secretmag.ru
Опубликовано 20 октября 2015, 13:00

Вопрос. Что делать, если бизнес-партнёр вас обманывает?

Тактика борьбы с ложью

Партнёры должны доверять друг другу, иначе невозможно вести бизнес эффективно. Но что делать, если вы уличили во лжи своего партнёра? Сказать прямо и сразу или подождать? Разорвать все связи или дать второй шанс? «Секрет» попросил экспертов ответить на эти вопросы.

Вопрос. Что делать, если бизнес-партнёр вас обманывает?

Партнёры должны доверять друг другу, иначе невозможно вести бизнес эффективно. Но что делать, если вы обнаружили обман партнёра? Сказать прямо и сразу или подождать? Разорвать все связи или дать второй шанс? «Секрет» попросил экспертов ответить на эти вопросы.

Вопрос. Что делать, если бизнес-партнёр вас обманывает?

Станислав Клейменов Президент Российской гильдии арбитражных управляющих

Нельзя прощать финансовую и имущественную нечистоплотность. Важно, чтобы у партнёра была внутренняя установка работать порядочно. Ошибки допустимы, мы все иногда ошибаемся, но недопустима нечестность. Знаю, многие считают, что бизнес не может быть честным и все предприниматели врут и лукавят. Но опыт показывает, что порядочность не просто нужна и важна, но ещё и выгодна. Это будет работать на ваш имидж даже при недостатке профессиональной компетенции. В нашей профессии, когда кредитору или должнику приходится доверять малознакомому арбитражному управляющему в управление многомиллионные активы, на первый план выходят именно рекомендации о порядочности человека. Недостающую компетенцию же всегда можно привлечь с рынка.

Вопрос. Что делать, если бизнес-партнёр вас обманывает?

Василий Неделько Генеральный директор компании «Базальт»

Не стоит сразу же бежать к партнёру и выяснять отношения. К разговору следует подготовиться. Если есть возможность, нужно провести негласную проверку — вдруг вскроются другие факты обмана. В идеале стоит провести комплексную проверку (due dilligence), придумав какой-либо нейтральный повод. Правда, это длительная процедура, а промедление в некоторых ситуациях может привести к финансовым потерям.

Дальше нужно понять, насколько ценен партнёр для бизнеса. Если его уход не повредит делу, то, возможно, это прекрасный повод расстаться. Не стоит начинать войну. Лучше попытаться договориться миром о разделе бизнеса, так как доверие потеряно, а без него работать сложно.

Если бизнес больше потеряет, чем приобретёт от ухода обманувшего партнёра, придётся искать варианты дальнейшего совместного ведения бизнеса. Серьёзного разговора не избежать. Почему так произошло? Партнёр считает себя обделённым? Ему просто не хватает денег? Возможно, после этого придётся пересмотреть условия сотрудничества и ввести жёсткую систему контроля и отчётности.

Вопрос. Что делать, если бизнес-партнёр вас обманывает?

Алексей Головченко Управляющий партнёр юридической компании «ЭНСО»

Рано или поздно все партнёры, особенно те, которые очень доверяли друг другу, сталкиваются с проблемой предательства или нечестного отношения. Мы, юристы, постоянно слышим эти истории: «Как Вася мог меня подвести? Мы ж с ним на один горшок в детстве ходили!», или они в армии вместе служили, или в институте были не разлей вода и т. д. Почему это произошло? Ответ простой: кто-то из партнёров посчитал, что он работает больше, а получает меньше. Самое главное в отношении с партнёрами — менять правила игры с учётом обстоятельств, не забывая закреплять изменения в документах. Если кто-то работает больше, то и получать он должен больше. Правда, российское законодательство очень слабое. Оно не позволяет отношения партнёров выстроить так гибко, как это позволяет сделать, например, английское право. Там акционеры могут в своих соглашениях прописать всё что угодно. В России так сделать нельзя.

Но в любом случае очень важно прописывать максимум, ведь устные вещи потом тяжело вспомнить. Каждый воспринимает информацию субъективно. Одному показалось одно, а имелось в виду совсем другое. И они вроде оба хорошие парни, но один думает так, другой — иначе. Начинается недоверие, потому что одному кажется, что его обманывают. Но его никто не обманывает. Человеческий фактор.