Автоматизация налогов для малого бизнеса: для чего это нужно
Автоматизированная упрощенная система налогообложения для малого бизнеса в Москве работает около года. Она предназначена для предпринимателей и компаний, зарегистрированных в столице, имеющих численность сотрудников не больше пяти человек, с годовым доходом до 60 млн рублей. Редакция «Секрета фирмы» разобралась, как работает этот режим и как им воспользоваться.
Что такое автоматизированная упрощенная система налогообложения
Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) — это специальный режим налогообложения, при котором отчетность отменяется почти полностью, а налоги рассчитываются автоматически.
Эксперимент по внедрению АУСН стартовал 1 июля 2022 года. Экспериментальный режим доступен для предпринимателей в четырех регионах: Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане. Формально тестирование АУСН должно завершиться 31 декабря 2027 года, однако уже сейчас федеральные власти говорят о расширении режима на всю страну.
К настоящему моменту на АУСН уже перешли более 10 000 предприятий и индивидуальных предпринимателей. При этом 54% всех поступлений в региональные бюджеты по данной системе обеспечивает Москва. За год с начала эксперимента столичные предприниматели пополнили бюджет города на 114,3 млн рублей. Об этом ранее сообщал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Для кого предназначен режим
Бизнес, перешедший на АУСН, значительно упрощает себе жизнь: больше нет необходимости самостоятельно предоставлять декларации и отчеты в налоговую службу и готовить документы для внебюджетных фондов. Предприниматели также освобождаются от уплаты взносов за медицинское, социальное и пенсионное страхование своих сотрудников — эти расходы будут возмещены из бюджета.
Расчеты налогов по АУСН проводятся ежемесячно в автоматическим режиме: налогоплательщик получает уведомление о начислении через личный кабинет до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Платеж должен быть произведен до 25-го числа того же месяца.
Воспользоваться АУСН могут индивидуальные предприниматели и компании, в которых работает более пяти человек, включая как штатных сотрудников, так и тех, кто взаимодействует с организацией по договорам гражданско-правого характера (ГПХ). Все они должны быть налоговыми резидентами России, а расчёты с ними должны осуществляться в безналичной форме.
Годовой доход предприятия при этом не должен быть выше 60 млн рублей, а остаток на счетах — составлять не более 150 млн рублей. У компании не должно быть филиалов или обособленных подразделений, а ее расчетный счет должен быть открыт только в уполномоченных банках, список которых доступен на сайте Федеральной налоговой службы.
При этом предприятие может быть зарегистрировано в любом из регионов, где проходит эксперимент, и вести торговую деятельность в других субъектах РФ.
Особенности АУСН: что выигрывает предприниматель
Москва — несомненный лидер в применении экспериментального налогового режима. В столице действует более 878 000 малых и средних предприятий, и именно столичные предприниматели активнее других пользуются новой возможностью.
По разным оценкам экспертов, внедрение АУСН стало серьёзным стимулом развития малого и среднего предпринимательства, удачно вписавших в линейку других мер поддержки, доступных для малых и микропредприятий Москвы, ведь именно вопрос налогового администрирования для этой категории предпринимателей один их самых болезненных. Необходимость оплаты труда бухгалтера, составления и проверки отчетности и другие издержки отнимают у маленьких компаний массу ресурсов и для многих становятся препятствием к открытию бизнеса или основанием для решения его закрыть.
Возможность автоматизации отчетности позволила многим компаниям существенно сократить издержки, связанные с налоговым администрированием, а предприятия стали смелее наращивать обороты и больше вкладывать в развитие. Для тех же, кто только задумывается о создании собственного дела, появился дополнительный аргумент в пользу такого решения.
Еще более значимое преимущество — нулевые ставки по страховым отчислениям за персонал. И хотя в целом ставки в системе АУСН чуть выше, чем в обычной «упрощенке» — 8% при начислении налога с доходов и 20% при выборе режима «доходы минус расходы» против 5% и 15% соответственно, для многих именно льгота по страховым платежам становится ключевым аргументам в пользу выбора автоматизированного режима.
Экономисты обращают внимание, что применение режима не избавляет предпринимателей от ведения учета совсем: ряд операций все равно придется производить самостоятельно, однако трудозатраты при использовании автоматизированного и обычного режимов в любом случае несоизмеримы.
В качестве недостатка АУСН можно назвать невозможность его комбинирования с другими налоговыми режимами, тогда как широко применяемый малыми предприятиями УСН допускает такую возможность.
Расширение применения АУСН
Результаты эксперимента, проходящего в четырех регионах, высоко оценивают в правительстве, и уже сейчас рассматривают возможность расширить географию применения АУСН и сделать его доступным для бизнеса по всей России.
«Спецрежимом воспользовались более 7000 налогоплательщиков, и по результатам этого эксперимента мы будем рассматривать распространение его на все остальные регионы», — заявлял ранее глава министерства финансов России Антон Силуанов.
Положительно на инициативу расширения АУСН смотрят не только в министерстве финансов, но и в Федеральной налоговой службе — там полагают, что расширение эксперимента будет полезно для регионов, и склоняются к тому, чтобы дать субъектам РФ возможность самостоятельно решать, применять ли такой режим.
Недавно предложение расширить географию АУСН было озвучено первым заместителем председателя правительства России Андреем Белоусовым в рамках пакета мер, который должен лечь в основу масштабного национального проекта по поддержке малого и среднего бизнеса.
В качестве целевых показателей проекта называется увеличение выручки на одного работника МСП, повышение «продолжительности жизни» малых компаний, усиление привлекательности сектора МСП для молодежи и создание более диверсифицированной структуры МСП.
В числе озвученных вице-премьером мер также назывались: расширение доступа МСП к мерам финансовой поддержки, расширение экспериментального налогового режима для сферы общественного питания (когда предприятия с выручкой свыше 2 млрд рублей освобождаются от НДС), и «сближение» режимов для самозанятых и индивидуальных предпринимателей.