Опубликовано 12 декабря 2024, 17:52
4 мин.

Нововведения в ПДД в 2025 году: российских водителей заставят платить больше штрафов и не отвлекаться за рулём

Главное

Готовьте карманы: в России вырастут штрафы, ПДД ужесточат, а самокатчиков попытаются усмирить. Минтранс РФ предлагает в 2025 году дополнить понятие «опасное вождение» и прекратить порочную практику курения электронок за рулём и управления навигаторами руками. Тем временем Госдума уже приняла закон повышенных штрафах за нарушения ПДД c 1 января. В большинстве случаев штрафы увеличились на 50%. А за повторную езду без ОСАГО — сразу в 6. «Секрет фирмы» выяснил, что ещё новое в ПДД ожидает владельцев транспорта в 2025 году.

Возможные нововведения в ПДД в 2025 году

Штрафы вырастут

Депутаты Госдумы приняли о поправки о повышении штрафов за ПДД на заседании 12 декабря. Об этом сообщила пресс-служба нижней палаты парламента.

Закон ещё окончательно не принят. Его ещё рассмотрит Совфед. В случае одобрения документ направят на подпись президенту страны. Скорее всего, глава государства подпишет поправки до конца года, потому что их вступление в силу запланировали на 1 января 2025-го.

Например, повышение санкции за превышение скорости на 20−40 км/ч придётся заплатить минимум 750 рублей вместо нынешних 500 рублей. При этом срок льготного платежа могут продлить с 20 до 30 дней.

Нововведения в ПДД в 2025 году: российских водителей заставят платить больше штрафов и не отвлекаться за рулём

© Секрет фирмы

Это наиболее распространённое нарушение ПДД, на него приходится более 70% из 240 млн вынесенных ГИБДД постановлений в 2023 году.

На сколько вырастут штрафы за нарушения ПДД в 2025 году в России

Тип нарушенияСтарая суммаНовая сумма (в руб.)
Выезд на встречку/трамвайные пути (встречное направление)50007500
Выезд на встречку/трамвайные пути (объезд препятствия)1000–15001500–2250
Превышение скорости500–5000750–7500
Проезд на красный свет10001500
Пьяное вождение30 00045 000
Отказ от медосвидетельствования30 00045 000
Езда без ОСАГО (повторное нарушение)500–8003000–5000
Непристегнутый ремень10001500
Игнор требований дорожных знаков или разметки500–5000750– 10 000
Непредоставление преимущества «скорой помощи» или полиции3000–50004500–7500
Движение по обочинам15002250
Причинение легкого вреда здоровью2500–50003700–7500
Причинение среднего вреда здоровью10 000–25 00015 000–37 500

В 2023 году в России произошло 132 400 ДТП. Этот показатель вырос на 4,5% по сравнению с данными 2022 года. Погибли 14 500 человек (+2,3%), 166 000 пострадали (+4,3%).

«Cкидка» на оплату штрафа снизится

Сегодня водитель вправе в течение 20 дней после получения постановления оплатить половину штрафной суммы — например, 250 рублей вместо 500. После вступления поправок в силу скидка составит лишь 25%.

Вкупе с увеличением размера санкций минимальная сумма штрафа за превышение скорости даже со скидкой за «оперативность» окажется 562,5 рублей вместо прежних 250.

Нововведения в ПДД в 2025 году: российских водителей заставят платить больше штрафов и не отвлекаться за рулём

© "Секрет фирмы"

Многие штрафы в России не повышались по 10−15 лет, тогда как рост инфляции за это время составил свыше 70%.

К сожалению, плата за многие нарушения не является сдерживающим фактором — например, учитывая стоимость страхового полиса, многим водителям (особенно начинающим) проще ездить без него и платить по 400 рублей штрафа за отсутствие ОСАГО со скидкой, если поймали. По данным страховщиков, до 3,6 млн водителей в РФ ездят без полиса.

Кстати, чтобы вычислять тех, кто ездит без полиса ОСАГО, расширят функционал дорожных камер.

Другие нововведения в ПДД

С 1 марта 2025 года прежний владелец ТС сможет его сразу снять с учёта, если сделку удостоверил нотариус или её совершили через Госуслуги. Сейчас для этого нужно выждать срок 10 дней.

Полис ОСАГО исключат из числа документов, которые нужны для постановки ТС на учёт или регистрации смены владельца. Полиция будет контролировать наличие полиса только в рамках надзора за соблюдением ПДД.

За отказ остановиться по требованию инспектора ДПС штраф хотят поднять до 7 000−10 000 рублей (нынешний уровень — 500−800 рублей). За повторное подобное нарушение депутаты решили лишать прав на полгода. Законопроект об этом пока приняли в первом чтении, но с высокой долей вероятности дело доведут до конца.

Что ещё могут ввести в ПДД, но пока не решили

Руки — на руль. Минтранс РФ подготовил проект постановления, в котором предлагает запретить водителям во время движения транспортного средства пользоваться любыми устройствами, требующими участия рук, даже тыкать пальцем в навигатор.

Пока что законопроект требует доработки, так как под такую формулировку может попасть и рация дальнобойщика, и стакан с кофе, и сигарета. По крайней мере, если запрещать, нужно чётче прописать это, уверен член Общественной палаты РФ Александр Холодов.

Опасное вождение: новые пункты. Минтранс предлагает считать «опасным вождением» создание помех пешеходам и несоблюдение безопасной дистанции до человека на тротуарах, пешеходных и велозонах.

При этом санкции за опасное вождение Госдума всё никак не утвердит.

С третьей попытки пока только в первом чтении приняли поправки об административной ответственности. Лихачей предлагают штрафовать на 3000−5000 рублей, а за повторное правонарушение лишать прав на срок от одного до трёх месяцев.

Запрет на движение при выключенных фарах хотят откорректировать: сейчас правил запрещают ехать при отсутствии освещения и от фар, и от габаритных огней одновременно в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. В новой формулировке нарушением станет ситуация, когда даже что-то одно не работает.

А ещё:

  • термин «уступить дорогу» хотят дополнить фразой «оставаться в полосе движения»;
  • предлагают ввести запрет на разворот в местах пересечения с велосипедными полосами и велопешеходными дорожками;
  • выезжать на перекрёсток, на котором образовался затор, можно будет не только для поворота направо и налево, но и для разворота обратно.

Что нового ждёт велосипедистов и самокатчиков

Минтранс в своих нововведениях уточняет в ПДД определения понятий «велосипеда», «средства индивидуальной мобильности» и «мопеда», то есть более чётко их разграничить.

Кроме того, ведомство предлагает:

  • ограничить скорость движения велосипедов и самокатов при совместном движении с пешеходами до 10 км/ч;
  • ввести новый дорожный знак, обозначающий территорию, на которой движение СИМ запрещено;
  • запретить стоянку СИМ где бы то ни было, кроме специальных парковок, либо там, где они не создадут никому помех;
  • запретить перевозку пассажиров на СИМ, а на мопедах — разрешить.

Все поправки Минтранса заработают с 1 марта 2025 года — в случае их одобрения и подписания.

Поскольку обуздать безбашенных самокатчиков труднее, чем автомобилистов, в России задумались о применении биометрии при аренде самокатов. Для начала законодатели решили провести эксперимент в Москве и Подмосковье.