Fancy Shot: История компании, снявшей «Ленинграду» клип про лабутены
«У нас в клипе мама — сидевшая. Не долго, но всё-таки это добавляет шарма», — рассказывает продюсер клипа «Экспонат» Дмитрий Муравьёв. В день съёмок сцены с мамой актрису, игравшую эту роль, около метро задержала полиция — за курение в неположенном месте. Работа на площадке встала: «У нас жёсткий график, и ставить маму позже нельзя. Стали звонить в полицию, объяснять, что мы для Шнура снимаем. Обычно это с полицейскими работает, но на этот раз не получилось — как раз тогда у них шла плановая проверка и нужно было 200 человек за день задержать».
Компания Fancy Shot Дмитрия Муравьёва и Петра Бондаренко снимает клипы для Шнура на протяжении последних трёх лет. На момент основания бизнеса Муравьёву было 23 года, а Бондаренко — 20 лет. Первый клип для «Ленинграда» на песню «Сумка» они сняли в 2013 году и тогда уже оказались в центре внимания. Популярными оказались и их клипы для композиций «Вип» и «ЗОЖ», но всё же мемами, как «Экспонат», они не стали. Неделю назад клип собрал больше 20,5 млн просмотров на YouTube, а на момент публикации материала просмотров уже больше 32 млн. Популярностью клипа для продвижения своих продуктов успели воспользоваться многие, включая «Яндекс.Маркет» и организаторов выставки «Ван Гог. Ожившие полотна». «Кажется, что всё это какая-то крупномасштабная кампания, но мы ничего для этого не делали», — уверяет Муравьёв.
Fanсy Shot пока не приносит стабильного дохода своим основателям: в один месяц обороты могут достигать 2 млн рублей, а в другой — равняться нулю. Но молодые люди уверены, что вскоре их компания выйдет на новый уровень и обороты увеличатся до 15 млн рублей. У них есть все основания верить в это — после выхода «Экспоната» они получили десятки новых предложений. «Секрет» рассказывает, как два друга по переписке создали компанию, снимающую клипы с миллионами просмотров.
Фокусы
Петербуржец Дмитрий Муравьёв с детства увлекался фокусами и в 16 лет получал по 20 000 рублей за 20-минутное выступление — это приносило ему почти 100 000 рублей в месяц. «Я знаю, наверное, всех фокусников в России и многих зарубежных. Всё это очень зажатые люди, закрытые и нелюдимые. Фокусы помогают им раскрыться — их можно всем показывать и так выпендриваться», — делится Муравьёв. К 19 годам он устал от фокусов и начал искать новый заработок и в итоге устроился кастинг-директором на шоу — состязание фокусников «Удиви меня» телеканала ТВ-3. Одному из участников проекта понадобилась графическая помощь, за которой он обратился к своему знакомому моушен-дизайнеру из Москвы Петру Бондаренко. Через некоторое время Дмитрий и Пётр добавили друг друга в друзья в «ВКонтакте».
Завязалась переписка. У Муравьёва всегда было много идей, а Бондаренко знал, как их воплотить: «Я придумывал всё подряд, писал Пете: "Давай сделаем бар в автобусе", а он мне это рисовал, мы обсуждали. Конечно, никто не собирался открывать бар — мы воспринимали это как разминку для ума. По-моему, это лучше, чем обсуждать, кто сколько выпил вчера».
Личная переписка закончилась предложением Бондаренко, всегда мечтавшего заниматься видео, открыть свой продакшен. Первый ролик ребята сняли в Киеве для общего знакомого иллюзиониста Юрия Мончака за $150. Следующий — для знакомого петербургского бармена, участвовавшего в чемпионате мира по барному искусству. В июне 2013 года знакомый Муравьёва скинул ему объявление в «ВКонтакте», в котором заказчик искал людей, готовых срочно снять ему рекламный ролик ресторана. Заказчиком оказался управляющий ресторана «Кококо», принадлежащего Сергею и Матильде Шнуровым.
О том, кому принадлежит ресторан, ребята узнали уже на съёмке. «В один из перерывов мы подошли в курилке к Сергею и разговорились. Петя долго рассказывал про какие-то очки, которые всё выпуклое делают впуклым, Серёжа всё это внимательно выслушал и сказал: «***** ? Есть же кислота!» («Зачем?» — Прим. «Секрета».) У него обычно один ответ на всё: "***** ?" — это всегда ставит в тупик», — добавляет Бондаренко. Шнуров решил дать шанс молодому продакшену: у него была идея в качестве клипа для песни «Белуга» сделать видеокараоке. За одну ночь и 30 000 рублей Бондаренко смонтировал первый клип Fancy Shot для «Ленинграда».
За «Белугой» последовала «Сумка» — видео стало хитом и набрало больше 10 млн просмотров на YouTube. Шнуров оказался «приятным заказчиком», выслушивал предложения команды, предлагал свои идеи. Бюджет на «Сумку» составил 750 000 рублей, которых не хватило из-за неправильных расчётов — в результате 150 000 рублей пришлось доложить из своего кармана, но, со слов Муравьёва, это никого не смущало: «Перед нами тогда не стояла задача заработать. Главное, что мы выпустили такую бомбу и заработали славу — это было гораздо важнее».
Музыканты
Приехавший с пиццей курьер замер как вкопанный напротив двери одной из комнат питерской фотостудии. Над дверью висит плакат «Добро пожаловать в боль!», из-за неё раздаются крики: «Ты забыла его? Вспомни, когда вы в последний раз виделись? Ты никогда его больше не увидишь!»
«Я вышел покурить, поэтому упустил момент, когда привезли пиццу. В итоге этот несчастный парнишка так перепугался, что даже деньги забыл взять», — вспоминает Муравьёв. В тот день Fancy Shot снимала свой третий клип для «Ленинграда» — на песню «Плачу». В течение трёх съёмочных дней режиссёр клипа Павелс Фукс заставлял 49 женщин плакать. Для этого он составил анкету каждой девушки, изучил их странички в «ВКонтакте» и нашёл болевые точки: у кого-то умерла собака, кого-то бросила девушка, а кого-то — парень. В комнату с вывеской «Добро пожаловать в боль!» девушки заходили взволнованные, а выходили зарёванные, но счастливые. «Каждый режиссёр должен быть немного психологом», — подытоживает Бондаренко.
Ролик «Плачу» принёс основателям Fancy Shot около 150 000 рублей. Всего бюджет съёмки был не более 800 000 рублей. Сколько стоил «Экспонат» — уже тайна, но ясно, что больше миллиона рублей.
Ролик «Плачу» заметил солист группы «Сплин» Александр Васильев — ему понравились титры с ценой вещей и услуг — и заказал клип на свою песню «Мороз по коже». Случайное знакомство Муравьёва с режиссёром Павлом Сидоровым привело к работе с новой группой: «Мы общались с Пашей, и он признался, что мечтает снять клип группе "Браво". Он рассказал идею, и я решил, что надо попробовать». Муравьёв раздобыл номер солиста «Браво» Евгения Хавтана и позвонил ему. В портфолио Fancy Shot на тот момент было всего пять роликов, но этого оказалось достаточно, чтобы получить согласие на съёмку клипа «Лунный свет». «Когда мы все попадём в ад за клипы для "Ленинграда", единственное, что нас спасёт, — это то, что мы сняли милый клип группе "Браво"», — смеётся Муравьёв.
Спустя ещё несколько клипов для «Ленинграда» — «Дорожная», «Карасик», «Мои ***» (мужские половые органы. — Прим. «Секрета»), «Скоро в школу» — и «Сплина» («Помолчим немного») за роликом к Fancy Shot пришёл Мирон Фёдоров (Oxxxymiron).
На выстрелившие музыкальные ролики обратили внимание и рекламные агентства — к Fancy Shot стали обращаться как к подрядчику. Реклама же, а вовсе не клипы, приносит компании основной доход («Заряжать музыкантам рекламные ценники смысла нет»). Второй по величине источник дохода — частные заказы. За три года на рынке их у компании было восемь: посмотрев клипы «Ленинграда», обеспеченные россияне приходят с просьбой снять клип для себя или своих детей. Муравьёв рассказывает, что с этими клиентами работать чаще сложнее, чем со Шнуровым: «Не всегда удаётся объяснить человеку, что снять для его сына клип, как для "Ленинграда", не получится, потому что его сын — не "Ленинград"».
Перспективы
Пётр Бондаренко делится планами — в феврале продакшен будет готов заявить о себе как о креативном агентстве: «Уже сейчас многие клиенты хотят работать с нами напрямую, без агентств. После Нового года бренды активизировались. Потом вышел "Экспонат" и они вспомнили про нас».
Всего на первой неделе после выхода клипа Fancy Shot получила больше 80 писем с предложениями. Однако продакшен тщательно подходит к выбору заказчиков. С этого года ребята решили не браться за проект с бюджетом меньше 1 млн рублей — во-первых, цены пришлось повысить из-за общей экономической ситуации, а во-вторых, им надоело экономить на съёмках. Кроме того, неблизким компании по духу клиентам тоже отказывают. Со слов Муравьёва, после выхода «Экспоната» за клипом к ним обратился шансон-исполнитель: «Но это явно не наше. Мы тратим своё время на создание роликов и хотим сделать что-то хорошее, а не просто заработать». Зато Fancy Shot договорилась о съёмках клипа для рэпера Макса Коржа.
За прошлые выходные основатели продакшена провели в Москве 24 встречи, большая часть из которых — с представителями разных брендов. Сегодня у компании в работе находится шесть новых проектов и только один с музыкантами. Клипы — не приоритетное направление для Fancy Shot. Ребята хотят сосредоточиться на рекламе и выйти на оборот в 15 млн при двух проектах в месяц. Клипы будут снимать редко, чтобы привлекать новых клиентов: «Клипы смотрят и обсуждают в сотни раз больше людей, чем рекламу. Работа с музыкантами — это возможность показать, на что мы способны. Но фокусироваться на клипах мы не собираемся», — поясняет Бондаренко.
После успеха «Экспоната» Fancy Shot и «Ленинград» поздравили друг друга и вместо того, чтобы отмечать победу над интернетом, начали работать над новым проектом. «Наверное, Серёжа нас так научил — не особо почивать на лаврах. Хорошо получилось, но надо работать дальше», — заключает Муравьёв.
Что говорят эксперты
Андрей Бузина Основатель рекламного агентства «Сметана»
Мы работали с Fancy Shot — они хорошие ребята. Митя (Дмитрий Муравьёв. — Прим. «Секрета») старается делать качественный продукт, какую бы задачу ему ни поставили. Но очевидно, что причина успеха музыкальных видео Fancy Shot — объединение талантов: без Шнура эти видео остались бы просто хорошими видео, без миллионов просмотров. А хорошие видео в нашей стране снимает не только Fancy Shot.
Андрей Губайдуллин Основатель рекламного агентства «Восход»
Мы с ними никогда не работали, я их не знаю. Но могу сказать, что в целом рынок довольно консервативен. Мы, например, работаем только с тремя-четырьмя продакшенами, которым доверяем. Снимать рекламу не так просто, как кажется. В музыкальных видео у вас один заказчик — музыкант и его продюсер. В рекламе есть клиент со своими желаниями и агентство с огромными креативными тараканами в голове — удовлетворять приходится и тех и других.
Фотография на обложке: Fancy Shot