Алена Тихова (Dodo Pizza). Как преуспеть в Америке
Открывать первую пиццерию «Додо Пицца» в США я приехала с большим багажом шаблонов. Никто в компании не знал, с какими препятствиями нам предстоит столкнуться. Зато все мы знали, что рынок в Америке круче и жёстче, чем в России, и готовились к самому худшему. Известно же, что американский бизнес живёт в условиях запредельной конкуренции. Это вам не Россия, где порой даже приличного кофе не найдёшь. В Штатах большинство рынков давно занято. Всё поделено и перенасыщено. Борьба идёт за каждую сделку, за каждый доллар, за сотые доли процентов. Выживают в этой борьбе только самые нахрапистые и циничные, ну или как минимум энергичные и хваткие. Каждый здесь стремится урвать своё. Нацепят свою лицемерную улыбку, бросят «How are you?» — и с порога начнут обдирать тебя как липку. В погоне за американской мечтой все методы хороши.
В общем, я готовилась к сражению: с конкурентами, чиновниками, подрядчиками, контрагентами…
Местность, которую мы выбрали для открытия первой пиццерии, — поле боя трёх национальных сетей. В Оксфорде, штат Миссисипи, уже работают две пиццерии Papa John’s, одна точка формата «доставка и самовывоз» Domino’s и два ресторана Pizza Hut, не считая десятка локальных пиццерий. И это в городе, где живёт около 20 000 человек!
Чужаков тут явно никто не ждал.
Учитывая репутацию русского бизнеса на Западе, мы готовились к жестокому сражению. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что сражаться не с кем. Наоборот, когда в мае 2015 года мы высадились в городе и стали искать помещение, довольно быстро возникло совершенно сюрреалистическое ощущение: буквально все вокруг хотят нам помочь.
Началось всё со Стива Грина, издателя PMQ Pizza Magazine, главного американского журнала о бизнесе пиццерий. Он познакомился с основателем Dodo Pizza Фёдором Овчинниковым, когда приезжал в Россию на запуск российской версии журнала зимой 2014 года, и проникся к нам симпатией. Наверное, мы напомнили ему о тех временах, когда он сам строил пиццерии — когда-то Стив был франчайзи Domino’s.
Грин живёт в Оксфорде, здесь же расположена штаб-квартира PMQ. Он вызвался помочь — и действительно был к нашим услугам в любое время. Он давал бесценные советы о том, как искать поставщиков, какое помещение лучше выбрать и какая ресторанная концепция приживётся в США, и даже одолжил свой байк, чтобы нам легче было передвигаться по студенческому городку. Штаб-квартира PMQ стала в Оксфорде стала нашим офисом. Там мы не только регулярно обсуждаем со Стивом основные стадии проекта и записываем еженедельные интервью, но также занимаемся разработкой рецептов американских пицц на тестовой кухне журнала.
Местных чиновников мы побаивались. Сначала волновались, что сделаем что-нибудь неверно, и ходили в City Hall — местную администрацию — чуть ли не каждый день, потом переживали, что всем надоели. В один прекрасный день глава департамента по фасадным работам сама стала названивать мне и рассказывать обо всех подводных камнях, с которыми мы можем столкнуться во время стройки. Выбранное нами помещение расположено в исторической части города, а потому нюансов со строительством хватает.
Здание City Hall расположено в историческом центре, очередей нет, девушка на входе приветливо улыбается и провожает до нужного кабинета. В такой обстановке даже собирать многочисленные бумажки не в тягость. Это ощущение оказалось всей нашей команде в новинку.
Самой большой проблемой оказалась нехватка парковочных мест вблизи ресторана. Нам никак не хотели согласовывать открытие общепита в том месте, где не каждый американец сможет найти площадку для своей машины. Решение нашли неожиданно. Мы выяснили, что здание по соседству, с которым мы делим машиноместа, по местным законам классифицируется как склад, а не офис. Владельцам склада полагается меньше парковочных мест, чем ресторану, а потому излишек мы с радостью забрали себе.
На выяснение всех деталей был потрачен почти месяц, дело почти дошло до публичных слушаний, но победила дружба и здравый смысл. В будущем мы ещё не раз появимся в City Hall. Предстоит получить разрешение на строительство, согласовать наружную рекламу, уведомить администрацию об открытии. Список пунктов, требующих одобрения чиновников, выглядит внушительно, но на практике процесс совсем не страшный.
Самым большим шоком для меня стало погружение в мир американского бизнеса. До Америки у меня за плечами, помимо корпоративной карьеры, был год предпринимательского опыта в качестве франчайзи «Додо Пиццы» в подмосковных Химках. Он дал мне понять, что путь предпринимателя в России — бесконечная тропа войны с эпическим и всеобъемлющим разгильдяйством.
Строя пиццерию в России, мне приходилось за всеми бегать и буквально заставлять оказывать мне услуги. Представители строительной компании нещадно игнорировали дедлайны (это ещё можно понять), красили батареи по ржавчине (это уже понять сложнее), да и в целом старались беречь силы. Ситуацию решили мирно через неустойку, но осадок остался.
Розничная сеть, в которой мы закупали оборудование, пыталась отказаться от своих обещаний отгружать телевизоры по цене, указанной в договоре, ссылаясь на резкое повышение курса доллара. Чтобы получить технику по заключённому договору, пришлось несколько дней умолять, взывать к человечности, ругаться и грозить судом. В похожем ключе складывались отношения с очень многими контрагентами, жизнь напоминала борьбу. Создавалось такое ощущение, что деньги никому не нужны, так же как и довольные клиенты или заказчики. О том, чтобы проявить инициативу, поднапрячься или сделать чуть больше условленного заранее, и речи не шло.
В Штатах я ожидала встретиться с другой крайностью. Тут же все только о деньгах и думают и будут счастливы оказать тебе любую услугу — каждый раз добавляя новую строчку в инвойс. Просто так тут никто палец о палец не ударит. «Здесь вообще всё просто так, кроме денег», — как говорила героиня фильма «Брат-2». Меня пугали, что стоит сразу же найти себе юриста сразу — в идеале прямо в аэропорту. И лучше трёх — для верности.
Тем удивительнее было узнать, что деньги — это далеко не первое, что интересует людей в Америке. О деньгах вообще никто не говорит, особенно когда вы только начинаете общение. Многое делается бесплатно. Очень часто делается больше, чем требовалось.
Просишь у поставщика прислать для тестов рецептов пиццы три вида мяса — присылает четыре. Нужны тебе черновые чертежи — архитектор делает эскиз бесплатно. Позвонишь куда-нибудь проконсультироваться о стройке, а вечером как бы невзначай человек заезжает на объект, потому что «мимо проезжал», даёт несколько дельных советов, рекомендует электрика.
Конечно, за всем этим стоит вполне рациональная логика. В Америке не только сильная конкуренция, но и стабильная экономика. Это стимулирует людей ценить долгосрочное партнёрство. Людям важно установить доверительные отношения, чтобы годами делать вместе бизнес, а не по-быстрому срубить капусту и свалить.
Поэтому в Америке вполне в порядке вещей не только сделать что-нибудь бесплатно, но и честно предупредить партнёра о срыве сроков, открыто объяснить причины и вместе поискать решение. А иногда откровенно признать: «Знаешь, вот это конкурент сделает лучше, поэтому лучше эту задачу поручить ему».
Такой подход создаёт особый бизнес-климат, который после России может шокировать. Помножьте всё это на жизнерадостность и дружелюбие американцев и получите крайне комфортную бизнес-среду, которая сильно противоречит стереотипам об изматывающей и выжигающей всё живое конкуренции.
Возможно, акулы Уолл-стрит и правда готовы перегрызть друг другу глотку. Но в Оксфорде я увидела совершенно других людей и другой бизнес, ориентированный на долгосрочные отношения, а не на краткосрочную прибыль. Не буду скрывать, мне этот мир понравился. И, полагаю, не нужно быть американцем, чтобы проникнуться этой философией и применить такой подход и в наших широтах. Наверное, завтра в России все разом не начнут улыбаться, обнажая ровные белые зубы. Это и не нужно. Однако ничто не мешает в бизнесе делать чуть больше, чем требует от тебя договор, жертвовать сиюминутной выгодой, строить отношения на годы вперёд.
Если это работает там, где есть конкуренция, страшно подумать, какой результат такой подход принесёт там, где её нет.
Фотография на обложке: Image Source / Getty Images