Опубликовано 07 сентября 2023, 16:40

Дисбактериоз и передача микробов по наследству. Развеяны главные мифы о кишечных бактериях

Британские учёные развеяли мифы о кишечных бактериях. Те, кто заботится о своём здоровье, уже знают, как важно здоровье кишечника — недаром его ещё называют вторым мозгом. Там происходят сложные процессы, которые учёные до сих пор подробно не смогли изучить. Но их влияние на иммунитет человека неоспоримо. Вот главные мифы, которые специалисты смогли развенчать на данный момент.

Мифы о бактериях

Микрофлора или микробиота

Часто можно услышать выражение «микрофлора кишечника». Считается, что она нарушается, когда человек пьёт антибиотики. Но на деле это выражение не совсем верно. Дело в том, что флора — это растения, а внутри нас их нет. Зато полно бактерий, архей (одноклеточные микроорганизмы), грибов, вирусов и других простейших. Всё вместе правильно называть микробиотой или микробиомом.

Причём живут микроорганизмы не только в кишечнике. Они находятся и в других отделах ЖКТ, а также присутствуют в биологических жидкостях. Обычно нормальной микробиотой признают ту, которая не вызывает заболевания. Но точный состав учёным пока выяснить не удалось.

Опасны ли микробы (бактерии)

Как правило, микробы и бактерии ассоциируются с чем-то потенциально опасным, но на деле всё сложнее. Изначально, например, ту же кишечную палочку считали смертельно опасной. Позднее учёные выяснили, что она необходима для здоровья кишечника. При приёме антибиотиков концентрация кишечной палочки падает, и пищеварение нарушается. Но если она с грязной водой попадёт в желудок, то вызовет отравление.

Бывает ли дисбактериоз

Этот термин можно часто услышать у врача или в рекламе, но знайте — такой болезни нет. Да, микрофлора меняется при многих заболеваниях, но оценить вес этих изменений почти невозможно. Всё потому, что профиль нормальной кишечной микробиоты никто не знает. Поэтому и понять, что там внутри нас происходит, довольно сложно. Например, тот же анализ кала информации почти никакой не даст. Во-первых, потому что микробиота сильно разнится в разных отделах кишечника, а во-вторых, потому что пока вы несёте биоматериал, бактерии продолжают жить, а значит — всё меняется.

Сколько внутри нас бактерий

Ранее считалось, что клеток микробиоты в 10 раз больше, чем клеток самого организма. Этот миф даже успел попасть в учебники. Перерасчёт сделали в 2014 году по инициативе Национальных институтов здравоохранения США. Выяснилось, что количество и того и другого примерно равно.

Также гуляет миф о том, что вес бактерий внутри нас доходит до 2 кг. Оказалось, что это вряд ли может быть правдой. Дело в том, что большая часть человеческой микробиоты находится в толстой кишке. При этом содержимое толстой кишки обычно не насчитывает более 420 г. Микроорганизмы же обычно не превышают половины веса фекалий. Вот и выходит, что цифра в 2 кг сильно завышена.

Передаётся ли микробиом по наследству

До сих пор можно встретить утверждение, что кишечная микрофлора передаётся по наследству. Всё якобы потому, что её состав формируется на внутриутробном этапе. Но специалисты заявляют, что от матери к ребёнку передаётся лишь часть бактерий. В основном же микробиота формируется у малыша в первые годы жизни. К четырём годам процесс обычно завершается, но на содержание микроорганизмов всё равно сильно влияют болезни, диета и другие факторы.

Влияние бактерий на работу мозга

Микробиом действительно может оказывать влияние на работу нейронов. Изменение микробиоты можно связать с депрессией, проблемами с памятью, аутизмом и некоторыми другими болячками.

Всё потому, что микроорганизмы внутри нас могут выделять химические вещества и отправлять сигналы в центральную нервную систему. Именно поэтому можно услышать настойчивые советы о необходимости увеличивать число полезных бактерий. Но учёные призывают не спешить — изменения в микробиоте могут быть и причиной, и следствием заболевания — пока это не очень ясно. Обзор мифов о микробиоте подготовили британские учёные Алан Уокер и Лесли Хойлс. Статья вышла в научном журнале Nature Microbiology.

Продукты для кишечника

А пока учёные точно не определились, что делать с бактериями, вернёмся к полезным привычкам, которые точно работают. Правильное питание же никто не отменял.

Вот что советуют есть, чтобы не нажить себе рак кишечника:

• продукты с высоким содержанием клетчатки;
  • яркие фрукты;
  • крестоцветные овощи;
  • лук и чеснок;
  • нежирные птицу, рыбу, а также бобовые и тофу;
  • цельнозерновые продукты.