От чего отказываемся? Что такое Болонская система образования и какие у неё альтернативы
Российские власти заявили, что Россия откажется от Болонской системы и начнёт развивать собственную «уникальную» модель высшего образования. Пока подробностей о том, как будут реформировать российскую образовательную систему, немного. Туманны также и перспективы этой инициативы, хотя Госдума и Совбез уже начали работу над соответствующими законопроектами. А тем временем «Секрет» разобрался, чем так примечательна та самая Болонская система, от которой хотят отказаться, и чего Россия может лишиться вместе с ней.
Что такое Болонская система высшего образования (Болонский процесс)
Болонская система — это двухуровневая система высшего образования, построенная на базе положений декларации «Зона европейского высшего образования». В 1999 году её подписали министры образования 29 европейских стран. Система названа в честь Болонского университета, где и подписали соглашение. Сейчас в Болонском процессе участвуют 49 стран, пока ещё включая Россию (присоединилась в сентябре 2003 года).
Участники Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования»: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Болонская система выстроена на представлении, что сегментация высшего образования и разница в образовательных стандартах и учёных степенях вредит международному развитию науки и образования. В основе классического университетского образования по этой системе лежат такие ценности, как возможность принципиально поменять свою образовательную (и профессиональную) траекторию в ходе обучения, академическая свобода и мобильность.
Присоединившиеся к декларации страны согласились обеспечить совместимость национальных систем высшего образования и соблюдать определённые стандарты. Обязательное условие — сохранение независимости и самостоятельности всех высших учебных заведений. Университеты в этой системе становятся носителями «европейского сознания и европейских культурных ценностей».
Болонский процесс подразумевает
- Систему сопоставимых научных степеней и приложение к диплому с перечислением всех курсов, которые прослушал выпускник за время учёбы. Это позволяет трудоустраивать граждан с дипломами другой страны.
- Двухуровневое обучение: бакалавриат (не менее трёх лет) и магистратуру (5–6 лет). Для продолжения обучения по магистерской программе в другом вузе студентам не нужно сдавать дополнительные экзамены, кроме вступительных.
- Система перезачёта дисциплин и академических часов (систему кредитов или European Credit Transfer System). При этом каждая дисциплина в программе весит определённое количество баллов, от суммы которых будет зависеть допуск к экзаменам. Это позволяет студентам самостоятельно выбирать себе дисциплины для изучения.
- Мобильность учащихся и преподавательского состава, учёба по обмену в других странах.
Какие преимущества и недостатки у этой системы
В Болонской системе программы сходных специальностей в разных вузах выстроены по похожей схеме и охватывают тот необходимый уровень знаний, который позволит без сверхусилий продолжить обучение по той же или смежной специальности в другом вузе. Это даёт студентам и выпускникам большую мобильность и больше возможностей для повышения квалификации, в том числе — при переезде в другую страну.
На практике это означает, что отучившийся на бакалавра студент из России может относительно легко поступить в магистратуру какого-то европейского вуза, где ему зачтут полученное образование и не потребуют подтверждать его дополнительными экзаменами.
Также студент во время обучения может провести пару семестров в зарубежном вузе, например поехав туда по одной из студенческих программ. А потом вернуться и продолжить своё обучение вместе с родным курсом без необходимости «нагонять».
Наконец, получив диплом российского университета, новоиспечённый специалист может попробовать свои силы на международном рынке труда, и у работодателя не возникнет сомнений в наличии у него хорошего образования.
Но это справедливо не для всех специальностей и вузов: в некоторых областях смотрят на рейтинги учебных заведений, в других большее внимание уделяют опыту работы или качеству выполнения тестового задания, а в третьих даже с «красным» дипломом и докторской степенью всё равно придётся переучиваться с учётом местных стандартов и требований профессии.
В целом же Россия так до конца и не вписалась в Болонскую систему, ограничившись признанием учёных степеней и внедрением двухуровневого высшего образования. Например, во многих странах в рамках Болонской системы студент может изучать именно те предметы, которые ему действительно интересны, не тратя время на обучение дисциплинам, которые ему не пригодятся. При этом в ходе обучения основной акцент делается на практику и получение профессиональных навыков, а не на прослушивание необходимого объёма теории. Но эти принципы в большинстве российских вузов не действуют, как и в ряде других стран, присоединившихся к соглашению позже.
Есть у этой системы и минусы. В частности, упор на тестирование во вступительных экзаменах (в России это преобразовалось в систему ЕГЭ). Специалисты в области образования годами критикуют этот подход, указывая, что тесты не показывают уровень подготовки студента, так как ответы на них можно просто зазубрить. Кроме того, в процессе «натаскивания» на тесты дети зачастую не успевают проходить не вошедшую в экзамены часть программы, теряется системный и межпредметный подход к обучению.
Кроме того, само деление обучение на бакалавриат и магистратуру многие вузы ставили под сомнение: считалось, что за четыре года невозможно подготовить настоящего профессионала. Большинство российских вузов до сих пор используют советскую систему специалитета, предусматривающую 5–6 лет обучения (об этом — ниже).
Наконец, есть в этой системе и чисто социальный минус, прямо вытекающий из её преимуществ. Так как благодаря Болонской системе высшее образование стало более доступным, конкурс на бюджет в приличные университеты постоянно растёт. Студентам приходится конкурировать за места в вузах своих стран не на местном, а на международном уровне.
Критика в России
В России система приживалась с трудом, а дискуссии по поводу её целесообразности велись беспрерывно. Но идеи о необходимости выйти из Болонского процесса, как и из множества других международных соглашений, в последние месяцы звучат всё чаще.
В частности, 17 мая вице-спикер Госдумы Пётр Толстой заявил, что система образования в РФ не отвечает потребностям времени. А секретарь Совета безопасности Николай Патрушев заявил, что считает целесообразным отказаться в России от Болонской системы образования и вернуться к «лучшей в мире» отечественной модели. Ректор МГУ Виктор Садовничий также заявил, что был и остаётся противником Болонской системы и приверженцем специалитета. По его словам, когда обсуждалось введение Болонской системы в Европе, то все ректоры европейских вузов были против неё и считали, что не надо задевать национальные системы.
24 мая глава Минобрнауки Валерий Фальков назвал Болонскую систему образования «прожитым этапом», заявив, что в России появится своя «уникальная» система образования, «учитывающая интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
«С переходом на Болонскую систему по модели "бакалавриат — магистратура" исчезли специальности и исчезло указание на конкретную квалификацию, что создало определённые трудности на рынке труда» , — также отметили в Минпросвещения.
Инициативу поддержали и в Госдуме. Парламентарии указали, что Болонская система не направлена на поднятие качества усвоения знаний и помогает только развитию механической памяти, а ЕГЭ, ОГЭ и Болонская система вызывают неприятие у педагогов, учащихся и их родителей.
Кроме того, беспокойство властей вызывает отток российских специалистов за рубеж, усилившийся в последние месяцы. По словам главы Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольги Летковой, сейчас Россия обучает не собственные кадры, а специалистов, которые уезжают в другие страны.
И с отменой Болонской системы отток может усложниться.
Какие есть альтернативы Болонской системе?
Отказ России от Болонской системы может означать возвращение в вузы специалитета. Эта классическая форма высшего образования с минимальными изменениями действовала в России на протяжении почти всего периода СССР и до 2000-х, а кое-где сохранилась до сих пор. Она включает в себя полный курс теоретических знаний и практических навыков по выбранной специальности. Обучение по такой программе длится уже упомянутые 5–6 лет.
Программа более консервативна, а статус «специалиста» на международном рынке туманен — он попросту не вписывается в Болонскую систему ступеней. Но после получения диплома специалист может продолжить учебу в аспирантуре — таким образом в России его знания приравниваются к уровню магистра в Болонской системе.
Однако в построении самих программ есть ряд коренных различий. По сравнению с бакалавриатом и магистратурой, включающих сотни программ и множество дисциплин на выбор студентов, специалитет — это сфокусированное образование, выпускающее специалистов в очень узкой конкретной области. Такой подход принят в медицине, искусстве, военном деле, инженерии и ряде других областей. Но он непригоден для безболезненного перехода на другую специальность. Чтобы сменить профессиональный вектор, студенту придётся досдавать множество предметов («академическую разницу»), которые ранее в ходе обучения не затрагивались.
В итоге на выходе из вуза получаются хорошие специалисты, но если они не угадали с выбором профессии и их отрасль оказывается не на подъёме, они могут оказаться выкинутыми на обочину меняющегося рынка труда.
Фото: flickr.com/grits2go. CC BY 2.0