивать MMSCO. В феврале они арендовали офис на «Полежаевской», вложили 500 000 рублей на аренду и гонорары фрилансерам и приступили к работе.
Для вечеринки Business FM сделали виртуальные прогулки — технологию, которая «вырезает» подошедшего к видеостене человека и вставляет его изображение в виртуальный мир. Где-то между выступлением «Би-2» и воздушных гимнастов гости могли сфотографироваться на фоне Мачу-Пикчу, Антарктиды, водопада Виктория.
Параллельно MMSCO сделала несколько мелких проектов, а летом 2012 года через знакомых поступил заказ от Russia Today — звали в «Русский дом» на Олимпиаду в Лондоне. Там внедрили уже обкатанный продукт виртуальных прогулок: операторы телеканала предоставили больше 100 часов снятых по всей России роликов. С тех пор, говорит Милохов, бывали разные периоды, но ни одного года компания не закрыла с убытками.
Крупный клиент
«Рынок ивентов очень узкий, и подрядчиков отбирают по принципу "О, а кто делал пресс-центр на «Евровидении»? Хотим их"», — объясняет Александр Милохов. Такой вопрос возник у агентства «Полилог», которое выиграло тендер на проведение саммита АТЭС-2012: оно объявило внутренний конкурс на систему навигации.
Пресс-центр в 2009 году делали компания Дмитрия Сычёва, сооснователя MMSCO, поэтому Милохов и Мамонов рано узнали о тендере и сумели хорошо подготовиться. Навигация на форуме была необходима, потому что здание Дальневосточного федерального университета на острове Русский расположено на склоне. Можно зайти с одной стороны на первый этаж, перейти в другую часть университета и оказаться уже на четвёртом этаже. Простыми бумажными табличками тут не обойдёшься — президенты и их свита разбираться в лабиринте не станут.
Основатели MMSCO предложили умную систему навигации, выиграли конкурс и улетели во Владивосток. В штате компании уже было шесть человек, но команду специалистов (менеджеров, дизайнеров, программистов) собирали под проект. Над саммитом АТЭС работало около десяти человек, заказ стоил больше 1 млн рублей (точные цифры в Great Gonzo Studio раскрыть не могут).
MMSCO развесила по зданию ДВФУ 35 проекторов. Каждый проецировал на стены и пол указатели с названиями залов. Система была интеллектуальной: разработчики отслеживали программу саммита, и, когда из брифинг-зала надо было переместиться в главный, стрелки по всему полу поворачивались и указывали нужное направление. Умные указатели были дополнены стойками с тач-экранами — такие обычно стоят в торговых центрах.
Навигационное направление предприниматели считают самым перспективным, на их складе лежат 60 стоек с обычными и тач-экранами, всегда готовых выполнить функции указателей.
Виртуальная реальность
Студия MMSCO сменила название на Great Gonzo Studio, когда партнёры решили заняться виртуальной реальностью. Основатели захотели, как гонзо-журналисты, дать людям возможность увидеть всё от первого лица.
Первые проекты в области VR появились в 2013 году, но окончательное решение вплотную заняться виртуальной реальностью и сменить название пришло после сочинской Олимпиады. Туда компания попала через тот же «Полилог», который участвовал в организации Игр. Студии достались три федеральных округа в экспозиции регионов России: Северо-Западный, Центральный и Дальневосточный. Помимо обычного уже интерактива (виртуальные прогулки, карты регионов) появился инновационный проект — виртуальный слалом по трассе «Горный воздух». Зритель вставал на горнолыжный тренажёр, надевал очки и с помощью движений тела, которые считывал сенсор Kinect, спускался с горы. За месяц (плюс Паралимпиада) трассу виртуально прошли 70 000 человек.
Бюджет на виртуальный слалом составил несколько миллионов рублей. «Не космос, как все думают», — говорит Милохов. Над проектом работало около десяти человек. Видео с Сахалина снимали сами: на остров летал лыжник с оборудованием, заказанным из США (в России тогда камеры для съёмки с углом обзора 360° было не достать, как и очки Oculus Rift). Потом ещё полтора месяца монтировали картинку с шести камер и программировали ролик.
Следующим крупным проектом стала рекламная кампания для ребрендинга «Nescafe 3 в 1». Растворимый порционный кофе придумали продвигать через спорт: для каждого из четырёх видов кофе — своя активность. Чем крепче кофе, тем сложнее спорт, которым может заняться любой человек, надев очки виртуальной реальности. Сначала идею протестировали в Тимашёвске, где расположен завод Nescafe — компания помогала организовывать день города. В шатёр, где можно было виртуально покататься на скейте, выстраивались очереди. Отдача Nescafe понравилась, и кампанию запустили в восьми городах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск). Great Gonzo Studio досняла видео с картингом, сноубордом, велосипедами BMX, и кабинка с очками поехала по университетам завлекать молодёжь — всего в кампании поучаствовало 600 000 студентов.
«На этом проекте мы сделали для себя открытие. Реклама с виртуальной реальностью приносит совершенно другие эмоции. Люди даже не понимают, что это рекламная кампания, и запоминают, как катались на скейте и рядом был вот такой логотип», — делится Милохов.
Если в начале 2014 года проекты виртуальной реальности составляли всего 10% от числа всех заказов, то сейчас — уже около 40%. Впрочем, заработать на новых технологиях удалось не так много — около 6 млн рублей за все проекты. В компании уверены, что рынок только создаётся и в ближайшие годы выручку с этого направления удастся увеличить в разы.
«Рынок находится на стадии, сравнимой с рынком мобильных телефонов до выхода на рынок iPhone», — подтверждает организатор конференции по новейшим технологиям mixAR, гендиректор компании MaaS Agency Олег Юсупов. Согласно аналитическому отчёту Центра мобильных технологий фонда «Сколково» именно в 2014 году появилось около 40% компаний от нынешнего объёма рынка. Всего же на рынке дополненной и виртуальной реальности (AR & VR) около 500 игроков, из них около 100 — технологические стартапы, а остальные занимаются разработкой контента.
Клиенты
«Вот, смотрите, тут Путин с нашими стойками», — демонстрирует фотографию президента, машущего в камеру рукой, Александр Милохов. Снимок был сделан в 2015 году на Восточном экономическом форуме, там Great Gonzo Studio отвечала за навигацию. Милохов говорит, что государство — интересный заказчик, так как проводит много форумов и выставок. Но заниматься гостендерами надо всерьёз, пока для этого в компании нет ресурсов.
В основном Great Gonzo Studio работает с рекламными агентствами — примерно 85% клиентов приходят через них. Начали появляться клиенты, которые обращаются напрямую и знают, чего хотят. Один из способов получить продвинутых заказчиков — встретиться с ними на отраслевых выставках. В них Great Gonzo Studio участвует несколько раз в год и обычно не платит организаторам, а оказывает услуги по бартеру: экраны, стойки, софт. На таких мероприятиях можно поймать крупную рыбу — например, на Conde Nast Digital Day 2015 на компанию обратил внимание «Билайн», генеральный партнёр конференции, и сделал заказ на интерактивные зоны для детского мероприятия.
Стоимость одного проекта может варьироваться от 120 000 рублей до нескольких миллионов в зависимости от сложности: придётся ли снимать видео, какое нужно будет оборудование, насколько тяжело будет спрограммировать ролик. Самая низкая цена — это просто оборудование с контентом. Средний чек в Great Gonzo Studio — от 400 000 до 1 млн рублей (на рынке встречаются заказы и до 10 млн рублей).
Если для проекта требуются специфические детали, компания чаще закупает их на свои деньги и даёт в аренду заказчику. Потом оборудование может пригодиться для других проектов. Сейчас у компании хранится пять пар очков виртуальной реальности — этого хватает, потому что на одно мероприятие редко бывает нужно больше двух.
Из-за кризиса в 2015 году количество заказов снизилось, говорит Милохов: «У нас ещё до падения рубля были подтверждены заказы на январь и февраль. На новогодние каникулы мы уходили со спокойной душой, но как вышли с праздников — 90% клиентов отвалилось». Сейчас, по его словам, компании оправляются от шока и снова готовы тратить деньги на интерактивные проекты. Если за 2014 год Great Gonzo Studio выполнила 62 проекта, то за первое полугодие 2015 года — 38 заказов. В прошлом году компания заработала 24,5 млн рублей, в этом году планирует столько же или чуть меньше — «из-за просевшего рынка». Всю прибыль Great Gonzo Studio вкладывает в свои разработки.
###Свои проекты
Одну за другой Александр Милохов выносит три прямоугольные картины. На первой — «Крик» Эдварда Мунка. У оригинала изменён фон, за спиной кричащего — реалистичный пейзаж, воссозданный по Google Maps и историческим книгам. В качестве шутки дорисован голый Мунк. Пространство вокруг художника и кричащего искривлено.
Милохов протягивает мне очки виртуальной реальности. Я оказываюсь внутри картины — могу вглядеться в лицо кричащего, могу подойти к дорисованному художнику, могу поднять голову и рассмотреть красно-жёлтый закат. Спрашиваю, в чём фишка — вы нарисовали это и долго-долго программировали? Нет, отвечает Милохов, мы это долго-долго рисовали, а потом немножко программировали. Технику письма придумал Семёнов, картина нарисована так, что изображение сворачивается в сферу, когда надеваешь очки. Это навело на мысль сделать виртуальную галерею живописи. Сейчас партнёры обдумывают идею создания приложения виртуальной реальности, скачав которое владельцы очков смогут побродить по разным художественным произведениям.
Я снимаю очки, и вместо картины вокруг меня снова белые стены.
Комментарии экспертов
Олег Юсупов Организатор конференции по новейшим технологиям mixAR, генеральный директор MaaS Agency
Конечно, мы знаем о Great Gonzo Studio. На данном этапе практически все игроки рынка между собой знакомы, дружат или хотя бы слышали друг о друге. Мы не являемся конкурентами, потому что Great Gonzo — это сильная и качественная продакшен-студия в сфере новейших технологий, а наша главная задача — данные технологии популяризировать.
Могу сказать, что у них действительно сильные и креативные ребята, среди мне запомнившихся решений — горный спуск, который они делали для Олимпиады. Не могу выделить недостатки работы, потому что сейчас мы не рассматриваем рынок через призму выигравших и проигравших, а работаем на его увеличение, отчего выигрывают все. Сейчас в России около 500 компаний, рынок данных технологий оценивается от $10 до $150 млрд к 2020 году во всём мире, такой большой интервал — в силу неопределённости многих элементов.
Российский рынок также перспективен и интересен, просто раз в 100 меньше. Из-за отсутствия долгосрочных денег перспективные технологические стартапы будут в основном уезжать на Запад, а решения будут в большей части в области виртуальной реальности для b2c, преимущественно игровые (это общий мировой тренд). Однозначно, рынок будет расти, и будет появляться всё больше перспективных команд.
Андрей Судариков Основатель PlayDisplay
Мы работаем на рынке пять лет и делаем примерно то же самое, что и Great Gonzo Studio. Раньше я об этой компании не слышал, но могу сказать, что непредсказуемость не даёт бизнесу на этом рынке определённой стабильности и возможностей масштабирования. Сфера развивается, но она сильно завязана на желаниях и возможностях клиентов. И клиентов не так много. Именно поэтому мы открыли дополнительное направление (видеомэппинг), потому что, если работать только в сфере AR & VR, потолок по выручке — $5 млн. Тут нужно либо на коробочные решения выходить, либо на розничные продукты, либо госконтракты стоимостью в несколько миллионов долларов.
Такой бизнес — это каждый раз изобретение, каждый раз эксклюзивная работа, которую нельзя передать низкоквалифицированным сотрудникам. Вот были ремесленники в своё время: они всю жизнь живут и любят своё дело, но, чтобы масштабировать его и сделать настоящий бизнес, нужны другие подходы и более широкое поле деятельности.
Фотография на обложке: Александр Карнюхин / «Секрет Фирмы» Ассистент фотографа: Михаил Замковский