secretmag.ru
Практика

Что делать, если ваш должник собирается объявить себя банкротом

Успейте обанкротить его сами
«Банкротство — законная процедура, в ходе которой вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам», — сказал однажды французский писатель Тристан Бернар. Очень точные слова. Банкротствj компании крайне редко заканчивается для её кредиторов погашением всех требований. Хотите вернуть долг — действуйте на опережение

«Банкротство — законная процедура, в ходе которой вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам», — сказал однажды французский писатель Тристан Бернар. Очень точные слова. Банкротство компании крайне редко заканчивается для её кредиторов погашением всех требований. Хотите вернуть долг — действуйте на опережение.

Что делать, если вам кажется, что должник намерен подать заявление о банкротстве

Не теряйте время. Если вы получили судебное решение о взыскании долга с компании и оно вступило в законную силу, отправляйтесь с ним в арбитражный суд и сами требуйте признать должника банкротом. В подавляющем большинстве случаев такая тактика будет более эффективной, чем обращение к судебным приставам. Приведу основные доводы.

Во-первых, работу судебных исполнителей, к сожалению, оперативной не назовёшь.

Во-вторых, даже если пристав успеет обратить взыскание на имущество неплательщика и перечислить деньги кредитору, его действия впоследствии могут быть оспорены в соответствии со статьёй 61.3 закона «О несостоятельности (банкротстве)» как обычная сделка, направленная на приоритетное удовлетворение требований одного из кредиторов.

В-третьих, если компания-должник планирует в дальнейшем продолжать свою деятельность, то после получения заявления о банкротстве она с большой долей вероятности начнёт искать пути для решения проблемы и постарается погасить требования кредитора, подавшего заявление. В нашей практике был случай, когда крупное строительное предприятие имело большой пул кредиторов с требованиями, срок по которым наступил. Руководство предприятия дало указание: выплату долгов приостановить. В итоге организация расплачивалась только с теми компаниями, которые подавали в суд заявление о её банкротстве.

Наконец, в-четвёртых, если неплательщик принял решение в ближайшее время инициировать процесс своего банкротства, заявление кредитора в суд может спутать его планы, так как данный процесс, очевидно, выйдет из-под его контроля.

Почему вы должны быть первым кредитором, подавшим заявление о банкротстве должника

Если вы будете первым, кто подаст заявление, именно вы получите право предложить суду кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Если у должника есть более крупные кредиторы, чем вы, они, вполне вероятно, предложат вам продать им ваши долговые требования, чтобы взять процесс банкротства под свой контроль. Но даже если этого не произойдёт, вам всё равно лучше держать ситуацию под контролем. Наконец, важно избежать появления в деле арбитражного управляющего, каким-либо образом аффилированного с должником.

Первый этап банкротства — процедура наблюдения. Арбитражный управляющий знакомится с документацией неплательщика, проводит анализ его финансового состояния и готовит заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Кроме того, уже на этом этапе можно начинать оспаривать сделки неплательщика.

Если арбитражный управляющий находит признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, он обязан обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела. Это позволит вам привлечь руководителя и владельцев бизнеса к субсидиарной ответственности.

Будьте готовы к тому, что многие директора организаций-неплательщиков рассуждают так: «Если мы не предоставим арбитражному управляющему нужные документы, он не найдёт никаких спорных моментов или сделок». При этом сокрытие информации, которую компания обязана хранить в соответствии с законодательством, опять же является основанием для привлечения руководства к субсидиарной ответственности. Этим можно и нужно пользоваться.

В одном деле директор топливного предприятия утверждал, что незадолго до открытия процедуры банкротства он передал договоры и бухгалтерские документы другой компании «на хранение», а через несколько дней они якобы были похищены неизвестными. Суд эти аргументы, к счастью, не убедили. Директор был привлечён к субсидиарной ответственности по долгам своей компании.

Фотография на обложке: Erik Isakson / Getty Images