Как проявляется сексизм в российских компаниях
Ты — женщина, и этим не праваВ большей или меньшей степени сексизм на работе проявляется во всех странах мира, как бы ни боролись законодатели за равенство полов. Причём, согласно исследованию аудиторской компании Grant Thornton International, в России, например, самая высокая доля женщин в руководстве — 43%. Для сравнения: в Соединённых Штатах и Испании — 22%, В Дании, Индии и ОАЭ — 14%, в Японии — 9. Отчёт Catalyst показал, что процент женщин на руководящих должностях растёт, но медленно, поэтому глобально равенства получится достичь не раньше 2060 года.
В большей или меньшей степени сексизм — предвзятое отношение к людям определённого пола (как правило, женского) — на работе проявляется во всех странах мира, как бы ни боролись законодатели за равноправие. Согласно исследованию аудиторской компании Grant Thornton International, в России самая высокая доля женщин в руководстве — 43%. Для сравнения: в Соединённых Штатах и Испании — 22%, Дании, Индии и ОАЭ — 14%, Японии — 9%. Отчёт Catalyst показал, что процент женщин на руководящих должностях в мире растёт, но медленно, поэтому глобально равенства получится достичь не раньше 2060 года.
Несмотря на успех некоторых стран по этому показателю, страдает другой — женщины получают меньшую зарплату по сравнению с коллегами-мужчинами на аналогичных, даже руководящих должностях. По данным отчёта The Global Gender Gap Report 2015 Всемирного экономического форума, в России этот разрыв составляет 30% — страна занимает 53-е место по уровню зарплатного неравенства.
Стереотипы есть не только у работодателей, но и у самих сотрудниц: GedHunter выяснил, что зарплатные ожидания женщин в России в среднем на 20–30% ниже, чем у мужчин. Опрос «Левада-центра» показал, что только 56% россиян хотят, чтобы женщины занимали высшие государственные посты наравне с мужчинами. 48% согласились, что продвижения по службе мужчинам добиться легче, а 54% вообще уверены, что мужчины в принципе способнее: в работе, зарабатывании денег и обучении.
В реальности участие женщин в бизнесе способно не только улучшить его состояние, но и поднять уровень всей экономики. Credit Suisse Research Institute выяснил, что компании с высоким процентом женщин в менеджменте демонстрируют более высокие показатели доходности, рентабельности и позиций на рынке. Сотрудники организации Mumpreneurs UK подсчитали, что 300 000 мам-предпринимательниц ежегодно обеспечивают экономику Великобритании около 7,4 млрд фунтов. «Секрет» узнал, с какими стереотипами женщины в России сталкиваются на работе и в бизнесе и как с ними мирятся или борются.
В моей карьере был случай, когда мне предложили занять место уволившегося коллеги. Всё бы ничего, но все условия компенсации (зарплата, бонусы и оплата обедов) сократили на 35%. Коллега, на чьё место я претендовала, был моим близким другом, поэтому я знала условия его труда, о чём и сообщила руководителю, который предложил мне должность. Удивило меня не то, что компания поменяла условия (они имеют на это право), а реакция руководителя, который без тени смущения ответил: «Ну ты же девочка». Разговор был окончен, как говорила Тося: «С такими я не танцую».
У меня аналитический склад ума. Я училась в математическом классе, потом окончила Московский авиационный институт по специальности «комплексная защита объектов информации» и всегда работала в «мужских» сферах: была программистом, продавала автомасла. Потом устроилась в компанию, которая занимается установкой систем видеонаблюдения, наработала клиентскую базу и три года назад начала собственный бизнес.
Сейчас я генеральный директор компании, мы занимаемся поставкой оборудования, проектированием, монтажными работами, обслуживаем системы безопасности (видеонаблюдение, охранная, пожарная сигнализация, системы контроля управления доступом). Новые знакомые удивляются, когда узнают, что я разбираюсь во всём этом и что я два года работала программистом.
Все мои монтажники, клиенты и даже друзья в основном мужчины. Бывают разные ситуации. Однажды клиент пригласил меня в ресторан, дал понять, что я ему нравлюсь. Когда я рассказала ему, что у меня есть муж и ребёнок, наши с ним деловые отношения испортились. Он продолжает с нами сотрудничать, но уже не так активно, как раньше.
Ещё один случай произошёл с новым клиентом. Я блондинка, к тому же приехала на встречу в красных сапогах, о чём сильно пожалела. Клиент окинул меня взглядом и сказал: «Да, не так я представлял себе директора компании по установке систем безопасности». Уже в беседе я доказала ему, что разбираюсь в теме, и он начал с нами сотрудничать.
В России до сих пор многие полагают, что не женское это дело — законы писать. Ссылки на Терешкову и Матвиенко им не указ. Видимо, укладывать шпалы и класть кирпичи всё-таки легче и прозаичнее, чем законотворческая работа на Охотном Ряду. Один из ярких примеров дискриминации по гендерному признаку — выборы в депутаты Госдумы РФ. С этим я столкнулась в сентябре прошлого года. Многие мои избиратели честно говорили: «Наши интересы в думе должен представлять исключительно мужчина, потому что так надёжнее и презентабельнее».
Иногда я сталкивалась с откровенным домостроем — мне говорили, что женщина должна дома щи варить, а не по парламентам шастать. И эти мнения принадлежат не старцам с тремя классами образования, а руководителям крупных компаний, обладателей нескольких дипломов из престижных Кембриджей и Сорбонн.
Не обошлось и без анекдотичных историй. В некоторых поселениях Новой Москвы мне нередко признавались, что жена категорически запретила голосовать за «бабу». Иначе — развод, алименты, одинокая старость. Глупость, конечно, но логика понятна. Поэтому, думаю, в главном законодательном органе страны так мало женщин. Они являются активным электоратом, поэтому выбирают по принципу «мне этот, с усами, больше нравится». Мужьям и сыновьям они настоятельно рекомендуют сделать такой же выбор. Так что глухую стену дискриминации пробить не удалось.
Я занимаюсь созданием и продвижением сайтов. Раньше было сложно общаться с клиентами-мужчинами. Часто в мессенджерах и социальных сетях начинают общаться не по делу: делают комплименты, уходят от ответа по проекту. Но я научилась с этим справляться. Чтобы заказчики не успевали подумать: «Она же девушка, что она может» — я стала первой всем перезванивать. В разговоре сразу засыпаю человека подробностями о работе, фактами, терминами, деталями, чтобы заказчик даже не успел усомниться в моей компетентности. Были случаи, когда клиенты при виде симпатичного юзерпика начинали со мной флиртовать. Это мешало, вызывало дискомфорт. Такого, чтобы мне не доверили проект или снизили стоимость заказа из-за того, что я девушка, ни разу не было.
Несмотря на многолетний опыт работы в традиционно «мужской» IT-сфере, я никогда не сталкивалась с проблемой сексизма, проявляемого руководством, и не проявляла его по отношению к подчинённым. В общении с коллегами-мужчинами встречались гендерные стереотипы, но это не мешало, а иногда даже помогало в работе.
При первом знакомстве от меня ожидают мешковатой одежды и неопрятного внешнего вида. Убедившись, что я выгляжу иначе, люди делают вывод о моей высокой эмоциональности, глупости и «кукольности». Из‑за этого часто всё объясняют трижды — якобы с первого раза я не пойму. В итоге я узнаю всё, что мне нужно, и быстро справляюсь с задачами.
Как-то меня позвали работать в одну компанию в качестве менеджера проектов. В первое время я вообще не могла понять, о чём говорит моя новая команда. Парни, помимо общения на специализированном языке, использовали местный сленг, известный только им. Там были такие выражения, как «бабка» (пользователь), «шлак» (запрос), «мсиздн» (номер мобильного абонента — MSISDN). Никто не собирался объяснять, о чём идёт речь. Сначала я повсюду ходила с блокнотом: составляла словарь непонятных слов, слушала, в каком контексте их употребляют. Через месяц я сама уже говорила на этом языке. Потом кто-то из сотрудников рассказал, что так покинула компанию не одна девушка. Вообще, это были адекватные ребята и прекрасные специалисты, которые просто натерпелись разных менеджеров.
С тех пор как я занимаю управленческую позицию, я сталкиваюсь с другим интересным стереотипом: если ты руководительница, то ты стерва. С этим мнением я решила вообще не бороться — кто работает в моей команде, тот знает меня лучше. Мне как руководительнице нравится работать со специалистами-девушками. Чтобы получить ту же должность, им приходится всегда быть хотя бы чуточку лучше, чем ребятам, нужно постоянно учиться и развиваться, они приносят на собеседования кипы сертификатов и дипломов. С другой стороны, женским коллективом сложнее управлять.
Фотография на обложке: Rafael Marchante / Reuters