secretmag.ru
Практика

Как заполучить красивый домен

И не дать киберсквоттерам себя облапошить
Ежедневно только в России совершаются тысячи сделок с доменными именами. Они регистрируются, перепродаются, наследуются, дарятся. За домены ведутся судебные споры и корпоративные войны. Основным двигателем всех этих процессов является желание иметь «красивый» домен. Это хорошее вложение, которое дает еще и маркетинговые преимущества, например, в рекламе и SEO. О том, что считать красивым доменом уже написано множество материалов, и в целом они довольно предсказуемы: соответствие названию бренда, удобство набора и отсутствие лишних символов, правильный выбор доменной зоны и так далее. Известны и обитатели вершины «пирамиды доменных имен» — короткие родовые домены типа Sex.com, Toys.com или Fund.com. Их рыночная стоимость оценивается в миллионы долларов.

Ежедневно только в России совершаются тысячи сделок с доменными именами. Они регистрируются, перепродаются, наследуются, дарятся. За домены ведутся судебные споры и корпоративные войны. Основным двигателем всех этих процессов является желание иметь «красивый» домен. Это хорошее вложение, которое дает еще и маркетинговые преимущества, например в рекламе и SEO. О том, что считать красивым доменом, уже написано множество материалов, и в целом они довольно предсказуемы: соответствие названию бренда, удобство набора и отсутствие лишних символов, правильный выбор доменной зоны и т. д. Известны и обитатели вершины «пирамиды доменных имен» — короткие родовые домены типа sex.com, toys.com или fund.com. Их рыночная стоимость оценивается в миллионы долларов.

В таких популярных зонах, как .ru, .net, .com или .рф, уже зарегистрированы десятки миллионов имен, и «поймать» здесь даже красивые десятисимвольные, а уж тем более короткие свободные домены практически невозможно. Повезти может только компаниям с очень редкой или узкой специализацией, например производителям или продавцам напальчников (кстати, домен напальчник.рф действительно свободен).

Представителям более конкурентных областей, как правило, приходится искать свою «доменную жемчужину» на вторичном рынке. Вопреки сформированному заголовками СМИ стереотипу о том, что сделки на этом рынке очень дороги, тут можно отыскать и вполне доступные варианты. Но в отличие от более урегулированной индустрии первичных регистраций, вторичный рынок доменов более разнороден, а сделки на нем — более рискованные. Поэтому прежде, чем вступить в интерактивную схватку за домен мечты, следует изучить структуру этой индустрии и особенности взаимодействия продавца и покупателя.

Перекупить домен самостоятельно

Есть множество вариантов покупки доменов на вторичном рынке. Можно самостоятельно отправиться на специализированные сервисы, например Sedo или Telderi. Это площадки купли-продажи в формате аукционов. Они ориентированы на сделки с доменами в международных зонах и действительно способны учесть интересы каждого из участников процесса. Однако ни один независимый сервис или биржа не может обеспечить безопасную сделку в национальных зонах, таких как .ru или .рф, ни технически, ни юридически. Такая возможности есть только у аккредитованных регистраторов, в случае с российскими доменными зонами — Координационным центром национального домена сети Интернет.

Кроме специальных сервисов и аукционов существуют тематические сайты и форумы владельцев доменов, на которых можно найти интересующее доменное имя, его владельца и попытаться инициировать сделку. Но стоит помнить, что в таких местах нет гарантий как для покупателя, так и для продавца.

Отдельно стоит рассказать об аудитории, представленной на специализированных площадках, — доменных инвесторах (их еще называют домейнерами) и киберсквоттерах. Доменные инвесторы — специалисты рынка, скупающие потенциально перспективные домены, чтобы их перепродать. Чаще всего это родовые домены, состоящие из общеупотребимых слов, и адреса, отвечающие современным трендам и модным течениям (например, использующие мемы). У опытных доменных инвесторов в портфолио могут быть десятки и сотни тысяч доменов. Принципиально киберсквоттеры отличаются от доменных инвесторов тем, что занимаются регистрацией доменов, содержащих существующие, но не принадлежащие им бренды, торговые марки, наименования компаний, фамилии звёзд шоу-бизнеса, а также «ловят» красивые домены, которые по невнимательности администраторы забыли продлить. И если доменные инвесторы действуют в рамках закона и общепринятой этики, то киберсквоттеры нередко работают «на грани» или даже за ней.

Определенного кодекса правил по общению с доменными инвесторами, а уж тем более киберсквоттерами не существует. Но один совет универсален — прежде чем начинать какие-либо переговоры о покупке, оцените сам домен. Если он полностью совпадает с вашим фирменным наименованием или товарным знаком, то есть шанс получить его в судебном порядке и с меньшими издержками. Но шансы на то, что у вас это получится, невелики. Если начинающий киберсквоттер действительно может передать вам домен, чтобы избежать судебной волокиты, то обыграть опытного профессионала не всегда удается даже в суде. Желательно проверить историю домена на наличие фактов негативного использования. Например, удостоверится, не рассылался ли с него спам, из-за чего его могут не пропускать некоторые из фильтров поисковиков, а сам он может находиться в так называемых спам-листах.

Впрочем, проблемы могут возникнуть уже на этапе установления контактов с администратором домена. Например, он может просто не ответить на письмо. Если же вам повезёт и продавец на связь выйдет, то следующим камнем преткновения может цена, которую он запросит. В отличие от более упорядоченного рынка недвижимости или автомобилей, неопытному покупателю крайне сложно оценить, насколько запросы владельца домена адекватны. Для одних адресов и стоимость в $1 млн может быть оправданной, а для других и 10 000 руб. — переплата.

Поэтому не стесняйтесь торговаться. На исход сделки могут повлиять самые разные объективные, отраслевые и частные факторы: какой денежной суммой располагает покупатель, каким способом и как скоро он планирует рассчитываться, за какую сумму приобрел домен его нынешний владелец, какие дополнительные условия может предложить каждая из сторон. Например, продавец может предложить не снижать заявленной им стоимости домена skazka.ru, но отдать с ним в комплекте бесплатно тайпо-домены ckaska.ru и skaska.ru (покупка тайпо-доменов, то есть адресов с опечатками, схожих по написанию и звучанию, особенно актуальна для коммерческих проектов и позволяет не упускать «ошибочный» трафик потребителей). Как правило, если продавец адекватный, давно работает на рынке и имеет хорошую репутацию, с ним можно проводить конструктивные переговоры и в итоге договориться о компромиссной цене.

Следующий шаг — завершение сделки. И здесь нужно быть готовым к тому, что продавец на вторичном рынке, особенно киберсквоттер, редко работает по договору. Вас могут попросить перевести оплату через электронную систему платежей до передачи доступов к домену, не предоставляя каких-либо официальных гарантий.

Пойти в магазины регистраторов и к доменным брокерам

Альтернативным и гораздо менее рисковым инструментом на вторичном рынке являются магазины доменов официальных регистраторов, которые проверяют каждую операцию по купле-продаже. Если в процессе сделки выясняется, что продавец домена не обладает правами для его передачи или условия сделки меняются, то все денежные средства остаются у покупателя без каких-либо удержаний.

Кроме того, у официальных регистраторов предусмотрены услуги, позволяющие организовать сделку на любой площадке и с любым юридическим или физическим лицом, в том числе с киберсквоттером. Например, услуга доменного брокера включает в себя все этапы работ, начиная с поиска контактов администратора домена, ведения переговоров и торга и заканчивая подготовкой необходимых документов для сделки и ее организацией.

Купить домен в новой зоне

Если получить интересующий вас домен не удалось ни законным, ни рыночным путем, стоит обратить внимание на еще один способ приобрести красивое доменное имя — зарегистрировать его в одной из новых доменных зон. Стартовавшая в 2012 году программа ICANN по внедрению новых доменов верхнего уровня (так называемых new gTLDs) фактически взорвала индустрию. Благодаря ей на рынке появились десятки альтернатив национальным доменам — отраслевых, тематических и геозон, от .москва до .berlin, от .finance до .travel. О программе слышали многие, но в российской практике new gTLDs еще не получили широкого распространения. А зря. Кроме возможности найти много свободных красивых адресов и таргетировать свой проект по отрасли, географии или тематике, новые зоны имеют еще один несомненный плюс. Они стоят при свободной регистрации от 600 до нескольких тысяч рублей. Учитывая динамику проникновения бизнеса в интернет и «перенаселенность» классических зон, new gTLDs имеют хорошие перспективы. И не исключено, что ваш зарегистрированный сегодня за несколько сотен рублей красивый домен в зоне .москва через несколько лет будет стоить в десятки раз больше.