Опубликовано 20 августа 2022, 06:00
8 мин.

Алло, мы ищем домового и Тёмного лорда! Странные и необычные должности в российских компаниях

Прийти в офис, выбрать самую уютную кровать и лечь спать, а потом рассказать о своих ощущениях и получить за это деньги — звучит как профессия мечты. И это абсолютно реальная вакансия у производителя постельных принадлежностей Goldtex. Компания искала человека, который умеет спать 80% рабочего времени и точно описывать свои ощущения. Но это ещё не самая необычная должность, какую можно найти в крупных организациях. «Секрет фирмы» поговорил с российскими предпринимателями и узнал, какие креативные вакансии они открывали и кого искали.

Алло, мы ищем домового и Тёмного лорда! Странные и необычные должности в российских компаниях

Должность: менеджер по заботе о коте

Однажды в маркетинговом агентстве 5 CATS команда завела кота. Но сотрудники стали сильно на него отвлекаться: постоянно гладили, чесали, кормили. Тогда руководитель решил оптимизировать процессы и нанять отдельного менеджера для заботы о животном. Работа не на полный день — с 12:00 до 17:00, но без выходных. Оплата — четверть ставки.

Основные функции менеджера — чесать кота, играть с ним лазерной указкой, наливать чистую воду в миску. То есть сделать так, чтобы и кот постоянно к остальным сотрудникам не лез, и они с ним в рабочее время сильно не общались, но при этом он был накормлен и получал свою долю внимания.

Дмитрий Банчуков
руководитель Digital агентства 5 CATS

Когда мы объявили о вакансии, нам писали соискатели даже из других стран: говорили, что это работа их мечты, и даже за скромные 30 000 рублей были готовы релоцироваться в Пензу.


Должность: хвалитель актёров

На киностудии «Пензфильммаш» снимаются разные продукты, в том числе для ТНТ-4. Штат по большей части состоит из блогеров, а не профессиональных актёров, поэтому очень важна психологическая подготовка, считают в компании. Чтобы работники сохраняли нужный настрой, генеральный продюсер Семён Молоканов решил нанять «хвалителя актёров».

Это человек, который знает очень много разных комплиментов и готов подбадривать актёров на репетициях и съёмочных площадках, заботиться об их моральном состоянии и силе духа. Он умеет поражать словами в самое сердце, харизматичен, креативен, коммуникабелен, любит кино. За работу хвалитель, по словам Молоканова, будет получать 65 000–70 000 рублей.

«Для нас не играют роли опыт и образование соискателя — хотя педагогическое будет отличным бонусом к резюме. Намного важнее, чтобы он справлялся со всеми задачами. Отбор ещё идёт, но за неделю нам прислали уже 150 резюме», — рассказали в «Пензфильммаше».

Должность: сотрудник, играющий в игры за руководителя

В школе развития карьеры руководство открыло вакансию сотрудника, играющего в игры за начальство. Правда, это неофициальное название должности — в трудовую вносится более традиционный вариант вроде «ассистента».

Задачи такого сотрудника зависят от позиции. Чаще всего нужно регулярно играть в какую-то игру с телефона владельца, выполнять задания, прокачивать персонажа. Например, кто-то из таких сотрудников проходит Genshin Impact или ловит покемонов в Pokemon GO.

Главные же качества сотрудника на этой должности — глубокая вовлечённость и регулярность выполнения задач, решили в компании.

Гарри Мурадян
HR-эксперт, руководитель школы развития карьеры

HR-площадки спокойно принимали у нас такие запросы. Соискатели сходят с ума и пишут длинные и подробные сопроводительные письма, почему они достойны такой должности


Должности: домовой, хейтер игровых и андерсоновед

В сети кафе «Андерсон» несколько необычных должностей: директор по настроению, хейтер игровых, домовой и андерсоновед — он же директор по внутренним коммуникациям. Намеренно появились только домовой в 2012 году и хейтер игровых в 2022 году. Остальные должности возникали как случайный плод коллективного творчества.

Домовой — это актёр-аниматор, хранитель кафе, почти французский мим, который создаёт атмосферу и повышает настроение взрослым. Он появляется во всех «Андерсонах», но никто не знает, когда и где, рассказала владелица сети Анастасия Татулова.

Анастасия Татулова
владелица сети семейных кафе «Андерсон»

Домового зовут Еропей Федрыч, это мужчина «в самом расцвете сил», опутанный волшебством и загадками, в меру чудаковатый: может сесть за соседний столик с гостями и подсматривать за ними через дырку в газете. Он всегда в центре внимания, любит танцевать, всюду ходит с плюшевой овечкой, носит брендированный пиджак в клетку и обожает читать газеты. Когда домовой только появился в кафе, он был без формы, как обычный посетитель, и нам стали поступать тревожные сигналы, что в кафе появился странный мужчина, который ведёт себя как маньяк. Тогда мы пошили ему брендированный костюм в клетку, стали рассказывать о нём гостям, и они приняли и полюбили домового.


Хейтер игровых — это скептический дерзкий критик, который проверяет на себе все неизвестные фичи и игры. По словам Татуловой, он должен приходить в кафе и играть в игровых, тестировать все игрушки и работу аниматоров, проводить аудит чужих праздников и дней рождения, оценивать степень весёлости гостей. Команда называет этого сотрудника «Мистер Грю нашего времени». Татулова говорит, что хейтер игровых помогает выявить все пробелы и точки роста и стать лучше. При поиске кандидата было важно, чтобы соискатель критично смотрел на вещи и при этом любил играть и детей.

А должность андерсоноведа и главы департамента коммуникаций занимает человек, который в команде больше 10 лет и знает всё об истории и традициях сети, а главное — «чувствует корпоративную философию на кончиках пальцев». «Когда партнёры видят необычные должности в корпоративной почте или на визитках, это вызывает у них положительные эмоции. А гости восклицают: «О, у вас правда есть такая должность!», — делится Анастасия Татулова.

Должность: мемолог

В «Центре поддержки наставников» совершенно случайно появился мемолог — человек, который хорошо разбирается в шутках, юморе, в социальных сетях и медиа. Это человек-настроение, который находит всё что угодно и где угодно, постоянно веселит команду, скидывает разные забавные фото и видео. Он должен искать, публиковать, анализировать мемы, предлагать идеи с ними, искать анекдоты, комбинировать всё это с видео и аудио и подгонять под задачи проекта.

Алекс Шишкин
основатель «Центра поддержки наставников»

Как-то мы сидели вечером с командой, нам было скучно. Мы мощно поработали, наши ученики получили классные результаты: кто-то квартиру купил, кто-то машину, кто-то маму отправил в Дубай отдыхать. После этого мы сильно устали, и кто-то в шутку кинул: «Классно было бы, если б у нас был кто-то, кто бы разбавлял атмосферу и поднимал настроение шутками-мемами». Мне идея понравилась, я предложил её более серьёзно обдумать.


Название должности креативного специалиста у команды сформировалось само — звучит смешно, прикольно. В трудовом договоре специалист так и записан — «мемолог». Искали его через знакомых, на HR-порталах вакансию не публиковали.

Должность: Тёмный лорд

С 2020 года должность генерального директора в «Палиндроме» занял Родион Скрябин, а в 2022 году у него появилась дополнительная роль — он стал по совместительству Тёмным лордом. Должность на 0,1 ставки, 4 дня в неделю по часу.

Родион Скрябин
генеральный директор «Палиндрома»

Идея возникла случайно: общался с бэк-офисом и сказал, что просто быть генеральным директором как-то скучно. Ребята серьёзно отнеслись к моим словам и предложили добавить ещё одну роль. Так я и стал Тёмным лордом с официальной записью в трудовой книжке и номером приказа


Всё оформлено официально, и более того — есть даже прописанные трудовые обязанности. Например, надо знать понятийный аппарат в области порабощения мира, методы управления душами людей и принципы работы чтения мыслей, гипнотического взгляда, громогласного голоса и ослепляющего лика.

В задачи Тёмного лорда входит подготовка отчётов об исполнении тёмного предназначения, озарение подданных сиянием своей мудрости, разработка стратегии порабощения мира и многое другое.

Должность: Директор по счастью

В 2014 году в одной российской HR-компании появился директор по счастью. Он не просто дарит всем хорошее настроение, а должен владеть ситуацией в организации, уметь планировать и знать, как повысить счастье сотрудников — eNPS. Этот показатель напрямую влияет на прибыль, позиционирование и развитие бизнеса.

Например, всё чаще сотрудники в свои KPI встраивают личные желания, и директор по счастью может им помочь абстрактное «хочу путешествовать» перевести в более эффективное для бизнеса «за 3 месяца проделать такой-то объём работы, чтобы взять отпуск на N дней». Так у сотрудника появляется определённая цель и дополнительный смысл, мнение о работодателе изменяется в лучшую сторону. А главное, сотрудник чувствует, что о нём заботятся, считают в компании.

Светлана Смольникова
основатель образовательной платформы для HR TopCareer

Когда моя коллега стала директором по счастью, окружающие усмехались, слыша название её должности, но на самом деле это серьёзная профессия с важными для бизнеса задачами. Думаю, мы скоро увидим, как на рынке труда появится спрос на директора или менеджера по состоянию или даже директора по VQ — коэффициенту жизненной энергии.


Должность: актёр и блогер — каждый сотрудник

В одном из стриптиз-клубов придумали необычную маркетинг-стратегию: она строилась на харизме руководителя-шоумена. У него был фрик-образ, который распространялся даже на рабочий процесс. Рядом с руководителем всегда были персональная журналистка и личный оператор, чтобы снимать реалити-шоу о его жизни 24/7. Этот видеоконтент транслировался на YouTube-канал и в разные социальные сети.

Каждый сотрудник офиса, устраиваясь на работу, становился участником реалити-шоу: в том числе юристы, бухгалтеры и директора по финансам и маркетингу. Около 70% коллектива, помимо основной профильной работы, были блогерами, постоянно участвовали в съёмках.

В трудовую книжку такие должности не внести — их нет в справочнике профессий, поэтому их не вписывали. Сотрудники официально оставались условными бухгалтерами и юристами. За эту работу им не доплачивали, но были бонусы.

Павел Пестов
ex. PR стриптиз-клуба

Основной системой мотивации на дополнительных должностях были путешествия, поэтому все воспринимали эту работу как квест. Сложно сейчас представить работодателя, который отвезёт сотрудника на фестиваль Tomorrowland в Бельгию за то, что он будет тусоваться, продвигать идеи мира и дружбы на фестивале с лайнапом Tiesto и A$AP Rocky, снимая об этом видеоконтент.


Партнёров и клиентов такая маркетинг-стратегия привлекала: им нравилось слушать безумные истории руководителя, смотреть выпуски реалити-шоу, и всем хотелось посетить стриптиз-клуб такого харизматичного человека.