Опубликовано 02 октября 2024, 07:00
3 мин.

Что делать, если страховая компания отказывает в выплате? Разъяснил юрист

Юрист Коняхин: можно проверить обоснованность отказа страховой компании. Автолюбитель, оформляя полис страхования, не подозревает, что его условия дают страховой компании большие возможности сократить размер выплаты или просто отказать в ней. Страховщики проворачивают подобное довольно часто. Порядком действий на такой случай с «Секретом фирмы» поделился практикующий юрист компании «Волан М» Виталий Коняхин.

Чтобы понять алгоритм действий в ситуации с отказом, страхователю необходимо уже при покупке полиса или внимательно ознакомиться с правилами страхования.

Причины отказа в возмещении ущерба

В первую очередь юрист посоветовал обратить внимание на те пункты договора, на основании которых страховщик вправе отказать в выплате ущерба:

  • нарушены сроки подачи документов;
  • неправильно оформлены документы по страховому событию;
  • действие полиса не распространяется на имевший место ущерб;
  • обстоятельства страхового случая не соответствуют заявленному событию.

Но, по словам собеседника «Секрета фирмы», страховые компании отказывают в урегулировании и по совершенно надуманным основаниям. Поэтому при наступлении страхового события нужно немедленно уведомить об этом страховщика по телефону.

«Большинство звонков в колл-центр записывается, поэтому следует сразу назвать номер страхового полиса, дату и время происшествия, детально описать всю ситуацию».

При обращении с заявлением об ущербе нужно собрать указанный в полисе перечень документов. Нелишним будет сделать и их копии.

После того как вы передадите документы страховщику, он может провести осмотр повреждённого имущества. По результатам автомобиль либо направят на ремонт, либо выплатят деньги.

Если страховщик отказывается оплатить ущерб

Сначала нужно от руки написать заявление на выдачу отказа. Отнесите его в страховую компанию, а себе сделайте копию.

Сроки оформления и выдачи письменного ответа обычно не превышают трёх дней. Когда это произойдёт, внимательно прочитайте его.

«Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на пункты действующего договора страхования».

Если вы не уверены в объективности страховщика, можно подать ему досудебное требование.

Срок рассмотрения претензии:

  • по ОСАГО — 10 календарных дней;
  • по каско — 30 дней.

При отрицательном ответе на досудебное требование страховщик направляет такой документ в письменной форме по адресу заявителя.

Где можно обжаловать отказ страховщика

Страхователь имеет право в течение трёх лет обратиться в службу финансового управляющего, который инициирует проверку обоснованности отказа страховой компании.

«Следует отметить, что пострадавший по убытку ОСАГО обязан подать заявление к управляющему вне зависимости от размера ущерба, а по риску каско — если сумма спора меньше 500 000 рублей».

Обращение о проверке в письменной форме нужно направить почтой по юридическому адресу финансового уполномоченного.

Вот что он сделает:

  • вынесет заочное решение по обращению страхователя в течение 15 рабочих дней;
  • мотивированное решение с результатами проведённой независимой экспертизы — в течение 25 дней.

Результаты вынесенного управляющим решения могут быть такими:

  • предложение страховщику урегулировать спор с пострадавшим и подписать соглашение о выплате;
  • отказ в осуществлении выплаты по обращению.

Можно ли оспорить вынесенное финансовым управляющим решение

Если уполномоченный подтвердил обоснованность отказа страховщика в осуществлении выплаты, вы имеете право обратиться с иском в суд по территориальной подсудности страховой компании.

«Вынесенное судом решение является обязательным к исполнению как службой финансового омбудсмена, так и страховой компанией».