Эксперт по публичным выступлениям Спевак раскрыла приёмы, которые помогут отстоять свою позицию в любом споре. Этот навык может пригодиться как в личной жизни, так и в профессиональной сфере. И дома, и на работе мы сталкиваемся с необходимостью убедить в чём-то собеседника, но часто неумелый спор заканчивается открытой конфронтацией или скандалом. Как правильно спорить, а с кем не стоит и начинать, «Секрету» рассказала эксперт по публичным выступлениям Лидия Спевак.
Когда не нужно вступать в спор
Прежде чем вступать в любую полемику, важно помнить простое правило: «В споре рождается истина». Именно достижение оптимального решения или верного ответа должно быть главной целью любого спора. Если задача одного из оппонентов — убедить другого любой ценой, если он не готов слушать собеседника, вникать в его аргументы, пересматривать свою точку зрения, то такой спор лучше не начинать.
Вот несколько «красных флагов», которые помогут уберечь себя от бессмысленной полемики:
- Если оппонент — фанатик. Адепты теорий заговоров, сторонники плоской Земли и других антинаучных концепций, как правило, не готовы признавать никакие доводы противоположной стороны. Не стоит тратить на них энергию.
- Если у вас нет аргументов. В полемике недостаточно высказать своё мнение, его нужно ещё и обосновать. Подумайте, чем вы можете подкрепить собственную точку зрения: жизненный опыт, факты и логические выводы.
- Если не умеете контролировать свои эмоции. Для эмоционального человека может быть сложно сохранять самообладание. Но это необходимо для того, чтобы спор не превратился в скандал.
Как убедить собеседника
Если вы всё-таки решили вести полемику, то важно придерживаться нескольких правил, которые помогут отстоять своё мнение и сделать это максимально экологичным способом:
Используйте факты
Без фактов и подтверждённых данных доказать свою позицию очень сложно. Иногда лучше отложить обсуждение и подготовиться: запастись статистикой, привести в пример данные из авторитетного источника, провести опрос.
Обратитесь к жизненному опыту
Приводите примеры, когда эта точка зрения подтвердила себя на практике. Вы можете использовать как личный опыт или опыт ваших знакомых, так и общеизвестные истории из открытых источников. Важно ссылаться только на те данные, которые можно перепроверить и подтвердить.
Ссылайтесь на авторитеты
У каждого человека есть люди, к чьему голосу они готовы прислушиваться. Старайтесь делать отсылки к мнению тех людей, которые являются авторитетом для вашего оппонента. Это могут быть как ваши общие знакомые, так и известные личности: звёзды, политики, деятели культуры и науки.
Предлагайте оппоненту убедиться самому
Знания, полученные на собственном опыте, — самые надёжные. Подумайте, как ваш собеседник может испытать то, в чём вы его хотите убедить, и предложите ему это: «Вы можете лично убедиться в этом, если…»
Ссылайтесь на прошлый опыт самого оппонента
Напомните собеседнику о какой-то ситуации из его жизни, когда он поступал по-вашему и остался в плюсе. Важно сначала получить от человека подтверждение, что он помнит саму историю, а уже потом ссылаться на неё в контексте вашего спора.
Делайте отсылки к нормам, принятым в обществе
Ссылайтесь, где это уместно, на действующие в стране законы, обычаи, традиции, стереотипные суждения, даже на народную мудрость, выраженную в пословицах и поговорках.
Внимательно слушайте оппонента
Вы сможете многое взять из его речи для отстаивания собственной позиции:
- Используйте принцип хамелеона. Повторяйте один-в-один слова оппонента, а дальше применяйте конструкцию «Да…, но…» и «Да… и…», чтобы перевести разговор в своё русло.
- Ловите слова-маркеры оппонента. Это неоднократные повторы или эмоциональные выделения голосом конкретных слов. Они помогут понять ключевые ценности оппонента. Не пытайтесь как-то принизить их значимость. Наоборот, ссылайтесь на них в своей аргументации.
Работайте с аргументами и контраргументами оппонента
Сегодня существует огромное количество фейковой информации, поэтому очень важно заниматься фактчекингом и перепроверять любой источник на авторитетность и достоверность.
Не переходите на личности
В любом споре важно критиковать точку зрения оппонента, а не самого человека. Не допускайте таких фраз, как: «Да кто вы такой», «Кто бы говорил!» «Ну, конечно, с вашим-то уровнем образования…» и т. д.
Если слышите подобные высказывания от собеседника, сохраняйте самообладание и старайтесь вернуть дискуссию в правильное русло.
С этим можно работать при помощи следующих фраз:
- «Как это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем».
- «Давайте не переходить на личности, а говорить по существу».
- «Давайте уважать другу друга. Иначе мы не сможем конструктивно поговорить».
Всегда оставляйте себе пространство для манёвра
Иногда доводы заканчиваются и хочется перейти к ультиматуму. Но это тупиковая ветвь. Как только вы чувствуете: «Если сейчас я скажу эту фразу, мне останется только одна дорога», — остановитесь. Не загоняйте себя в колею.
Не произносите такие фразы, как: «Тогда я увольняюсь», «Я подам на вас в суд!», «Всё, я развожусь!» и прочее. Лучше возьмите паузу, скажите, что вам надо подумать, как решать ситуацию дальше, и уходите. Вы обязательно найдёте нужный аргумент позднее. И сохраните свою репутацию как сдержанного и ответственного за свои слова человека.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Michał Mancewicz, Unsplash License, freepik, jcomp