Опубликовано 18 июня 2023, 17:00

Кто живёт дольше: «совы» или «жаворонки». Учёные нашли ответ

Chronobiology: учёные выяснили, почему «совы» умирают раньше «жаворонков». Биологи из финского Института профессиональной медицины попытались установить связь между хронотипом человека и продолжительностью его жизни. Они воспользовались данными исследования, которое проводили аж целых 37 лет. Оказалось, всё зависит не совсем от того, во сколько человек обычно ложиться спать.

Суть эксперимента

В эксперименте участвовали примерно 23 000 однополых близнецов из Финляндии. Все они родились до 1958 года. Сам опрос проводился в 1981 году.

Учёных интересовал не только хронотип испытуемых, но и другие сведения о них, которые могут влиять на продолжительность жизни:

• уровень образования (как косвенный показатель социально-экономического статуса);
  • состояние здоровья на исходном уровне;
  • потребление алкоголя;
  • курение;
  • вес и рост для расчёта индекса массы тела.

В 2018 году этих людей разыскали, чтобы выяснить, кто из них на тот момент был жив, а кто скончался и почему.

Кто живёт дольше

Финские учёные проанализировали данные, полученные за десятки лет эксперимента, и выяснили, что за это время смертность среди «сов» оказалась где-то на 9% выше, чем среди жаворонков.

Но вот причиной такого разрыва была вовсе не эта особенность испытуемых. Всё дело в том, что среди «сов» больше курильщиков и людей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, отметили исследователи в статье для научного журнала Chronobiology International. А вот сам хронотип на смертность почти не влияет.

Как «сове» стать «жаворонком»

Научиться ранним подъёмам могут даже «совы». Для этого есть специальные лайфхаки. Правда, без силы воли и дисциплины в этом деле не обойтись.

Что можно делать:

• просить близких приносить вам кофе в постель или ставить таймер на кофемашине;
  • вставать сразу, как только зазвонит будильник;
  • если уже поднялись с кровати, не ложиться обратно, а сразу отправиться в душ;
  • сосредоточиться на приятных моментах грядущего дня.