Молчание не золото. Родителям назвали поводы отвести ребёнка к логопеду и неврологу
Невролог Чутко рассказал, что молчаливого ребёнка стоит отвести к врачу, если он плохо понимает речь. Речь присуща только человеку и безумно важна для него. Речевые навыки начинают развиваться с самого младенчества, когда дитя попадает в среду общения людей друг с другом. Поэтому если ребёнок, мягко говоря, молчалив, то это повод задуматься. Об этом предупредил профессор, невролог, психотерапевт и руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека РАН Леонид Чутко.
По словам эксперта, нормальное речевое развитие лежит в основе не только коммуникаций, но и интеллекта, психики, эмоций, поведения. А при нарушении речи ребёнок попросту не может сформулировать свои желания и потребности и донести их. Что уж говорить о банальном общении.
Именно поэтому так важно вовремя выявить нарушения речи. Сейчас есть много способов своевременно помочь ребёнку избежать многих осложнений в развитии.
Бывает так, что чадо всё понимает, но немногословен, хоть его сверстники болтают уже без умолку. Но лечение и коррекция тут не требуются. Врач пояснил, что если малыш двух с половиной лет произносит лишь отдельные слова, а в три года говорит отдельными словосочетаниями, но не фразами, то это ещё не страшно.
«Это наиболее благоприятный вариант, который соответствует более ранней фазе развития. Но обязательно при этом, чтобы ребёнок понимал обращённую к нему речь в соответствии с возрастом, нормально психически развивался, коммуницировал с окружающими и у него не было выраженной сопутствующей патологии», — обратил внимание Чутко.
В целом определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития иногда непросто, но очень важно. Потому если есть сомнения, то лучше на всякий случай проконсультироваться с логопедом и детским неврологом.
Перед тем как обращаться к неврологу, понаблюдайте за ребёнком. Например, играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
Также убедитесь, хорошо ли понимает ребёнок речь, когда к нему напрямую обращаются без указаний пальцами или жестами. Можно ещё проверить, как ваше чадо слышит вас, ведь без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
И хоть все индивидуальны, всё же есть некоторые общие признаки для каждого возраста малышей, когда об их речевом аппарате стоит волноваться:
- В 1 год — карапуз мало лепечет. То есть не повторяет простые слоги «ма-ма, ба-ба», не понимает простых вопросов («где папа?», «где ляля?»), не выполняет простых инструкций.
- В 1,5 года — ребёнок не понимает простых слов: своего имени или названий окружающих предметов; не способен выполнить простейшие просьбы: «возьми», «дай».
- В 2 года — ребёнок произносит отдельные простые слова («мама», «баба»), не пытается повторять слова, не использует словосочетания, не выполняет простых просьб, не указывает по просьбе на части тела, известные ему предметы.
- В 2,5 года — ребёнок не знает названий окружающих предметов и частей тела; не может по просьбе показать на знакомый предмет, не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай чашку»). К тому же его нелегко понять.
- В 3 года — малыш не говорит простых предложений, не различает события в прошлом или будущем времени. Его речь всё ещё неразборчива и непонятна для окружающих.
В более старшем возрасте признак задержки речевого развития — если речь ребёнка сильно отличается от речи сверстников, отметил профессор Чутко. Ещё один тревожный звоночек — трудности чада в обучении чтению и письму.
В целом причин нарушения речевого развития достаточно много, зачастую это сочетание нескольких различных факторов. Например, ещё при беременности у будущей мамочки случились тяжёлый токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, интоксикации, травмы. Повлиять могут и патология во время родов — родовая травма или асфиксия, а также наследственные и социальные факторы. Влияют на развитие ребенка и тяжёлые заболевания в первые годы жизни, а также черепно-мозговые травмы.
Но есть родители, которые настаивают, что водить по врачам плохо говорящего ребенка — лишняя трата времени и денег. Мол, проблема с возрастом разрешится сама собой, малыш просто перерастет её. Только это худшая тактика, заверил Чутко.
«Да, с опозданием речь появляется, но словарный запас всё равно останется бедным. В школе эти дети будут делать ошибки при согласовании частей речи в падеже, числе и роде (семь карандашов, не стулья, а стулы, например), испытывать трудности при описании порядка событий во времени, опускать в речи приставки или суффиксы», — отметил медик.
Так что своевременная помощь специалиста всегда принесёт свои плоды. Или, по крайней мере, родители будут точно знать, какие у их чада присутствуют проблемы и как с ними жить, чтобы в дальнейшем это не отразилось во взрослой жизни.