secretmag.ru
Практика

Трюки на интервью: На чём ловят кандидатов в Facebook, PayPal, Hasbro

Правильные ответы на необычные вопросы
Опытные руководители знают, что на собеседовании не стоит задавать вопросы в духе: «В чём ваши сильные и слабые стороны?» На шаблонный вопрос соискатель выдаст заученный ответ. Если хотите собеседник раскрылся, придумайте что-то более оригинальное. «Секрет» узнал излюбленные вопросы основателей и топ-менеджеров самых успешных компаний мира и попросил рекрутеров объяснить, чем они хороши.

Опытные руководители знают, что на собеседовании не стоит задавать вопросы в духе: «В чём ваши сильные и слабые стороны?» На шаблонный вопрос соискатель выдаст заученный ответ. Если хотите, чтобы собеседник раскрылся, придумайте что-то более оригинальное. «Секрет» узнал излюбленные вопросы основателей и топ-менеджеров самых успешных компаний мира и попросил рекрутеров объяснить, чем они хороши.

Питер Тиль (PayPal): «Расскажите мне о чём-то, в чём вы убеждены, но с вами никто не согласен»

© © Flickr / Stock News USA

Питер Тиль, сооснователь PayPal, старший партнёр Founders Fund и президент Clarium Capital, стремится брать на работу только тех кандидатов, которые не боятся говорить то, что думают. Для этого он просит соискателей и основателей компаний, которые ищут финансирование, поделиться глубокими убеждениями, в которых они одиноки.

В 2012 году в интервью Forbes Тиль объяснил свою любовь к этому вопросу так: «Это тест на оригинальность мышления и смелость. На сложном интервью всегда трудно и неловко сказать что-то, с чем ваш потенциальный работодатель может быть не согласен».

Кроме того, Тиль ищет работников, которые решатся сказать ему, что большинство людей ошибается. «Многие считают, что быть оригинальным просто, но на самом деле это не так, — говорит он. — Тот, в ком вы это нашли, — действительно ценный кадр».

Это трудный вопрос, заставляющий задуматься и порассуждать. Его следует использовать, чтобы оценить широту взглядов, кругозор и интеллект, наличие собственного мнения и способность его аргументировать и отстаивать. Также вы оцените находчивость и умение не растеряться при неожиданной смене контекста беседы.

Важнее не сам факт, который приведёт соискатель, а то, как он будет доказывать свою правоту. Ответ поможет понять, как человек будет обращаться с информацией, которая большинству непонятна или кажется неприемлемой.

Лори Голер (Facebook): «Представьте, что это ваш лучший день на работе. День, когда вы пришли домой и поняли, что у вас лучшая работа в мире. Как вы провели этот день?»

© © Jerod Harris / Getty Images

Лори Голер, глава HR-департамента Facebook, объясняет, что ответ на этот вопрос позволяет определить, подходит ли соискателю культура компании, и много говорит об истинных интересах кандидата.

Ещё вопрос об идеальном рабочем дне помогает понять, соотносятся ли мотивация и приоритеты потенциального работника с миссией компании. По словам Голер, миссия Facebook — «помогать людям налаживать отношения и делать мир более открытым».

Голер заняла свой пост в 2008 году. С этого момента компания, по её словам, начала брать на работу не тех, кто только ищут своё призвание, а тех, кто уже проявил себя как профессионал и хочет расти дальше. «Люди надолго задержатся только там, где они учатся, развиваются и делают работу, которую они любят», — объясняет Голер.

Ответ раскрывает, что для человека действительно важно. Это может быть день зарплаты, подписания крупного контракта, корпоратива или повышения — обычно соискатели называют один из главных мотиваторов в работе.

Вопрос об идеальном рабочем дне поможет выяснить, что на самом деле делает человека счастливым, а также понять его мотивацию. Впрочем, есть риск получить всего лишь красивую картинку. Я задала бы вопрос не о гипотетически лучшем рабочем дне, а попросила бы привести пример, который был бы максимально приближён к реальной жизни.

Тони Шей (Zappos): «Оцените, насколько вы странный по шкале от одного до десяти?»

© © Danny Moloshok / Reuters

«Одна из основных ценностей Zappos — создавать забавные маленькие странности», — говорит СЕО компании Тони Шей.

Чтобы убедиться, что у потенциальных работников похожие взгляды, Шей просит их оценить собственную странность по шкале от одного до десяти. По его мнению, значение имеет не само число, а то, как люди объясняют оценку. «Если вы ставите себе единицу, то, вероятно, вы слишком "святоша" для нашей корпоративной культуры, — говорит Шей. — С другой стороны, если вы сходу претендуете на 10 баллов, это может говорить о психических отклонениях».

Другой вопрос, который задают кандидатам в Zappos: «Оцените, насколько вы везучий по шкале от одного до десяти?» Опять же сам балл не имеет значения, но если кандидат выбирает «единицу», то, скорее всего, он не понимает, почему в его жизни случаются плохие события, и винит в них других, а если он ставит «десятку», то он не понимает, благодаря каким своим действиям он преуспевает, а это говорит о нехватке уверенности.

Как правило, достаточно странными себя считают сотрудники-звёзды. «Просто исполнитель» такого о себе никогда не скажет.

Если человек объясняет все свои заслуги везением, это не очень хорошо. У тех, кто считает себя «абсолютно невезучим», низкая самооценка и деструктивный взгляд на жизнь.

Ответ на первый вопрос позволяет выявить способность признавать ошибки и открыто о них говорить, а также проверяет чувство юмора. А вот вопрос про везение тестирует такие качества, как вера в себя, умение подмечать и ценить моменты везения, позитивное отношение к жизни, открытость миру и умение радоваться хорошему.

Майкл Грегуар (CA Technologies): «Вы бы хотели, чтобы вас уважали или боялись?»

© © Bloomberg / Getty Images

Майкл Грегуар, генеральный директор разработчика программного обеспечения CA Technologies, утверждает, что его любимый вопрос, позаимствованный у Макиавелли, всегда застаёт кандидатов врасплох. По словам Грегуара, ответ на него «показывает, что кандидаты на самом деле думают о своём стиле руководства».

В принципе правильного ответа здесь быть не может, но практически любой ответ показывает, по какому пути пойдёт будущий сотрудник. В конкурентной среде уважение намного важнее страха, но если бизнес находится в бедственном положении, то кнут может быть полезнее пряника.

Получив ответ на этот вопрос, вы сможете составить представление о приоритетах человека, его ценностях, а также о том, вписывается ли потенциальный кандидат в культуру компании и принятую в ней систему отношений. Человек, который хочет, чтобы его боялись, скорее всего, не уверен в себе, страдает от других комплексов.

Правильного ответа этот на вопрос нет. Кому-то нужен авторитарный руководитель, кому-то — начальник-друг. У каждой компании свой стиль.

Карен Дэвис (Hasbro): «Какая у вас любимая цитата?»

© © Hasbro

Вице-президент Hasbro Карен Дэвис, утверждает, что это её любимый нестандартный вопрос на собеседовании. По словам Дэвис, вопрос о цитате помогает ей понять, что действительно заботит соискателей. «Я хочу видеть, что мой работник искал источники вдохновения», — поясняет Дэвис.

Один из любимых ответов Дэвис — фраза Дэниса Уэйтли: «Победители управляют событиями, а проигравшие позволяют им случаться». Однако один из кандидатов, вспомнивший именно это изречение, сотрудником не стал: интересные цитаты могут быть плюсом, но не гарантируют место в компании.

«Это лишь один из способов разглядеть сущность кандидата, — поясняет Дэвис. — Действительно ли у него перед глазами стоит пример великих личностей и пытается ли он понять, что помогло им стать великими?». По её мнению, в стрессовой ситуации на ум соискателю придёт лидер, на изучение которого были потрачены силы и время.

Мозг хорошо запоминает не только позитивные цитаты (которые соответствуют образу жизни и мировоззрению), но и просто яркие или парадоксальные. Нужно это учитывать.

Первыми кандидату, как правило, приходят в голову фразы, которые соответствуют его жизненным установкам. Например, «Век живи — век учись» или «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Задача интервьюера — правильно интерпретировать: позитивны эти установки или негативны, являются они поддерживающими или деструктивными, подходят ли они той роли в команде, на которую претендует кандидат.

Чарльз Филлипс (Infor): «Возьмите винную карту»

© © Flickr / Charles Phillips

«Кто угодно может врать в течение 45 минут», — считает Чарльз Филлипс, генеральный директор поставщика корпоративного программного обеспечения Infor. Поэтому кандидата он приглашает на обед вместе с топ-менеджерами и ставит на нём в их присутствии «тест винной картой».

Задача соискателя — убедить всех, что хорошо разбирается в вине. Или притвориться, что разбирается. Или просто заказать самое дорогое вино. Или попросить помощи. Важно, как кандидаты выбирают и как обосновывают решение. «Люблю наблюдать, как люди выкручиваются из сложной ситуации», — поясняет Филлипс.

Но это только часть теста. «Ещё я очень люблю смотреть, как сотрудники обращаются с официантом», — продолжает Филлипс. Человек, который плохо относится к обслуживающему персоналу, по его мнению, не может быть командным игроком.

Маргарита Тяжова
Директор по развитию бизнеса рекрутинговой компании Hays в России

Неформальная обстановка даёт дополнительную информацию о характере кандидата и о том, насколько он уверен в себе. Думает ли кандидат только о себе при выборе вина, поинтересовался ли мнением других, учёл ли его, постарался ли убедить, почему стоит попробовать то, что он выбрал, аргументировал, «продал» и заразил других или отказался от своих предпочтений ради мнения большинства. Всё это позволяет прикинуть, как он будет действовать в рабочих ситуациях.

Юрий Кондратьев
Генеральный директор Lightman Solutions

Тест позволяет оценить ораторские навыки, а также стрессоустойчивость. Понаблюдать за тем, как кандидат разговаривает с официантами, тоже может быть полезно. С подчинёнными он будет общаться примерно так же.

Фотография на обложке: Bettmann / Getty Images