Почему выходить на китайский рынок приложений адски сложно, но нужно
300 магазинов приложений и другие трудностиДоступ в Сеть в Китае есть у 751 млн человек — это самый большой интернет-рынок в мире. Большинство китайцев пользуются смартфонами, что открывает огромные возможности для создателей мобильных приложений. Но китайский рынок сильно отличается от мирового — в стране даже нет Google Play.
Доступ в Сеть в Китае есть у 751 млн человек — это самый большой интернет-рынок в мире. Большинство китайцев пользуются смартфонами, что открывает огромные возможности для создателей мобильных приложений. Но китайский рынок сильно отличается от мирового — в стране даже нет Google Play. Израильская платформа аналитики мобильной рекламы AppsFlyer выпустила исследование специфического китайского рынка приложений, а «Секрет» выбрал самые интересные факты об индустрии.
Mobile first
В Китае живёт около 1,4 млрд людей, и чуть больше половины из них имеют доступ к интернету. Это высокий показатель проникновения интернета, он на 7,9% больше, чем в среднем по Азии.
Но что более любопытно, так это число пользователей мобильных технологий — их 724 млн человек, то есть 96,3% от общего числа пользователей интернета в стране.
Мобильная инфраструктура в Китае очень развита, почти 25% всех доступов в интернет совершаются через 4G-соединения. Правда, стоимость данных высока: если в США один мегабайт стоит $0,01 при средней ежемесячной зарплате $2987, то в Китае людям с зарплатой $886 приходится платить $1,13 за мегабайт. Поэтому в Китае высокий уровень соединений через Wi-Fi — более 70%.
В 2016 году число пользователей смартфонов во всём мире достигло 2 млрд людей — и китайские юзеры составили четверть от этого числа. В погоне за пользователями рекламодатели в первом квартале этого года увеличили свои расходы на мобильную рекламу на 90% (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).
Лучшие покупатели со смартфонов
С таким высоким уровнем количества мобильных пользователей неудивительно, что смартфоны в Китае стали для пользователей всем — и в том числе кошельками. В 2016 году число тех, кто платит через телефоны, выросло на 31,2% и достигло 469 млн человек. Лидер в мобильных платежах — мессенджер WeChat, через который один пользователь в среднем совершает 55 транзакций в месяц. Это больше, чем у дебетовых и кредитных карт американских банков и платёжной системы AliPay в Китае.
Шопинг с мобильного для китайцев тоже обычное дело — 94% тех, кто совершает покупки в интернете, выбирают смартфон. То же самое с играми — 91% геймеров запускает их с телефона. Кстати, в Китае генерируется около четверти выручки мирового рынка игр ($24,6 млрд). В этом году выручка от мобильных игр впервые должна превысить доходы от других видов мобильных приложений.
И вишенка на торте: в китайском App Store тратят больше всего денег в мире. В третьем квартале 2016 года его выручка составила $1,7 млрд.
Тяжёлая жизнь Android-разработчиков
В 2010 году Google ушёл из Китая, и это сильно повлияло на цифровую экосистему. Самым популярным поисковиком стал Baidu, а продвижение приложений для Android без Google Play изменилось. Авторы исследования предупреждают мобильных разработчиков: если с iOS всё работает по-прежнему, то с Android всё совершенно по-другому.
В стране действует больше 300 магазинов приложений и платформ для дистрибуции — и для каждого разработчикам приходится делать отдельные APK (формат файлов приложений для Android). Конечно, каждый раз код с нуля писать не приходится, но изменения вносить придётся. Главное — попасть в топ-10 магазинов, которые установлены на 75% гаджетов на Android (MyApp, 360 Mobile Assistant, Baidu Mobile Assistant и другие).
С приложением к властям
Запустить приложение без местного партнёра практически невозможно — авторы исследования советуют делать это, только если у вас приложение для iOS и вам интересен только органический трафик. Для продвижения необходимо сотрудничать с местным партнёром — китайским управляющим, агентствами, социальными медиа.
Обычно приложения не требуют дополнительной проверки перед запуском (кроме стандартной от магазина приложений), но ситуация меняется, когда дело доходит до игр. Именно в этой отрасли в Китае развито пиратство, поэтому, если речь идёт об игре на Android, придётся основать местную фирму, заполнить все бумаги, предоставить властям смартфон с игрой и дождаться, пока они признают контент подходящим для китайских граждан и присвоят игре номер для публикации. Это может занять до трёх месяцев.
Кстати, несмотря на то, что Apple и китайское правительство договорились не применять к App Store такие жёсткие правила, авторы исследования замечают, что послабления вскоре могут прекратиться. Поэтому лучше получить все разрешения для iOS-игры заранее.
Ещё в Китае необходимо перевести весь контент в приложении — включая титры, текст на картинках, сообщения об ошибке и просьбы оценить приложение. Иначе его могут удалить. И на локализации лучше не экономить — есть очень много нюансов: например, лучше использовать слово «поделиться» или «поучаствовать» (share) вместо слова «купить» (buy).
Продвижение без Google Play
Android занимает 78,4% китайского рынка. Но чтобы получить свою долю пользователей, придётся сильно постараться — из-за отсутствия Google Play продвижение Android-приложений здесь очень отличается от продвижения во всем остальном мире . Обычно магазин — это просто точка продажи, а маркетинговые активности проводят в медиа и на других ресурсах. Подборки же внутри магазинов составляют сами App Store или Google Play. В Китае же на продвижение внутри магазинов придётся потратиться разработчикам приложений.
Вне магазинов продвигаться придётся в местных медиа, так как влиятельные западные игроки в Китае под запретом — заблокирован Facebook, Twitter и Snapchat. Наиболее мощный ресурс для продвижения — платформы корпорации Tencent, которые позволяют давать рекламу в мессенджерах WeChat и QQ, а также в приложениях Tencent Video и Tencent News. Другие популярные социальные медиа — Toutiao, Weibo, Baidu Tieba. Также в Китае есть местные цифровые рекламные платформы вроде Baidu и 360 DSP.
Причём эти игроки ведут пользователя в свои магазины. Например, если прорекламировать приложение через Tencent Social Ads, пользователь получит ссылку на MyApp, а если проплатить размещение в 360 DSP, то человек отправится скачивать его в 360 Mobile Assistant.
Измерить популярность приложения на Android в Китае тоже сложно. Некоторые магазины позволяют использовать инструменты вроде tracking links, но в большинстве из них собрать подробную статистику будет нереально.
Суровая монетизация
Платные приложения и приложения с платной подпиской в Китае непопулярны. Остаётся монетизация через встроенные покупки и продажу рекламы.
C App Store всё стандартно — встроенные покупки разработчики внедряют с помощью инструментов Apple и отдают компании 30% выручки. Пользователи могут оплатить их картой. С Android сложнее. Если речь идёт не об играх, то нужно внедрять платёжный метод самостоятельно — карты, WeChat Pay, Alipay и другие способы. Разработчики игр должны внедрять только платёжное SDK (набор средств разработки) от каждого магазина приложений. Доля магазинов разнится, в среднем они берут 50% с каждой транзакции.
Похожая ситуация и с рекламой в приложениях для разных платформ. С iOS и App Store всё похоже на глобальный рынок, но у магазинов для Android могут быть разные правила. Некоторые позволяют разработчикам добавлять в приложения только их SDK для рекламы, иначе продукт могут удалить.
Фотография на обложке: Delfino Claire / Getty Images Инфографика: Наталья Осипова / «Секрет Фирмы»