secretmag.ru
Опубликовано 22 июня 2016, 14:04

Почему приложение Prisma переоценено

Сочетание бесполезности и технологичности

Российское приложение Prisma вышло неделю назад, но уже произвело настоящий фурор. По данным системы аналитики App Annie, оно стало одним из самых скачиваемых в App Store 10 стран, среди которых Россия, Казахстан, Латвия, Эстония и другие.

Почему приложение Prisma переоценено

Российское приложение Prisma вышло чуть больше недели назад, но уже произвело настоящий фурор. По данным системы аналитики App Annie, оно стало одним из самых скачиваемых в App Store 10 стран, среди которых Россия, Казахстан, Латвия, Эстония и другие. Prisma покоряет пользователей фильтрами, которые стилизуют фотографии под картины известных художников. Особенность приложения в том, что для этого оно использует алгоритмы нейронных сетей. Но среди большого количества восторгов слышны и голоса скептиков. Фотограф и технологический энтузиаст Константин Митрохов объясняет, почему приложение Prisma переоценено.

В мае этого года произошло удивительное. Warner Bros. в соответствии с законом о защите авторских прав в цифровую эпоху потребовала удалить с Vimeo два видео с фрагментами фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта — рутинная процедура для правообладателя. Но это была поразительная ошибка. Оказалось, эти видео были не фрагментами фильма, а визуальной реконструкцией этих фрагментов нейронной сетью, которая посмотрела фильм. Ирония в том, что киностудия попросила удалить искусственную реконструкцию культового фильма по роману Филипа Дика об этических проблемах, возникающих при создании искусственного интеллекта. Видео были частью магистерского исследовательского проекта Теренса Броуда из Лондона. Когда Warner Bros. во всём разобралась, претензии были сняты.

На прошлой неделе все заговорили о Prisma — iOS-приложении, которое на основе пользовательских изображений генерирует картинки, стилистически имитирующие традиционную живопись и современную графику. Одни пользователи в восторге: это круче надоевших фильтров Instagram, а технически подкованных радует использование нейросетей на стороне сервера. Других игрушка открыто раздражает. Радость от очередного крошечного шага к технологической сингулярности и ненависть ко всему модному затмевают прагматические и эстетические суждения.

Но полярные мнения о Prisma не удивляют: приложение парадоксально в своей бесполезности и технологичности. Это прикладной proof of concept, демонстрация технических возможностей в решении несуществующей проблемы. Сколько нейросеть ни учи — художником ей не стать: для этого нужно чувствовать как человек. Приложение не существует в отрыве от удалённых вычислительных мощностей и ещё долго не сможет существовать. Действительно важно, что Prisma намекает на огромный потенциал, который, остаётся надеяться, скоро будет раскрыт разработчиками.

Нейронные сети развиваются с середины ХХ века, и особенно активно — в последние десять лет. Не очень известная для широкой аудитории концепция не только изучается в университетах и лабораториях, но и довольно прочно проникла в повседневность. Например, распознавание лиц на фотографиях, которые вы загружаете в Facebook, поиск по сюжетам в Google Photos, голосовые ассистенты, встроенные в мобильные операционные системы, функции Adobe Photoshop, позволяющие автоматически менять выражение лица человека на фото, — всё это задействуют нейросети. Их потенциал огромен, и за ними будущее, ведь они снимают многие ограничения бинарной логики.

Не думаю, что большому количеству пользователей Prisma есть дело до нейросети, им искренне нравятся «красивые» картинки. Хотя это очень субъективно. Глядя на фотографии, которые прогнали через Prisma, сложно отделаться от ощущения, что смотришь на результат использования фильтров Photoshop начала нулевых. Слишком искусственно и нарочито, хотя, конечно, изящнее и интереснее старых алгоритмов. Нелепо и незачем сравнивать этот цифровой китч с традиционным искусством и странно восторгаться результатом только из-за технического подхода. Prisma — быстро надоедающая стилизация, рудиментарный cимулякр творчества, хоть и с использованием актуальной технологии. Плёночные фильтры в Hipstamatic тоже когда-то смотрелись свежо.

Было бы гораздо интереснее, например, спроектировать своего рода анти-«Призму», которая бы создавала реалистичную реконструкцию по стилизованным или символическим изображениям. Возможности применения нейросетей в мобильных устройствах ограничены только нашим воображением: прямо сейчас становится возможным то, о чём раньше писали только фантасты.

Фотография на обложке: Facebook