Где найти поставщиков для магазина
Мой интернет-магазин «Мистер Гик» продаёт оригинальные подарки, за пять лет работы в e-commerce я часто слышал вопрос: «Где ты находишь поставщиков?» С момента открытия у нас было в общей сложности 143 поставщика, а за последние полгода мы делали закупки у 69 компаний. Как мы с ними нашли друг друга? Есть несколько способов.
Посещайте тематические выставки
Выставка — хороший шанс найти новых партнёров, познакомиться поближе с текущими партнёрами, посмотреть, что сейчас в тренде. Определите одну или несколько областей своей деятельности и найдите все выставки, посвящённые этой теме. По некоторым тематикам выставок очень много: тогда лучше изучить их программы и выбрать наиболее подходящие для вас. Есть поставщики, которые в интернете толком не представлены, и выставка — единственный вариант выйти на них (особенно это касается региональных поставщиков).
На выставках надо смотреть на производителей и официальных дистрибуторов продукции — с ними нужно общаться, достигать предварительных договорённостей и обмениваться контактами. Своего ключевого поставщика я нашёл именно так, причём сам он не был на ней представлен — о нём рассказали коллеги. Так что коммуникативные навыки порой очень помогают.
В течение нескольких недель после выставки можно напомнить о себе и договориться о первых поставках. Часто можно получить дополнительную скидку. Не пугайтесь, если после выставки вам не сразу перезванивают и долго отвечают на запросы. После мероприятий поставщики обрабатывают большой входящий поток клиентов — это как в цветочном магазине 8 марта.
Изучайте упаковку
Больше ходите по розничным магазинам. На каждом товаре есть этикетка, на которой указаны данные производителя или дилера — иногда это только название юридического лица. Понравилась продукция? Пишите, звоните и договаривайтесь. Скорее всего, вы найдёте не только конкретный товар, который привлёк ваше внимание, но и много других интересных продуктов аналогичного качества или той же тематики.
Ходят слухи, что особо хитрые персонажи, пытаясь найти контакты поставщиков, изучают коробки конкурентов, которые выбрасывает склад. Учтите это и вы.
Скупайте остатки
Магазины не только открываются, но и закрываются. У них остаются товарные остатки, которые можно приобрести по выгодным ценам, иногда в разы ниже себестоимости (например, если владелец бизнеса завтра уезжает жить на Гоа). О закрытиях можно узнать от своих же поставщиков, клиентов или по другим каналам. Мне удалось скупить товарные остатки двух очень популярных гиковских магазинов. У первого я увидел заявление о распродаже товаров с 50-процентной скидкой, сразу написал им на почту, а через два дня весь склад был у нас. Второй магазин сам предложил выкупить остатки склада.
Не забывайте про элементарную безопасность: проверьте по доступным базам, не было ли заведено дел о банкротстве — как бы на имущество не был наложен арест. Для крупных сделок я рекомендую обратиться к хорошему юристу.
Ищите в городе
Некоторых поставщиков нужно искать так: ходить по оптовым базам и внимательно разглядывать витрины. Для москвичей подойдёт рынок «Садовод», часто я слышал неплохие отзывы о ТЦ «Москва в Люблино». Оптовые базы бывают тематические и широкого профиля. Желательно искать тематические, потому что на базах широкого профиля вы потратите больше времени, чтобы найти что-то ценное.
На базах и рынках не забывайте про закупочные документы: требуйте от продавцов накладные, иногда они дают их — и неохотно.
Станьте производителем
Такой вариант хорошо подходит компаниям, которые продают персонализированные товары или эксклюзив. Для моего магазина это особенно ценно. Надо просчитать все риски: порой лучше переплатить поставщику, который предоставит готовый товар, чем самому брать на себя ответственность за сроки и качество.
Зато может получиться круговорот, в результате которого вы станете лидером рынка. Так произошло со скрэтч-картами мира — в них, как на лотерейном билете, надо стирать слой, чтобы открылись страны, в которых вы побывали. Сперва их произвели в Англии, и они были дорогими. Затем их стали копировать китайцы, и они стали доступны и популярны. А на этом этапе уже подоспели и россияне — отечественные карты получились самые красивые.
Залезайте в конец поиска
Поискать поставщиков в интернете — такой способ кажется самым простым и логичным. Надо помнить о том, что поисковая оптимизация — удел розницы, и матёрые поставщики не раскручиваются в поисковых системах. Поэтому долистать до десятой страницы выдачи будет нелишним — может быть, именно там найдётся сайт вашего будущего партнёра. Это мой самый любимый и эффективный способ поиска поставщиков — так я нашёл примерно половину своих.
Ждите оптовиков
Этот пункт относится к уже более-менее заметным магазинам в своей нише. Не стоит ожидать, что при посещаемости сайта в 1000 посетителей в месяц к вам придут сотни предложений от поставщиков. Но как только дилеры узнают, что на рынке появился важный розничный игрок, который работает с целевой аудиторией их товара, они придут к вам сами. Помните о своём сегменте, не забывайте о возможности обсуждать оптовую цену и предлагать свои условия сотрудничества – вы нужны поставщикам так же, как и они вам.
Не раз у меня интересовались о том, насколько эффективно сарафанное радио у поставщиков: речь идёт том, чтобы поставщик рассказал коллегам, что вам нужно больше поставок от разных компаний. Мой опыт показывает, что такое радио не работает: ни разу при обращении к нам в магазин не говорили, что контакты дал другой поставщик.
Иногда полезно обратиться к конкурентам. Вполне возможно, что вы получите контакты поставщика понравившегося вам товара без лишних усилий. Но этот вариант для тех случаев, когда вам и самим есть что рассказать собеседнику.