Алло, мы ищем домового и Тёмного лорда! Странные и необычные должности в российских компаниях
Прийти в офис, выбрать самую уютную кровать и лечь спать, а потом рассказать о своих ощущениях и получить за это деньги — звучит как профессия мечты. И это абсолютно реальная вакансия у производителя постельных принадлежностей Goldtex. Компания искала человека, который умеет спать 80% рабочего времени и точно описывать свои ощущения. Но это ещё не самая необычная должность, какую можно найти в крупных организациях. «Секрет фирмы» поговорил с российскими предпринимателями и узнал, какие креативные вакансии они открывали и кого искали.
Должность: менеджер по заботе о коте
Однажды в маркетинговом агентстве 5 CATS команда завела кота. Но сотрудники стали сильно на него отвлекаться: постоянно гладили, чесали, кормили. Тогда руководитель решил оптимизировать процессы и нанять отдельного менеджера для заботы о животном. Работа не на полный день — с 12:00 до 17:00, но без выходных. Оплата — четверть ставки.
Основные функции менеджера — чесать кота, играть с ним лазерной указкой, наливать чистую воду в миску. То есть сделать так, чтобы и кот постоянно к остальным сотрудникам не лез, и они с ним в рабочее время сильно не общались, но при этом он был накормлен и получал свою долю внимания.
Когда мы объявили о вакансии, нам писали соискатели даже из других стран: говорили, что это работа их мечты, и даже за скромные 30 000 рублей были готовы релоцироваться в Пензу.
Должность: хвалитель актёров
На киностудии «Пензфильммаш» снимаются разные продукты, в том числе для ТНТ-4. Штат по большей части состоит из блогеров, а не профессиональных актёров, поэтому очень важна психологическая подготовка, считают в компании. Чтобы работники сохраняли нужный настрой, генеральный продюсер Семён Молоканов решил нанять «хвалителя актёров».
Это человек, который знает очень много разных комплиментов и готов подбадривать актёров на репетициях и съёмочных площадках, заботиться об их моральном состоянии и силе духа. Он умеет поражать словами в самое сердце, харизматичен, креативен, коммуникабелен, любит кино. За работу хвалитель, по словам Молоканова, будет получать 65 000–70 000 рублей.
«Для нас не играют роли опыт и образование соискателя — хотя педагогическое будет отличным бонусом к резюме. Намного важнее, чтобы он справлялся со всеми задачами. Отбор ещё идёт, но за неделю нам прислали уже 150 резюме», — рассказали в «Пензфильммаше».
Должность: сотрудник, играющий в игры за руководителя
В школе развития карьеры руководство открыло вакансию сотрудника, играющего в игры за начальство. Правда, это неофициальное название должности — в трудовую вносится более традиционный вариант вроде «ассистента».
Задачи такого сотрудника зависят от позиции. Чаще всего нужно регулярно играть в какую-то игру с телефона владельца, выполнять задания, прокачивать персонажа. Например, кто-то из таких сотрудников проходит Genshin Impact или ловит покемонов в Pokemon GO.
Главные же качества сотрудника на этой должности — глубокая вовлечённость и регулярность выполнения задач, решили в компании.
HR-площадки спокойно принимали у нас такие запросы. Соискатели сходят с ума и пишут длинные и подробные сопроводительные письма, почему они достойны такой должности
Должности: домовой, хейтер игровых и андерсоновед
В сети кафе «Андерсон» несколько необычных должностей: директор по настроению, хейтер игровых, домовой и андерсоновед — он же директор по внутренним коммуникациям. Намеренно появились только домовой в 2012 году и хейтер игровых в 2022 году. Остальные должности возникали как случайный плод коллективного творчества.
Домовой — это актёр-аниматор, хранитель кафе, почти французский мим, который создаёт атмосферу и повышает настроение взрослым. Он появляется во всех «Андерсонах», но никто не знает, когда и где, рассказала владелица сети Анастасия Татулова.
Домового зовут Еропей Федрыч, это мужчина «в самом расцвете сил», опутанный волшебством и загадками, в меру чудаковатый: может сесть за соседний столик с гостями и подсматривать за ними через дырку в газете. Он всегда в центре внимания, любит танцевать, всюду ходит с плюшевой овечкой, носит брендированный пиджак в клетку и обожает читать газеты. Когда домовой только появился в кафе, он был без формы, как обычный посетитель, и нам стали поступать тревожные сигналы, что в кафе появился странный мужчина, который ведёт себя как маньяк. Тогда мы пошили ему брендированный костюм в клетку, стали рассказывать о нём гостям, и они приняли и полюбили домового.
Хейтер игровых — это скептический дерзкий критик, который проверяет на себе все неизвестные фичи и игры. По словам Татуловой, он должен приходить в кафе и играть в игровых, тестировать все игрушки и работу аниматоров, проводить аудит чужих праздников и дней рождения, оценивать степень весёлости гостей. Команда называет этого сотрудника «Мистер Грю нашего времени». Татулова говорит, что хейтер игровых помогает выявить все пробелы и точки роста и стать лучше. При поиске кандидата было важно, чтобы соискатель критично смотрел на вещи и при этом любил играть и детей.
А должность андерсоноведа и главы департамента коммуникаций занимает человек, который в команде больше 10 лет и знает всё об истории и традициях сети, а главное — «чувствует корпоративную философию на кончиках пальцев». «Когда партнёры видят необычные должности в корпоративной почте или на визитках, это вызывает у них положительные эмоции. А гости восклицают: «О, у вас правда есть такая должность!», — делится Анастасия Татулова.
Должность: мемолог
В «Центре поддержки наставников» совершенно случайно появился мемолог — человек, который хорошо разбирается в шутках, юморе, в социальных сетях и медиа. Это человек-настроение, который находит всё что угодно и где угодно, постоянно веселит команду, скидывает разные забавные фото и видео. Он должен искать, публиковать, анализировать мемы, предлагать идеи с ними, искать анекдоты, комбинировать всё это с видео и аудио и подгонять под задачи проекта.
Как-то мы сидели вечером с командой, нам было скучно. Мы мощно поработали, наши ученики получили классные результаты: кто-то квартиру купил, кто-то машину, кто-то маму отправил в Дубай отдыхать. После этого мы сильно устали, и кто-то в шутку кинул: «Классно было бы, если б у нас был кто-то, кто бы разбавлял атмосферу и поднимал настроение шутками-мемами». Мне идея понравилась, я предложил её более серьёзно обдумать.
Название должности креативного специалиста у команды сформировалось само — звучит смешно, прикольно. В трудовом договоре специалист так и записан — «мемолог». Искали его через знакомых, на HR-порталах вакансию не публиковали.
Должность: Тёмный лорд
С 2020 года должность генерального директора в «Палиндроме» занял Родион Скрябин, а в 2022 году у него появилась дополнительная роль — он стал по совместительству Тёмным лордом. Должность на 0,1 ставки, 4 дня в неделю по часу.
Идея возникла случайно: общался с бэк-офисом и сказал, что просто быть генеральным директором как-то скучно. Ребята серьёзно отнеслись к моим словам и предложили добавить ещё одну роль. Так я и стал Тёмным лордом с официальной записью в трудовой книжке и номером приказа
Всё оформлено официально, и более того — есть даже прописанные трудовые обязанности. Например, надо знать понятийный аппарат в области порабощения мира, методы управления душами людей и принципы работы чтения мыслей, гипнотического взгляда, громогласного голоса и ослепляющего лика.
В задачи Тёмного лорда входит подготовка отчётов об исполнении тёмного предназначения, озарение подданных сиянием своей мудрости, разработка стратегии порабощения мира и многое другое.
Должность: Директор по счастью
В 2014 году в одной российской HR-компании появился директор по счастью. Он не просто дарит всем хорошее настроение, а должен владеть ситуацией в организации, уметь планировать и знать, как повысить счастье сотрудников — eNPS. Этот показатель напрямую влияет на прибыль, позиционирование и развитие бизнеса.
Например, всё чаще сотрудники в свои KPI встраивают личные желания, и директор по счастью может им помочь абстрактное «хочу путешествовать» перевести в более эффективное для бизнеса «за 3 месяца проделать такой-то объём работы, чтобы взять отпуск на N дней». Так у сотрудника появляется определённая цель и дополнительный смысл, мнение о работодателе изменяется в лучшую сторону. А главное, сотрудник чувствует, что о нём заботятся, считают в компании.
Когда моя коллега стала директором по счастью, окружающие усмехались, слыша название её должности, но на самом деле это серьёзная профессия с важными для бизнеса задачами. Думаю, мы скоро увидим, как на рынке труда появится спрос на директора или менеджера по состоянию или даже директора по VQ — коэффициенту жизненной энергии.
Должность: актёр и блогер — каждый сотрудник
В одном из стриптиз-клубов придумали необычную маркетинг-стратегию: она строилась на харизме руководителя-шоумена. У него был фрик-образ, который распространялся даже на рабочий процесс. Рядом с руководителем всегда были персональная журналистка и личный оператор, чтобы снимать реалити-шоу о его жизни 24/7. Этот видеоконтент транслировался на YouTube-канал и в разные социальные сети.
Каждый сотрудник офиса, устраиваясь на работу, становился участником реалити-шоу: в том числе юристы, бухгалтеры и директора по финансам и маркетингу. Около 70% коллектива, помимо основной профильной работы, были блогерами, постоянно участвовали в съёмках.
В трудовую книжку такие должности не внести — их нет в справочнике профессий, поэтому их не вписывали. Сотрудники официально оставались условными бухгалтерами и юристами. За эту работу им не доплачивали, но были бонусы.
Основной системой мотивации на дополнительных должностях были путешествия, поэтому все воспринимали эту работу как квест. Сложно сейчас представить работодателя, который отвезёт сотрудника на фестиваль Tomorrowland в Бельгию за то, что он будет тусоваться, продвигать идеи мира и дружбы на фестивале с лайнапом Tiesto и A$AP Rocky, снимая об этом видеоконтент.
Партнёров и клиентов такая маркетинг-стратегия привлекала: им нравилось слушать безумные истории руководителя, смотреть выпуски реалити-шоу, и всем хотелось посетить стриптиз-клуб такого харизматичного человека.