Как нанять лучших айтишников в неайтишную компанию
Банальная истина: любой IT-специалист хочет работать в IT-компании, хороший — так точно. Но сегодня сильные айтишники нужны всем, особенно в e-commerce. К сожалению, наши чувства не взаимны. Разработчики разбегаются как мыши от кота, стоит им услышать слово «торговля». И тем не менее, мы справляемся.
В течение последних трёх лет моя компания находится в состоянии перманентного поиска разработчиков, поскольку интернет-магазин расширяется, проектов становится больше и, соответственно, растёт и число задач по разработке. При этом мы принципиально не доверяем веб-разработку аутсорсерам, поэтому сейчас в соответствующем отделе трудятся уже 32 специалиста (это не считая отдельного IT-подразделения, которое занимается в основном поддержкой ERP и системным администрированием).
Мы всё ещё не привыкли к тому, что при поиске и найме веб-разработчиков с позиции силы выступаем не мы, а соискатели. Если на любую другую позицию к нам выстраивается очередь, то здесь приходится прикладывать просто неимоверные усилия. Хороших специалистов сложно найти и легко потерять. Поначалу желанные кандидаты либо вообще к нам не приходили, либо не досиживали до конца собеседования. Мы многое изменили, добились реального прогресса и готовы поделиться опытом.
Возьмите на IT-направление отдельного HR-специалиста
Самая главная ошибка — передать задачи по набору сотрудников в веб-разработку рандомным HR-специалистам, занимающимся поиском кандидатов на любые вакансии. Специализация — это всегда хорошо, но в данном случае она просто необходима.
Возьмите в штат рекрутера, специализирующегося на работе с IT-отраслью. Если ваша компания работает с партнёрами, к примеру, в Германии, вы же позаботитесь, чтобы у вас были сотрудники, знающие немецкий? Здесь то же самое.
Если вы пополняете команду IT-специалистов регулярно, назначьте человека, который будет отрабатывать только это направление. Если задача одномоментная, проще и дешевле воспользоваться услугами агентства.
Важно, чтобы рекрутер говорил с кандидатами на одном языке и не падал в обморок от каждого нестандартного вопроса или речевого оборота. Помимо общего недопонимания между кандидатом и хедхантером это может привести к тому, что уже заинтересованный в работе у вас специалист вдруг передумает, решив, что руководство совсем не в теме.
Зарплата имеет значение
Изучите рынок, чтобы понять, сколько на самом деле стоит неплохой специалист. Желательно погрузиться в тему глубоко и не ограничиваться просмотром аналогичных предложений от других компаний. Ваша задача — понять, насколько крутой специалист вам нужен и готовы ли вы, если он стоит слишком дорого, растить талантливого новичка.
Вообще, IT-специалисты — это совершенно особенная категория соискателей. Их в принципе меньше, чем продажников или маркетологов, а уж действительно хороших совсем мало. Следствие дефицита — высокие зарплатные ожидания. Вы не найдёте веб-разработчика за 35 000 рублей — на небольшие деньги пойдут разве что те, кто будет совмещать работу с окончанием средней школы.
Изучите рынок, осознайте свои потребности и предложите релевантному специалисту достойную заработную плату. Будьте готовы, что вам, возможно, придётся платить успешному кандидату больше, чем вы планировали. Зачастую такие кандидаты сами назначают себе цену, так что возможна ситуация, когда не кандидат соглашается на ваши зарплатные условия, а вы — на его. Здесь уж вам решать, хотите вы в команду Ибрагимовича или обойдётесь Кержаковым.
Зарплата — это не всё, чего хотят разработчики, но это то, с чего начинается привлекательность вакансии. Средний уровень заработной платы веб-разработчика — от 70 000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге. При этом чем более узкие скиллы вам нужны, тем выше будут расходы.
Создайте правильные условия
Чем бы вы ни занимались, придётся создать и поддерживать в компании новую атмосферу. Дух IT-компании — это гибкий график, удобный офис, плюшки-печеньки, отсутствие дресс-кода, интересные задачи. По мнению многих разработчиков, всё это можно найти только в IT-компаниях. Что с этим делать? Придётся превратить как минимум один отдел в «филиал» IT-компании.
Начните с изучения ожиданий кандидатов — походите по айтишным мероприятиям, почитайте тематические ресурсы (особенно разделы с комментариями и форумы), пообщайтесь с экспертами, залезьте в исследования рынка. Потратьте время и выявите значимые факторы. Многие моменты вас удивят.
Знаете ли вы, как много для разработчика значит рабочее место? Ошибка многих компаний — приобретение типовой мебели и кресел из соображений красоты интерьера. Поверьте, разработчиков не интересует, удачно ли этот стул или стол вписывается в интерьер, сколько вы за него заплатили и какой дизайнер его спроектировал, — его интересует удобство при продолжительной работе и отсутствие проблем со спиной. Митинги в переговорках, совещания, встречи с партнёрами за чашечкой кофе, рандомные встречи у принтера и т. д. — это всё не про разработчика. Практически всё своё рабочее время он проводит, сидя за компьютером. Важны высота стола, высота и удобство спинки стула, расстояние до компьютера и т. д. Проконсультируйтесь со знающими людьми и купите удобную мебель, будьте готовы к тому, что под некоторых особо привередливых (и особо ценных) специалистов её всё равно придётся менять.
Не забудьте и об элементарных бытовых условиях. Важен не факт наличия халявного кофе (вероятно, он у вас и так есть), а расстояние до кофе-машины — чем она ближе, тем комфортнее жизнь разработчика. Бесплатные печеньки тоже не будут лишними. И конечно, даже если в вашем офисе действует строгий дресс-код, сделайте исключение для IT-специалистов — на их производительность ношение непривычного и неуютного галстука может повлиять только отрицательно.
Используйте индивидуальный подход
К разработчикам нужен особый подход. Повторюсь, их мало и поэтому они очень ценные сотрудники. Об этом, понятно, знаете не только вы, но и соискатели, поэтому при выборе места работы они ждут, что им будут идти навстречу.
Мы, в принципе, стараемся учитывать мнение сотрудников (вне зависимости от специализации), однако в офисе есть общепринятый режим работы — с 9:30 до 18:00. Его соблюдение важно для всех, кто работает с партнёрами из других компаний. Разработчики в этом плане мало зависят от других подразделений — все задачи к ним поступают через JIRA, после чего таскам присваивается приоритет, в соответствии с которым они уходят в работу.
IT-специалисты могут совершенно спокойно обходиться без живого общения с другими подразделениями, и, если им удобно приходить на работу раньше или позже, лучше дать такую возможность. Установив гибкий график, вы увидите, что айтишники, в отличие от других специалистов, охотнее трудятся в «нерабочее» время, готовы работать из дома и по выходным, могут засидеться в офисе до позднего вечера.
Рассчитывайте свои реальные возможности
После того как вы выявили все интересующие разработчиков факторы (материальные и нематериальные), оцените свои силы. Потянете ли вы удовлетворение всех потребностей капризных, но таких необходимых специалистов? Оцените самостоятельно или коллегиально, можете ли вы обеспечить такие условия труда в вашей компании, не разрушит ли это ваши бизнес-процессы, не пострадает ли корпоративная культура.
Например, важно заранее понять, получится ли вам обосновать привилегии для айтишников (например, по части дресс-кода) перед остальными сотрудниками? Если вы готовы вложиться в свой отдел разработки и обеспечить для них комфортные условия труда — бинго. Начните проводить изменения, оцените возможность нововведений. Оцените затраты. Ознакомьте финансовый департамент с предполагаемой сметой. Будьте готовы обосновать каждый пункт. От новых кресел и переделок на кухне — до гибкого рабочего дня. Только после этого можно начинать поиск кандидатов.
Если же вы понимаете, что компания пока не готова к изменениям, либо меняйте приоритеты и присматривайтесь к менее квалифицированным сотрудникам, либо отдавайте разработку на аутсорс.
Как провести собеседование
Я уже говорил выше, что разработчикам нужен отдельный кадровик, но проводить собеседования и брать на себя основную роль в общении должен всё-таки руководитель отдела. Только он сможет рассказать о задачах компании. Не говоря о том, что именно он должен решать, подходит ли команде тот или иной кандидат.
Знаю, что многие компании любят проводить несколько собеседований: сначала с HR, потом — с непосредственным руководителем. Пожалуйста, не усложняйте процесс. Предварительное собеседование с HR-специалистом без участия непосредственного руководителя или тимлида не имеет никакого смысла. Вы просто зря потратите своё время и время кандидата.
Если хотите удостовериться, что на собеседование придёт кандидат, соответствующий вашим требованиям, максимально подробно пропишите их в тексте вакансии. Помните, что IT-сообщество довольно узкое, поэтому одно проваленное вами собеседование может обеспечить компании дурную славу в сообществе.
Если вы не уверены, что руководитель отдела может интересно рассказать о проектах, в которых участвует разработка, проводите собеседования в присутствии HR. Самое главное — донести до кандидата, что для вас IT-направление действительно важно, что всегда есть интересные задачи. Расскажите об уже осуществлённых проектах и о том, что у вас в планах. Интересные задачи — один из факторов успеха.
Конечно, можно мотивировать и более высокой позицией — особенно молодых специалистов. Если в должности фигурирует слова «ведущий» (senior), привлекательность предложения повышается. Кроме того, по нашему опыту большинство разработчиков — люди разносторонние. Если дать им возможность реализовывать себя и демонстрировать окружающим свои таланты, не связанные с основной деятельностью, им будет более чем приятно.
В наш отдел разработки мы ищем специалистов высокого уровня, так что мы сознательно приглашаем кандидатов в основном из IT-компаний. На собеседованиях мы часто отвечаем на такой вопрос: «Зачем мне идти к вам, если вы сами говорите, что ищете специалистов в IT-компаниях? Что я получу потом, когда уйду из торговой компании, куда я пойду?» Действительно, на данный момент уровень разработки в e-commerce недостаточно высок. Мы обещаем широкий спектр задач и уникальные навыки, которые в дальнейшем помогут специалисту пойти работать куда угодно. Рынок e-commerce развивается, в Россию приходят зарубежные компании, и им всем нужны разработчики.
Фотография на обложке: Bloomberg / Getty Images