Крашеная под форель селёдка и другое. Россиянам рассказали об уловках магазинов в кризис
В магазинах всегда хватает секретов от маркетологов, позволяющих буквально манипулировать покупателями: расположение отделов, продуктов в них, запах, цвет и т. д. Но дополнительные хитрости появляются в кризисное время: крупно на упаковке заявлено одно, внутри — другое, например крашеная селёдка под видом красной рыбки. В ситуации разобрались журналисты.
В супермаркетах Екатеринбурга заметили дешёвое как никогда филе «красной рыбы»: в одном магазине 200 граммов продаётся за 184 рубля, в другом — 132 рубля. Настоящая же красная рыба подороже будет: 200 граммов форели стоят от 280 рублей, солёной горбуши — от 230 рублей, а семги — от 400 рублей. Вот только это обычная селёдка, просто крашеная. В составе — тихоокеанская сельдь. Да и на упаковке написано «Сельдь филе», но мелко. Глаз же падает на крупную надпись — «Красная рыбка».
В Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области объяснили, что по закону нарушений нет: если производитель и на внешней, и на обратной стороне упаковки указал, что продукт изготовлен из сельди — требования к маркировке соблюдены. А также напомнили, что при покупке необходимо смотреть и на состав, и на срок годности, и на условия хранения.
Аналогичная история с икрой. Ассорти красной и чёрной за 50 рублей! И опять же, только изучив состав, можно понять, что она не настоящая, а имитированная (на основе рыбного бульона и желатина). Есть ещё структурированная икра — её делают из икорной массы. Она дороже имитированной, но подешевле натуральной. В супермаркетах 120 граммов структурированной икры стоит 199 рублей, а настоящая минимум 299 рублей за 75 граммов.
И продавать заменители икры под видом структурированной не противозаконно, как и то, что упаковки товаров похожи друг на друга до степени смешения. Главное — чтобы на упаковке было указано, что это структурированная икра или имитация икры, рассказали в Роспотребнадзоре.
Часто покупатели обнаруживают, что на самом деле купили, только дома. Из-за этого возникает недовольство и недоверие в сторону магазина.
«Условно говоря, человек два-три раза купит "красную рыбу", увидит, что это не она, и больше не пойдёт к ним в магазин за другими продуктами. Он посчитает: раз его обманули с рыбой, то обманут и с гречкой, и с яблоками. Конечно, в сухом остатке это не мошенничество, а рекламный ход, и чаще всего покупатель остаётся виноватым, потому что не посмотрел на мелкий шрифт. Но такими вещами наносят удар по репутации магазина в целом, они снижают мотивацию покупателей ходить именно туда», — пояснил экономист Георгий Остапкович.
Ещё у ряда супермаркетов есть собственные бренды дешёвых товаров. Это «Каждый день» у «Ашана», «Моя цена» у «Магнита» и «Красная цена» у «Пятерочки». Там есть товары по необычно низким ценам: колбаса за 16 рублей, сыр за 50, сосиски за 30. Удивительно, но в составе колбасы по цене школьной тетрадки даже есть мясо.
По мнению экономиста Георгия Остапковича, такие товары в том числе направлены на то, чтобы заставить покупателя купить в нагрузку к дешёвому продукту что-то еще.
«Например, человек хочет купить гречку и видит, что в этом месте она дешёвая. Он автоматически вместе с ней купит что-то ещё, низкая цена поощряет человека. Он скажет: "Ну что я, пришел только за пакетом гречки?" И купит яблоки, хлеб, баранки», — объяснил Остапкович.
И таким способом магазины приучают людей ходить именно к ним.
«Цены постепенно вырастают, но люди по инерции продолжают туда ходить, хоть и повозмущаются немного. Следом запускается другой товар подешевле из необходимых, чтобы всё время было что-то выгодное. Это вынуждает людей снова идти в этот магазин», — резюмировал экономист.
А подробнее о скрытых маркетинговых приёмах, благодаря которым мы покупаем в супермаркете больше нужного, «Секрет» рассказывал здесь.