secretmag.ru
Опубликовано 21 декабря 2022, 22:35
12 мин.

Один большой стресс. Как 2022 год отразился на психологическом здоровье россиян

Уходящий год можно охарактеризовать по-разному, но несомненно одно — простым он не был. Миллионы россиян оказались перед тяжёлым моральным выбором. Сотни тысяч вынуждены были покинуть родные места и коренным образом изменить свою жизнь. И очень, очень многие столкнулись с колоссальным стрессом, подогреваемым новостями. Всё это не могло не привести к росту обращений к психологам и даже психиатрам с обострившимися и давно откладываемыми вопросами. На какие проблемы чаще всего жаловались россияне в 2022 году — «Секрет» спросил у специалистов.

Больше, чаще, сильнее

В стабильные времена у обычных людей хватает своих проблем. Кредиты, работа, семья, общественная жизнь — всё это требует значительных сил, времени и денег.

Но в 2022 году россиянам пришлось решать совсем другие, зачастую более глобальные задачи: уезжать из России или оставаться, говорить или молчать, ссориться с друзьями и близкими или принять их взгляды на мир. Плюс закрывающиеся границы, ужесточившиеся законы, взлетевшие цены и тревожащий новостной фон.

В итоге для многих на первый план, потеснив все прочие цели и проблемы, вышла необходимость придержать улетающую «крышу» и не сойти с ума во всём происходящем. Оценив своё состояние и уровень стресса, к психологам в этом году пошли даже те, кто раньше отрицал, что ему нужна помощь.

Благо два года пандемии подготовили для этого благодатную почву, истощив моральные ресурсы.

Евгений Гиберт
психотерапевт

2020 и 2021 год прошли под знаком пандемии, людей накрывал страх за свою жизнь и жизнь близких, росли панические настроения из-за неуверенности в завтрашнем дне. К началу 2022 года с отменой ковидных ограничений эти фобии стали отступать. Но почти сразу началась спецоперация, и мы снова увидели резкий всплеск обращений. Посещение психологов возросло в несколько раз, причём я наблюдаю, что увеличивается доля тех, кто обращается к узкоспециализированным специалистам — психотерапевтам и психиатрам.


Марина Ионычева
дипломированный психолог, гештальт-терапевт

Весь 2022 год как один большой стресс. Можно говорить о нескольких волнах обострения и стабилизации психического состояния людей: резкий кризис в феврале-марте, затем относительно спокойный период летом и новая волна паники после 21 сентября, которая к Новому году также затихает.


По словам опрошенных «Секретом» специалистов, общей статистики по тому, насколько чаще россияне начали обращаться к психологам, нет и не предвидится. Очень многие специалисты работают в частном порядке и никуда не передают такие данные. Но судить о тенденции можно и по личным наблюдениям, и на примере отдельных сервисов.

Например, по данным платформы по подбору онлайн-психологов Alter, за январь — ноябрь 2022 года количество сессий с психологами выросло на 66% относительно того же периода прошлого года, а количество клиентов выросло на 50%. А в начале частичной мобилизации (с 21 сентября по 12 октября) количество людей, обращавшихся за психологической поддержкой, взлетело на 74% год к году.

При этом аналитики платформы отмечают в своём исследовании (есть в распоряжении «Секрета»), что обычно пик спроса на подобные услуги наблюдается спустя несколько недель после кризисных событий. Это связано с тем, что сначала люди всё-таки решают самые насущные из возникших проблем, а потом уже обращаются за психологической поддержкой.

Светлана Камелева
руководитель департамента психологической поддержки ВСК

Сложно выделить определенные периоды обострений и стабилизации, поскольку слишком много травмирующих событий следовало друг за другом через непродолжительные промежутки времени. Но если говорить о динамике реагирования людей на психотравму, то обращаемость к специалистам возрастает спустя 1,5–2 месяца после начала воздействия стрессора. К этому моменту компенсаторные возможности организма и психики заканчиваются и возникает потребность посетить специалистов: невролог, психолог, психотерапевт или психиатр.


Вырос и спрос на психологов среди работодателей, отмечают в том же исследовании аналитики сервиса поиска работы HeadHunter. В конце сентября — начале октября на ресурсе публиковали в среднем в полтора-два раза больше вакансий штатного психолога, чем год назад. А компании стали чаще указывать наличие корпоративного психолога или психологической помощи сотрудникам в списке бонусов работы.

Но обычно корпоративные психологи становятся только первым шагом для тех, кто всерьёз обеспокоился своим ментальным здоровьем. Дальше люди либо успокаиваются, либо идут в личную терапию. И судя по словам специалистов, в этом году у многих россиян были схожие проблемы и запросы.

Депрессия и тревожность

Среди общих тенденций, которые отмечают опрошенные эксперты, можно выделить уже упомянутый взлёт депрессивных состояний.

Клинический психолог Ирина Савельева отметила, что в первую очередь у её клиентов наблюдался такой симптом, как ангедония — неспособность получать удовольствие от привычных вещей.

Екатерина Фёдорова
психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги

Главной темой запросов стала повышенная тревожность, возникающая в ситуации неопределённости. То есть люди переживают не только из-за своего будущего и своей карьеры, но и мирового устройства в целом. И такое состояние их сильно фрустрирует. К сожалению, зачастую клиенты приходят, чтобы просто снять симптом, а не решить проблему. С запросом снять симптомы повышенной тревожности обращается много людей, но тех, кто готов более серьёзно поработать со своей личностью, как был малый процент, так и остался.


Михаил Валуйский
врач-психиатр, психотерапевт

Рост пациентов с тревожными расстройствами был в январе, когда объявили о начале военных учений. Затем, в феврале, наблюдался спад обращений с любыми диагнозами. Я это связываю с тем, что люди были внутренне сосредоточены и сконцентрированы на принятии решений.

Так прошли первые несколько недель после 24 февраля, а затем снова пошел рост людей с тревожными расстройствами. Летом, устав жить в постоянной тревоге, истощив силы, люди стали чаще обращаться с депрессиями. Осенью снова выросли тревожные, обсессивно-компульсивные расстройства.


Евгений Гиберт
психотерапевт

Все испытывают примерно одинаковый спектр эмоций. Это неуверенность в завтрашнем дне, страх за себя, детей, страх смерти от ядерной войны и т. д. Особенность психических проблем этого года в том, что если раньше испытывающие тревогу и неуверенность люди проявляли свои эмоции — открыто возмущались и нервничали, то сейчас погрузили переживания внутрь себя. Психика не выдерживает — и это выливается в депрессию, панические атаки. Внешне это может проявляться в виде головной боли, подавленности, неконтролируемой агрессии, высокой тревожности.

Усложнились внутрисемейные отношения из-за отъезда одного из супругов за границу, потери работы, снижения семейного дохода и других проблем. Постоянное муссирование в голове тревожных мыслей приводит к ухудшению сна, аппетита, сексуальным проблемам. Некоторые признаются, что их не раз посещали суицидальные мысли.


Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/[Ricardo Gomez Angel](https://unsplash.com/photos/CVSzSlmS8l0), [Damir Samatkulov](https://unsplash.com/photos/x7JIZ8XEyGM), [Saad Chaudhry](https://unsplash.com/photos/YNM4KStg78I), [Unsplash License](https://unsplash.com/license)

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Ricardo Gomez Angel, Damir Samatkulov, Saad Chaudhry, Unsplash License

Психолог школы психологических профессий «Психодемия» Софья Иванова отметила, что жалобы на повышенную тревогу встречались практически у каждого первого клиента в этом году. Среди причин такой тревоги она выделяет несколько групп.

  • Личностный кризис. Это когда по-старому невозможно жить, а по-новому — неизвестно как. Политический контекст выбил многих из привычной рутины, кого-то с работы или из страны. Это провоцирует поиск новых смыслов, целей и будущего. Нельзя назвать это единственной причиной личного кризиса, но его приближение ситуация значительно ускорила.
  • Неумение обращаться с собственными эмоциями. Часть клиентов обращаются с жалобой на тревогу, которая под собой скрывает массу других чувств — злость, разочарование, отчаяние и бессилие. Людям, которые не умеют распознавать, выражать и обходиться с эмоциями, сейчас особенно трудно. В обычное время, они, скорее всего, не пошли бы к психологу. Но сейчас психика не успевает справляться и обрабатывать события, эмоции подавляются, и человеку становится трудно жить.
  • Обострение проблем в отношениях. Любые внешние кризисы добавляют напряжения, а оно выливается в конфликты с близкими. Если раньше в паре было недопонимание, то теперь, когда уровень неопределённости вырос и необходимо быстро принимать решения, конфликты становятся ярче.
  • Проблемы вынужденно иммигрировавших людей, адаптация в новом месте (об этом ниже).

Развал личности

Грусть и тревога, конечно, малоприятные состояния, но далеко не самые опасные — если их, конечно, не запускать. Гораздо больше опасений у специалистов вызывает тот факт, что многие из их клиентов в этом году пережили мощный удар по собственной идентичности.

В один не прекрасный момент россияне проснулись в новом мире, где отношение к ним резко поменялось. В результате одни впали в самообвинение и самобичевание, а другие сильно задумались, с кем и чем они себя теперь ассоциируют.

Ирина Савельева
клинический психолог

Самая, пожалуй, яркая для меня тенденция — «обвал» идентичности. Как на поверхностном уровне (личные границы, восприятие себя и других), так и на более глубинных (личная этика, базовые установки о себе и мире, и т. д.). И вот тут сочетание с тревогой для меня превращается в философский вопрос «курицы и яйца» — что из этого первично?

С весны идёт волна, сравнимая с крепким таким цунами. Человек может прийти совсем с другим запросом, но чуть ковырнешь — а там идентичность либо развалена, либо в процессе неконтролируемой, но значительной трансформации, и внутренне опереться человеку почти не на что.


Постоянно обсуждаемый вопрос личной и коллективной ответственности, разрыв контактов и охлаждение отношений с друзьями и близкими — всё это понемногу размывает те опоры, на которых человек привык выстраивать своё «Я», отметили эксперты. И тогда человек идёт к специалистам в попытке снова найти себя. Но разовым обращением такая проблема не лечится — могут потребоваться месяцы, а то и годы работы.

В отрыве от корней

Отдельный большой блок клиентов, которым в 2022 году потребовалась помощь специалистов, — это российские эмигранты. Многие из них весной и осенью буквально бежали в другие страны, спасаясь от реальных и мнимых опасностей, даже если раньше они никогда не задумывались о такой перспективе.

Тоска по родине, страх перед неизведанным, стресс от необходимости срочно решать гигантский объём связанных с переездом задач, тревога о близких, о карьерных перспективах, об отношении со стороны местных — вот лишь неполный список проблем, с которыми обращались к психологам релоканты. Все они вызывали у людей «сопутствующие им эмоциональные состояния: гнев, отчаяние, вину, страх, апатию», отметила Марина Ионычева.

При этом довольно часто эмиграция обнажает и другие скопившиеся проблемы. Довольно часто страдают отношения с близкими, особенно в паре. Одна только тема «уезжать в стране или оставаться» может потянуть за собой всё остальное: а планируем ли мы жениться, рожать детей, по какому критерию выбирать место, где жить. Если отношения не близкие, токсичные, то пара не справится с этим вызовом самостоятельно, отмечает Софья Иванова.

Софья Иванова
психолог школы психологических профессий «Психодемия»

Новая идентификация, страх за будущее, поиск новых связей, общение с родственниками, которые остались, — частые жалобы на консультациях. Отдельно стоит выделить здесь трудности в новых отношениях. Из-за быстрой иммиграции отношения заводятся в суперускоренном режиме. И теперь вместо того, чтобы встречаться несколько месяцев и ходить на свидания, пара решает жить вместе и снимать квартиру, так как это помогает выжить. Проблемы быта настигают раньше положенного — в самом начале отношений, — и это сбивает с толку двоих.


До психиатрии один шаг

В этом году многие россияне пошли к психологу впервые. Но не менее тяжело пришлось тем, у кого уже были ментальные проблемы. Из-за влияния стресса у таких людей обострились их заболевания, что добавило работы не только психологам, но и психиатрам.

По словам руководителя департамента психологической поддержки ВСК Светланы Камелевой, первенство среди обращений занимают нервные расстройства, которые могут спровоцировать различные функциональные нарушения и сбои в организме.

Светлана Камелева
руководитель департамента психологической поддержки ВСК

Самые частые причины таких состояний — длительно протекающие стрессы, перенапряжение, последствия тяжелых травм и заболеваний, употребление психоактивных веществ, дефицит микро- и макроэлементов, а также личностные особенности человека в виде высокой восприимчивости, мнительности, тревожности и внушаемости.


По личному рейтингу Светланы, чаще всего клиенты обращались со следующими проблемами:

  • панические атаки;
  • тревожно-фобические расстройства (страх определенных ситуаций и/или объектов);
  • бессонница;
  • ослабление когнитивной сферы, а именно — снижение памяти и внимания, истощаемость, сложности сосредоточения и концентрации, уменьшение темпа деятельности;
  • обсессивно-компульсивные расстройства, навязчивости — вынужденно повторяющиеся действия и/или мысли, которым человек не в силах сопротивляться.

Вместе с тем люди, у которых раньше в голове был диссонанс между реальностью и собственными мыслями, в 2022 году неожиданно оказались порой даже устойчивее здоровых. По словам психолога Ирины Савельевой, тревожность таких людей наконец получила стопудовое подтверждение и оправдание из-за общей ситуации.

И это неожиданно сработало на некую гармонизацию. Легче, возможно, не стало, зато у этих людей появилось оправдание перед самими собой: это не я сломался, это мир такой.

Дальше будет хуже?

Ментальное здоровье российского общества в 2022 году было не на высоте, констатируют специалисты. При этом некоторые факторы, которые прямо сейчас воздействуют на россиян, имеют отложенное влияние и аукнутся ещё спустя несколько месяцев, уже в 2023 году. Своим психологическим здоровьем прежде всего рискуют жители районов СВО, мобилизованные, их родные и близкие.

Светлана Камелева
руководитель департамента психологической поддержки ВСК

Выраженный «бум» посещаемости мы наблюдаем спустя 6–8 месяцев после начала воздействия стресса. Именно на этом сроке начинает развиваться затяжная тяжелая реакция на травмирующие события или Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое особенно характерно для участников военных действий.

Выраженных периодов стабилизации в ближайшее ждать не стоит, ведь для этого необходимо прекращение действия мощного стрессового триггера.


Психолог Екатерина Фёдорова также считает, что мобилизация как повод обращения к психологу ещё не закрыта. Эксперт прогнозирует, что в будущем вырастет число обращений за психологической поддержкой от тех, кто вернётся домой после участия в боевых действиях.

Что можно сделать, если до психолога не дойти?

Понятно, что в идеальном мире у каждого человека есть личный парикмахер и личный психолог, к которым он может принести свою голову, обозначить задачу и довериться умениям профессионала. В реальности возможность посетить специалиста есть далеко не у всех — это и затратно, и не всегда доступно.

Для тех, у кого вопрос психолога исключительно дистанционный, уже давно развиваются различные онлайн-сервисы и консультации. Остальным приходится либо копить деньги, либо забивать на собственное ментальное здоровье, либо искать способы поддержать себя самостоятельно.

Психологи дали ряд общих рекомендаций, как снизить уровень стресса и необходимость обращаться к ним в не слишком запущенных состояниях.

  • Лидером в списке рекомендаций ожидаемо стал совет меньше читать новости. Компульсивное бесконтрольное поглощение любых новостей — аналог компульсивному перееданию. Это разрушает изнутри. Если без новостей никак, выделите на это ограниченное время в день.
  • Больше занимайтесь нецифровыми делами, то есть не связанными с экраном телефона/компьютера/телевизора. Это тоже своего рода зависимость, которая может усугублять состояние тревожности или апатии.
  • Вместо этого занимайтесь тем, что приносит удовольствие, что вдохновляет. Это могут быть телесные активности, легкая физическая нагрузка, массаж, ароматерапия, ванна, прогулки на свежем воздухе.
  • Будьте внимательны к своему состоянию, прислушивайтесь к потребностям. Если хочется лежать под одеялом — лежите и не ругайте себя за отсутствие социальной жизни. Если отношения заряжают энергией — значит, ищите встреч с людьми.
  • Не держите эмоции в себе. Можно уединиться, и если хочется плакать, плачьте, кричать — кричите. Главное — дать выход напряжению и негативу.
  • Не пренебрегайте подпиткой изнутри — витамины, микро- и макроэлементы будут мощной поддержкой для нервной системы и мозга. Посоветуйтесь с лечащим врачом, пусть он даст необходимые рекомендации.
  • Не сидите на строгих диетах. В стрессовых ситуациях мозгу как никогда необходимо полноценное питание и строительный материал. Но старайтесь есть меньше обработанных продуктов, трансжиров и чистого сахара — они пагубно влияют на здоровье.
  • От тревожных мыслей может отвлечь освоение чего-то нового — вождения автомобиля, нового языка и т. д. Попробуйте медитацию.
  • Если привычные способы не помогают почувствовать себя лучше — не откладывайте обращение к психологу или психотерапевту. В некоторых случаях потребуется лекарственная терапия.

Ну и в целом, отмечают психологи, что бы ни происходило в мире, нельзя забывать, что из любой ситуации есть выход. Иногда мы его не видим или отказываемся видеть, и тогда наша тревожность только растёт, а психологическое состояние усугубляется. Не оставайтесь одни — поддержка близких не менее важна, чем помощь специалистов.

Особенно это актуально накануне Нового года. И если верна примета, что как встретишь его, так и проведёшь — лучше вступить в 1 января с прочищенной головой, миром в семье и каким-никаким душевным спокойствием. Оно вам ещё ой как пригодится.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Victoria Volkova, Milad Fakurian, Annie Spratt, Saad Chaudhry, Unsplash License