secretmag.ru
Опубликовано 16 октября 2017, 18:46

Оскал социализма: Как Китай заболел совместным потреблением

Велосипеды, одежда, туалетная бумага и другие вещи, которые китайцы предпочитают брать напрокат

В Китае бум совместного потребления. В 2016 году оборот шеринговой экономики составил составил $500 млрд. Сотни миллионов китайцев делят всё что можно представить: машины, велосипеды, одежду, зарядные устройства, зонтики и даже баскетбольные мячи. «Секрет» рассказывает о трендах, которые имеют все шансы прийти и на российский рынок.

Оскал социализма: Как Китай заболел совместным потреблением

В Китае бум совместного потребления. В 2016 году оборот шеринговой экономики составил $500 млрд. Сотни миллионов китайцев делят всё что можно представить: машины, велосипеды, одежду, зарядные устройства, зонтики и даже баскетбольные мячи. «Секрет» рассказывает о трендах, которые имеют все шансы прийти и на российский рынок.

Велосипеды

В 2014 году аспиранту Пекинского университета Дай Вэю и ещё четырём студентам, изучавшим перспективы развития велотуризма в КНР, пришла в голову идея создать сервис аренды велосипедов. Так появился первый и самый успешный велостартап Китая — Ofo. Сейчас он оценивается инвесторами в 1 млрд долларов.

Жёлтые велосипеды Ofo легко найти в десятках китайских городов. Чтобы взять один из них напрокат, достаточно просканировать его уникальный QR-код через приложение Ofo для смартфона и разблокировать замок велосипеда четырёхзначным кодом, который появится на экране. Час аренды стоит всего 1 юань (около 10 рублей). Кроме того, нужно внести залог в размере 200 юаней (чуть меньше 2000 рублей).

Главный конкурент Ofo на китайском рынке — основанная в 2015 году компания Mobike. Разницы между ними почти нет. Разве что сервисы используют велосипеды разных моделей. Многие китайцы устанавливают на телефон оба приложения, чтобы не остаться без средства передвижения в час-пик. Если все Ofo заняты, возможно, найдётся свободный Mobike, или наоборот.

Оскал социализма: Как Китай заболел совместным потреблением

© © moonfish8 / Shutterstock

В 100 городах КНР у конкурентов на двоих примерно 12 млн велосипедов. Каждый сервис ежедневно обслуживает до 50 млн человек. Зарегистрированных клиентов у них примерно по 100 млн.

На достигнутом Ofo и Mobike останавливаться не собираются и уже начали осваивать зарубежные рынки. В начале 2017 года жёлтые велосипеды Ofo появились в Сан-Франциско, а затем ещё в десятке городов по всему миру. Mobike объявил об амбициозных планах подключить к своей сети 200 городов до конца 2017 года.

Запуск Ofo в Москве запланирован на январь 2018-го. В российской столице китайскому сервису придётся соревноваться с шерингом «Велобайк». Российская компания берёт с пользователей 150 рублей за сутки или 500 рублей за сезон. Причём за поездки длиннее 30 минут нужно доплачивать, а велосипедные станции сервиса сосредоточены в основном в центре города.

После успехов Ofo и Mobike аналогичные стартапы стали появляться в Китае один за другим. Многие фокусируются на одном городе или провинции и за счёт этого конкурируют с первопроходцами: когда велосипедов Ofo и Mobike в городе недостаточно, жители прибегают к услугам местных проектов.

В июне 2017 года компания Wukong из Чунцина объявила, что выходит из игры. Её провал объясняется двумя причинами. Прежде всего, Чунцин расположен на холмах, так что сам ландштафт города не располагает к передвижению на велосипеде. Но главной проблемой стал не сложной рельеф, а кражи. Изначально владельцы сервиса не оборудовали свой небольшой велопарк — всего 1200 байков — GPS-трекерами, а когда спохватились, было уже поздно.

Зонты

Китайская служба проката зонтов Sharing E Umbrella, как и велосипедный сервис Wukong, была вынужден закрыться из-за недобросовестности клиентов. У компании украли все 300 000 зонтов, с которыми она стартовала в 11 городах страны.

Если владельцы Wukong просто не подумали о том, как защитить велосипеды от кражи, то в случае с зонтами дело обстояло сложнее. Ставить GPS-трекеры на них невыгодно — маячок стоит дороже, чем предмет, который защищает.

Оскал социализма: Как Китай заболел совместным потреблением

© © Sharing E Umbrella

Sharing E Umbrella пыталась приучить клиентов оставлять залог в размере порядка 200 рублей, но это только снизило спрос. За те же деньги можно купить новый зонт или дождевик.

Кроме того, бизнес слишком сильно зависел от погоды: если спрос на велосипеды у пользователей есть всегда, то арендовать зонты люди хотят только в дождливые дни.

Баскетбольные мячи

Wukong и Sharing E Umbrella прогорели, потому что пользователи воровали или забывали вернуть их имущество. Если на велосипеды достаточно установить GPS-трекеры, то на более мелкие и менее ценные предметы их ставить дорого, бессмысленно, а порой — как в случае с одеждой — и вовсе невозможно. Тем не менее, Zhulegeqiu (дословно — «арендуй мяч»), сервису аренды баскетбольных мячей, от недобросовестных клиентов защититься удаётся.

История Zhulegeqiu началась в 2017 году в городе Цзясин китайской провинции Чжэцзян. Местный предприниматель установил около баскетбольной площадки в кампусе одного из университетов шкафчик с баскетбольными мячами. Людям предлагалось зарегистрироваться в приложении Zhulegeqiu в китайском мессенджере WeChat, внести небольшой залог — эквивалент 500 рублей — и получить доступ к аренде.

Пользователи Zhulegeqiu сканируют QR-коды около ящиков с мячами, чтобы их открыть, и берут мячи на прокат за 1 юань — чуть меньше 10 рублей — в час. Сервис пользовался успехом и вскоре ящики с мячами стали появляться возле баскетбольных площадок в других городах. В мае 2017 года Zhulegeqiu привлёк $1,4 млн инвестиций.

Оскал социализма: Как Китай заболел совместным потреблением

© © Thomas Peter / Reuters

Понятно, что GPS-трекеры на мячи ставить не имеет смысла. Чтобы не тратиться на маячки, компания просто наняла «коллекторов», которые постоянно звонят и докучают клиентам, не вернувшим снаряды. В итоге мячи крадут редко — даже если кто-то унёс мяч с собой, проще потом его отдать, чем постоянно ругаться с коллекторами.

Одежда

Аренда мячей или велосипедов — это удобно. Но если вы регулярно играете в баскетбол или ездите на велосипеде, такие сервисы вам вряд ли нужны. В долгосрочной перспективе выгоднее купить собственный мяч или байк. Одежда люксовых марок — другое дело.

В Китае успешно работают сразу несколько сервисов, которые дают возможность арендовать люксовую одежду. Например, у пекинского стартапа Dou Bao Bao стоимость проката зависит от конкретной вещи и срока аренды. Сервис Y-Closet берёт с пользователей ежемесячную плату в 500 юаней (около 4500 рублей), а взамен даёт возможность арендовать до трёх предметов гардероба одновременно. Вещи можно менять неограниченное количество раз, но больше трёх штук в одни руки не дают.

Поскольку доставлять вещи по огромной территории Китая достаточно сложно, некоторые компании предпочитают фокусироваться на конкретных регионах. Например, у сервиса Dora’s Dream, который работает преимущественно в провинциях Сычуань, Чжэцзян и Гуандон, более 500 000 зарегистрированных пользователей. Инвесторы вложили в него более $19 млн.

Как и в случае с мячами, GPS-трекеры на люксовую одежду, обувь и сумки не установишь. Сервисы аренды одежды защищаются от воришек другим способом: берут огромные залоги. Например, чтобы взять в аренду люксовую сумку, пользователям некоторых сервисов приходится вносить в качестве залог порядка 35 000 рублей.

Салфетки и туалетная бумага

Китайский стартап ZHO пытается решить проблему почти повсеместного отсутствия салфеток и туалетной бумаги в общественных местах. Он устанавливает специальные автоматы, в которых можно бесплатно получить по небольшой упаковке салфеток каждый день.

Оскал социализма: Как Китай заболел совместным потреблением

© © ZHO

Для идентификации пользователей, как и в случае с арендой велосипедов или баскетбольных мячей, используются QR-коды. Пользователь сканирует код через приложение — и ему выдаётся пароль, который нужно ввести, чтобы получить средства гигиены.

Первую упаковку предлагают бесплатно, за вторую придётся заплатить. Также ZHO рассчитывает зарабатывать за счёт размещения рекламы на автоматах и упаковках с салфетками.

Пока непонятно, насколько успешным окажется проект, но ему уже удалось привлечь инвестиции в размере 5 млн юаней (около 45 млн рублей).

Складные стулья

Шеринговая экономика КНР развивается так стремительно, что начинают появляться и совсем невероятные стартапы. К примеру, предприимчивые пекинские бизнесмены пытаются заработать на шеринге складных стульев. Они поставили их рядом с автобусными остановками, а рядом приклелили QR-коды, которые нужно просканировать, чтобы использовать мебель.

В интернете проект стал объектом насмешек — стул никак не защищён, на него можно сесть, ничего не сканируя, или вовсе унести с собой. Всего в Пекине было установлено около 1000 стульев. Почти половину из них, как и предсказывали критики, украли в течение первых двух дней.

Тем не менее, основатели стартапа заявили, что убытки от украденных стульев заложены в бизнес-план. Мол, зарабатывать компания собирается не на аренде, а за счет размещённой на стульях рекламы.

Автомобили

Наряду с велосипедами, машины — самый очевидный и выгодный предмет шеринга. В Китае такие сервисы крайне популярны. В густонаселённых мегаполисах — например, в Пекине или Шанхае — обзавестись личным автомобилем непросто.

Чтобы получить право приобрести новую машину, нужно встать в очередь, а потом заплатить множество налогов. Так правительство борется с загрязнением воздуха и пробками. На электромобили распространяются чуть менее строгие правила, но просто так взять и купить электрокар тоже нельзя.

Первый каршеринг в КНР запустился в 2009 году. Сегодня пионер рынка, компания Car2Share, предлагает в аренду более 2 млн машин на трёх континентах. В Китае компания она берёт с пользователей 99 юаней (менее 1000 рублей) за регистрацию и 12 июаней (100 рублей) в час за пользование машиной. Сверху также взимается плата в 1,5 юаня (около 10 рублей) за 1 км пути.

Оскал социализма: Как Китай заболел совместным потреблением

© © Car2Share

Car2Share остаётся самым популярным каршерингом КНР, но его начинают теснить стартапы, предлагающие пользователям не обычные бензиновые автомобили, а электрокары. Вероятно, в будущем их будет становиться больше — недавно китайские власти объявили, что «в ближайщем будущем» планируют запретить продажи машин с бензиновым двигателем.

Пока, впрочем, предлагаемых новыми каршеринговыми компаниями электрокаров недостаточно, чтобы обеспечить ими всех желающих в Пекине или Шанхае. К примеру, парк одного из крупнейших арендодателей электрокаров, Gofun Chuxing, насчитывает всего 1100 машин в Пекине.

Интересно, что арендовать даже модный электрокар в Китае часто бывает дешевле, чем заказать такси. Так, сервис EvCard просит всего 1000 юаней — меньше 2000 тысяч рублей — в качестве залога, и позволяет арендовать машину по цене около 150 рублей за каждые полчаса.

Фотография на обложке: Bradley Schroeder / Flickr