Выяснилось, как сделать ребёнка более внимательным
Родители школьников часто жалуются, что их дети невнимательны. Мол, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» Виктория Ефимова объяснила, что всё иногда проблемы связаны с незрелостью слуховой системы. А иногда у детей всё нормально, просто им сложнее сосредотачиваться на не очень интересной информации, чем взрослым.
Чаще всего детская невнимательность связана именно со слуховой информацией. Эксперт объяснила, что слуховая система человека устроена очень сложно. Это не только уши, но и огромное количество путей и центров в мозге.
Так что если ребёнок что-то не слышит — это не потому, что у него нарушен слух. Просто в некоторых случаях часть информации может искажаться или теряться.
Это происходит из-за функциональной незрелости слуховой системы. «Чаще всего это случается с теми детьми, которые перенесли внутриутробную гипоксию. Слуховая система активно развивается еще до рождения ребёнка, и она очень чувствительна к недостатку кислорода. Из-за гипоксии больше всего страдают скоростные характеристики обработки слуховой информации, а также способность воспринимать речь в шуме», — рассказала эксперт.
В дошкольном возрасте таким детям не нравится слушать книги, у них часто бывают логопедические проблемы. А дети школьного возраста могут просто не откликаться, когда к ним обращаются, плохо запоминают инструкции, не могут быстро определить, откуда доносится звук, часто переспрашивают «что?», а потом отвечают, в шуме становятся более рассеянными.
А иногда дело ни в каком не в мозговом слухе — ребёнку просто неинтересно ваше бубнение.
«Иногда трудности с восприятием слуховой информации становятся заметны у ребёнка только с началом обучения в школе. Причём, если ребёнок занимается один на один с логопедом или репетитором, проблемы со слуховым вниманием могут не проявляться», — рассказала она.
Психофизиолог рассказал, что это объясняется «эффектом вечеринки с коктейлем». Даже на самом шумном празднике или концерте мы можем слушать человека, с которым разговариваем, — даже если его голос значительно тише, чем другие звуки. А вот слушать неинтересную информацию сложно. Ради неё мозг не «приглушает» остальные звуки.
«Детям, у которых плохо работает слуховая система мозга — тем самым, которые все пропускают мимо ушей, — надо приложить настоящие волевые усилия, чтобы услышать учителя, сосредоточиться на его голосе», — пояснила она.
И вообще, кричать на такого ребёнка и требовать, чтобы он был повнимательнее, почти бесполезно. «Поверьте, дети и так делают всё, что могут. Просто им приходится тратить на это значительно больше энергии, чем другим ученикам. Они устают — и из-за этого способность к обучению ещё больше снижается», — сказала Ефимова.
Вот что делать, если ваш ребёнок сталкивается с проблемами с вниманием и слухом:
- учите ребёнка опираться на зрительную информацию — ему будет проще читать задание, чем слушать;
- в учебных классах нужно свести к минимуму уровень реверберации — «эхо» ещё больше затрудняет восприятие речи;
- дома во время выполнения уроков не должен фоном работать телевизор;
- в классе ребёнку будет легче воспринимать информацию на слух, если он будет сидеть напротив учителя, а не сбоку;
- читайте ребёнку книги, даже если он не любит слушать;
- отведите его на занятия музыкой и танцами — это помогает развитию слуховой системы;
А ещё есть специальные аппаратные аудиотренинги, которые улучшают работу слуховой системы: метод Альфреда Томатиса, TLP, inTime и другие. Эти тренинги эффективны как для детей, так и для взрослых.
Ранее родителям объяснили, когда ребёнку можно говорить правду про Деда Мороза. Такую информацию ваше чадо точно не пропустит мимо ушей.