Как защитить ребёнка от маньяков? Придётся вместе смотреть кино
Нейропсихолог Головина: доверие к незнакомцам связано с незрелостью психики. Это только одна причина, по которой дети запросто могут добровольно пойти куда-то с абсолютно незнакомым человеком на улице. Особенно если внешне он производит приятное впечатление. Как научить ребёнка не доверять незнакомцам, объяснила нейропсихолог Лариса Головина.
Почему дети такие доверчивые
Доверие к незнакомцам связано с двумя важными особенностями психики, рассказала Головина изданию amic.ru. Если говорить про незрелую психику, то для неё характерно оценивать и делать выводы на основе наглядно-действенного мышления.
Смотреть глубже человек научается позже, когда у него развивается наглядно-образное, а потом и вербально-логическое мышление. Только тогда он поймёт, что маньяка можно распознать не столько по пугающей внешности, сколько по его наклонностям.
Вторая причина — степень вовлечённости в мышление лобных долей головного мозга. Они помогают нам расшифровывать истинный посыл коммуникации. То есть не только воспринимать слова, но и считывать другие сигналы — интонацию, жесты, мимику.
Человек с развитыми лобными долями способен уловить противоречия в поступающих сигналах и сделать выводы. Если эти структуры слабы, человек постоянно будет наступать на одни и те же грабли.
Лобные доли чаще всего «включаются» к 7 годам, когда ребёнку приходится строить свою жизнь в школе без помощи взрослых. Но не у всех биологический и психологический возраст совпадают. Если родители гиперопекающие или вместо того, чтобы играть с ребёнком в игры по возрасту, таскали его по школам раннего развития, он и к 40 годам может остаться инфантильным, отметила нейропсихолог.
А ещё встречаются люди «без тормозов» — это те, у кого лобные доли по генетическим причинам навсегда остаются незрелыми.
Как правильно говорить с ребёнком про маньяков
Сначала про то, что делать не надо. По мнению эксперта, точно не сработают:
- наставления;
- предупреждения;
- запугивания.
Нейропсихолог посоветовала родителям сменить назидательную тактику на развитие у ребёнка так называемой пятиуровневой структуры эмоциональной регуляции.
Один из высших уровней — умение в коммуникации подстраивать своё поведение под сигналы, которые мы получаем от другого человека. Например, человек с развитыми высшими уровнями эмоциональной регуляции сможет понять, что собеседнику неинтересен его рассказ, и остановиться. То же самое и со способностью отличать, когда в вас искренне заинтересованы, а когда хотят воспользоваться.
При этом важно не просто присутствовать рядом с ребёнком, а активно участвовать в процессе. То есть недостаточно просто прочитать ему сказку про Колобка, который ушёл от бабушки и от дедушки. Нужно ещё обсудить.
Можно даже смотреть с ребёнком фильмы про маньяков, отметила нейропсихолог. Но тут тоже важно вовремя включить «цензуру». Сцены насилия и убийств показывать малышу не стоит. А вот проанализировать моменты, где злодей втирается в доверие, полезно.
Ещё один способ — сюжетно-ролевые игры с конкретной задачей. Например, предложите ребёнку представить, что он злодей и ему надо заманить кого-то в свои сети. Пусть он расскажет и покажет, как будет это делать.
Тем и полезны произведения культуры: в них собрано много разного социального опыта, получить который можно безопасно. Зато в будущем он сослужит хорошую службу, заключила Головина.
Правильное поведение с незнакомцами: чему научить ребёнка
Психологи и полицейские дали несколько основных советов, как должен вести себя ребёнок с незнакомцем, даже если он крайне обаятелен и выглядит добрым. Научите этому своего ребёнка:
- Не разговаривать.
- Держать дистанцию не менее 2 м.
- Не заходить с чужим человеком в лифт или подъезд. Даже если это дом ребёнка.
- Если в это время неподалёку есть знакомые взрослые или дети, нужно развернуться и отойти.
- Если встреча один на один — нужно сделать вид, что из окна или машины тебе машут, махнуть в ответ и тут же пойти в место, где будут люди: магазин, аптеку, больницу, кафе, детский сад — куда угодно, главное, где людно.
- Ничего не брать из рук незнакомца и ничего ему не отдавать. В идеале в целом нельзя с ним вступать в долгий диалог или что-то объяснять.
- Можно придумать кодовое слово, которое будут знать только близкие. И если посторонний человек, который прикидывается другом родителей, не может его назвать, тут же нужно бежать.