secretmag.ru
Практика

Как я пережил туннельный синдром

Способы не потерять здоровье из-за компьютера
Основатель конструктора интернет-магазинов Ecwid и участник рейтинга успешных молодых предпринимателей Руслан Фазлыев на полгода лишился трудоспособности из-за RSI — профессионального заболевания программистов, которое в России часто называют туннельным синдромом. Ситуация была такой тяжёлой, что самостоятельно не получалось даже открыть бутылку воды, а каждое нажатие на клавишу приносило сильнейшую боль. Врачи Фазлыеву не помогли, способы лечения он искал сам. Предприниматель рассказал «Секрету» о пережитом.

Основатель конструктора интернет-магазинов Ecwid и участник рейтинга успешных молодых предпринимателей Руслан Фазлыев на полгода лишился трудоспособности из-за RSI — профессионального заболевания программистов, которое в России часто называют туннельным синдромом. Ситуация была такой тяжёлой, что самостоятельно не получалось даже открыть бутылку воды, а каждое нажатие на клавишу приносило сильнейшую боль. Врачи Фазлыеву не помогли, способы лечения он искал сам. Предприниматель рассказал «Секрету», как ему удалось восстановиться.

Больше 20 лет назад мой отец продал то, чем так дорожил любой житель СССР, — гараж. Плацкартный билет, поездка в Москву — и на вырученные деньги мы купили мой первый нормальный компьютер, работавший из коробки IBM PC. Это была хорошая инвестиция, теперь компьютеры — мой хлеб. Обороты магазинов, созданных на разработанных мной онлайн-платформах, измеряются многими миллиардами долларов. Но мой рассказ не об этом.

Вместе с первым PC у меня появилась и первая клавиатура. Настоящая, а не вмонтированная, как на «Спектруме», «Поиске», «БК» или «Львове». Я открыл её, и запах нового пластика ударил в ноздри. Для мальчишки в начале 90-х она была завораживающе прекрасна. На упаковке была надпись на английском: «Неправильное использование данного продукта может привести к серьёзным травмам». Я посмеялся над надписью, как смеялся тогда над многим. Я любил тогда слова «рулез», «сакс», «ламер» и «виндоуз маст дай».

А потом я сделал ошибку, которую делает почти каждый, кто берёт в руки клавиатуру, — отрегулировал её подъём.

На задней части клавиатуры есть две стойки, которые позволяют её приподнять. У стоек три положения: полностью убраны, полностью подняты и приподняты чуток. Не зная, как правильно, я выбрал золотую середину. Как позже я узнал, правильно было не трогать стойки вообще. Эти стойки — пережиток эпохи печатных машинок. Там они не могли быть расположены иначе как под уклоном в силу конструктивных особенностей. Чтобы машинисткам было проще переучиваться, разработчики клавиатур добавили возможность поставить уклон устройству, которому никакой уклон не нужен.

И именно на машинистках был впервые изучен туннельный синдром. Именно эти стойки на клавиатуре — один из многих факторов, который приводит к профессиональному заболеванию программистов Repetitive Strain Injury (RSI). Когда в обиходе говорят «туннельный синдром», обычно ошибаются. Этот синдром ответственен примерно за четверть болезненных проявлений, имеющих общее имя RSI. Но хорошая новость в том, что чёткий диагноз не так уж нужен. Врачи могут сказать «эпиконделит» или «тендонит» — всё это тоже RSI. Далее я буду говорить именно об этом зонтичном термине, потому что он объединяет целый букет разных профессиональных заболеваний, которые, по счастью, лечатся одинаково.

Кто в зоне риска?

Если вам более 30 лет и вы интенсивно работаете за клавиатурой — значит, вас эта проблема уже затронула или очень скоро затронет. Жжение в запястье, боль в локте, «прострел» по нерву в локоть и многие другие боли в руке — проявления RSI. Они могут быть столь слабыми, что их можно не заметить, но могут дойти до состояния, когда вы не сможете открыть тюбик зубной пасты или вести машину. Каждое нажатие клавиши приносит сильнейшую боль.

Предотвращение RSI проще лечения. Если симптомы слабые, вы можете легко их победить. Если запустить, восстановление может занять и полгода. Не факт, что в эти полгода вы сможете работать. Когда эти полгода настигли меня, я вспомнил, что ранние симптомы ощущал за многие годы до этого, но не придавал им значения.

Самое коварное в RSI — то, что он обычно выстреливает во время авралов. Как раз тогда, когда нельзя останавливаться. Мой, я помню, появился, как только я привлёк первый раунд венчурного финансирования от Runa Capital. Я обещал инвесторам быстрый рост компании, но я ещё только должен был перейти к созданию этого роста. Обещание я выполнил, Ecwid с тех пор вырос с 50 000 до 1 млн продавцов, создавших магазин на нашей платформе. Но это я знаю сейчас, а тогда я не знал, что делать дальше. Я даже не мог поднять ноутбук: перешёл на Macbook Air с Macbook Pro просто из-за того, что Air легче. Когда это пройдёт? Пройдёт ли вообще? Что это, конец карьеры?

RSI — травма от многократной нагрузки. Человек создан для движения, но не для того, чтобы делать три десятка тысяч одинаковых микродвижений пальцами подряд. Как сказал мне хороший друг, RSI случается с лучшими. У лентяев RSI не бывает.

Как лечить?

Первый ответ — эргономика.

Помните те стойки, что приподнимают заднюю часть клавиатуры? Вообще-то наклон может быть полезен — но обратный. Ближняя к вам кромка клавиатуры должна быть выше задней, а не наоборот. Представьте, что вы положили руку на клавиатуру, наклонённую к вам. Чувствуете, как ненатурально изогнулись кисти? А теперь положите руки на клавиатуру, отклонённую от вас. Кисть лежит естественно, без пережима нервов в запястном канале. Ваша клавиатура так не умеет? Её время — на свалке истории.

Натуральные клавиатуры придумали не зря. Подберите такую, чтобы вам подходила. Не обязательно разделённая на две половины, достаточно небольшого изгиба, к нему легче привыкать. Кисть не должна лежать на клавиатуре, она должна парить. Сдвиг пальцев влево-вправо должен достигаться не движением запястья, а движением более сильных мышц в плечах.

Если проблемы в руке, которой держите мышь, — нужно начать со смены манипулятора. Любая смена хороша, например переход с мыши на тачпад. Только если у вас Mac, убедитесь, что вы не продавливаете тачпад, а делаете клик лёгким касанием. Это настраивается. Идеальный же тип мыши — вертикальная мышь.

Поскольку в RSI загоняет интенсивная работа, победа над RSI — в здоровых перерывах. Обязательно установите приложение, которое заставляет делать перерывы, — их множество для любых платформ.

Во время перерывов разомните запястья, поставив руку в положение жеста «стоп» и другой рукой потянув пальцы к себе вначале вверх до упора, потом до упора вниз. Также эффективно упражнение, когда вы всеми пальцами касаетесь вначале подушечек на ладони, потом середины ладони, потом нижней части ладони. В завершение представьте, что вы — Нео, который расставляет руки в стороны, задирает ладони и жестами останавливает летящие в него слева и справа пули. В этом положении, сгибая руку в локте, медленно направьте кончики пальцев по дуге в сторону плеч и вернитесь в исходное положение. Повторяйте весь комплекс во время каждого перерыва.

Теперь о медикаментах. Вы наверняка пойдёте к врачу — я ходил, и все мои друзья ходили. И вам там не помогут. Вам немедленно пропишут нестероидное противовоспалительное — мелаксен и прочие ибупрофены. Противовоспалительное уберёт симптомы. Боль уйдёт, и вы продолжите повреждающую активность, пока не станет хуже. Противовоспалительное можно принимать, но не в острой фазе, и после, а не до работы. Под таблетками работать нельзя, как и нельзя работать через боль. Прислушивайтесь к своему телу.

Самыми полезными медикаментами лично для меня оказались вода (пейте больше!) и ледяные компрессы на горящие от работы руки. Иногда в аптеках бывают гелевые пакеты для холодных компрессов, которые можно хранить в холодильнике весь день и перед сном приложить к больному месту. Не найдёте — можно лёд в пакетах оборачивать в полотенце. Врачи также прописывают всяческую ортопедику для кистей. Это хорошо в острой фазе на недолгое время, но ограничение подвижности не будет способствовать полноценному восстановлению.

А вот от алкоголя придётся на время борьбы отказаться. Вы очень быстро увидите корреляцию между работой, пьянкой и обострениями. А уж мой любимый стиль — работа, совмещённая с пьянкой, — прямая дорога к RSI, я так свой и заработал.

Я видел много людей с RSI и знаю, что главная помощь им — это сказать: «Чувак, это пройдёт». Когда у здорового мужика вдруг отказывают руки и он просит подружку помочь открыть бутылку воды, появляется удивительное беспросветное чувство беспомощности. Дисциплина, чёткое соблюдение правил эргономики и забота о себе — и всё пройдёт. Через полгода. При упорной борьбе — может, и раньше. Будьте здоровы.