Водители останутся без работы: Пять фактов об автономных автомобилях
До массовой эксплуатации осталось всего несколько летУже в 2021 году на дорогах должны появиться первые полностью автономные автомобили, обещают автопроизводители. Некоторые из них (например, Ford) переносят срок на 2026 год, но в любом случае это уже близкое будущее. «Гонка к 2021 году (или 2026) официально признана новой золотой лихорадкой в сфере технологий», — пишет аналитик Брайан Соллис. Он занимается изучением прорывных технологий и их влияния на бизнес в исследовательской фирме Altimeter Group.
Уже в 2021 году на дорогах должны появиться первые полностью автономные автомобили, обещают автопроизводители. Ford планирует выпустить машину на автопилоте в 2026 году. «Гонка автоконцернов официально признана новой золотой лихорадкой в сфере технологий», — пишет аналитик Брайан Соллис. Он занимается изучением прорывных технологий и их влияния на бизнес в исследовательской компании Altimeter Group.
Последний год Соллис посвятил погружению в мир автономных автомобилей — их производителей, разработчиков технологий для отрасли, стартапов и инвесторов. В результате аналитик выпустил отчёт об игроках рынка и трендах, помогающих представить, какой будет Automotive 2.0 — автомобильная индустрия нового поколения. «Секрет» выбрал самые интересные наблюдения.
Автопроизводители переориентируются на разработку софта и железа
В будущем прибыль автопроизводителей меньше будет зависеть от продаж автомобилей и выпуска новых моделей. Им придётся придумывать, как монетизировать новый способ вождения и свободное время водителей, которым больше не нужно будет держать руки на руле и следить за дорогой.
Одни прогрессивные автопроизводители вроде Toyota, Intel и Mercedes-Benz уже открывают специальные подразделения, а другие заключают партнёрства с технологическими компаниями — так поступили BMW и Baidu, Fiat Chrysler и Waimo (компания корпорации Alphabet), General Motors и Lyft, Volvo и Uber. Кроме того, компании делают стратегические инвестиции в стартапы: так, Toyota год назад инвестировала в Uber, который, в свою очередь, приобрёл стартап Otto (автопилотируемые грузовики) и открыл подразделение по разработке автономных автомобилей.
Автомобили превратятся в дата-центры
Одна автономная машина будет производить 4000 ГБ данных в день (в среднем автомобиль будет проводить в дороге один час) по оценкам Intel. Для сравнения — сейчас человек производит около 650 МБ данных в день, а к 2020 году этот показатель вырастет только до 1,5 ГБ.
С помощью машинного обучения, искусственного интеллекта и data science эти данные используют для создания новых сервисов или улучшения существующих продуктов. Нас ждёт взрывной рост персонализированных технологий, повышение безопасности, дешёвая страховка, более экономичный расход топлива и другие удобства.
Автопроизводители превратятся в дата-компании с «серверами на колёсах». Они будут использовать информацию, чтобы настраивать потребительские сервисы в соответствии с предпочтениями пользователей. BMW iVentures и Toyota Research полгода назад уже инвестировали в стартап Nauto, он собирает информацию о вождении, чтобы обеспечить большую безопасность водителя и пассажиров. Цель стартапа — встроить свой продукт в автомобили на стадии производства. Так корпорации смогут обмениваться данными, которые индивидуально собирать долго и затратно. Многие делают это уже сейчас — конкурирующие автопроизводители делятся данными об окружающей среде и картографии, чтобы ускорить приход автономных машин.
Машины для пассажиров, а не для водителей
Идея машины будет пересмотрена, когда не станет водителей и внутри автомобиля окажутся только пассажиры. Наравне с software-as-a-service («программное обеспечение как услуга») появится automobile-as-a-service («автомобиль как услуга»). И степень удобства пассажиров станет главным параметром, по которому будут делить автомобили.
Производителям придётся столкнуться с тем, что лояльность к бренду уже не будет значить так много, как функциональность моделей и их лайфстайл-характеристики. Сейчас машина — статус и способ самовыражения, но в будущем автономность превратит её в центр гостеприимства: вместо повёрнутых в одном направлении кресел мы увидим внутри машин офисы, лаунджи и целые комнаты.
Чтобы спроектировать эти машины нового поколения и создать сервисы для них, потребуется очень много новых работников — дизайнеров, специалистов по UX и UI (пользовательский интерфейс), архитекторов и всех, кто переизобретёт опыт пассажира. У автопроизводителей поэтому становится популярен acquihiring — поглощение технологических компаний ради талантов сотрудников. В то же время корпоративная культура крупных автопроизводителей проигрывает атмосфере в небольших командах, действующих быстро и инновационно.
Лидерам автомобильной индустрии придётся убеждать владельцев акций, что новые бизнес-модели и новые люди — это ключ к успеху.
Автомобили будут общаться с окружающей средой
Способность общаться между собой — важное качество беспилотных машин. С помощью глубокого обучения и искусственного интеллекта они смогут обмениваться информацией об окружающей среде, а в результате — избегать пробок, предотвращать дорожные происшествия и предоставлять данные для новых сервисов. Более того, автомобили будут общаться со всей инфраструктурой городов, которая через пять-десять лет должна стать заметно технологичнее и умнее.
Правда, этот обмен не будет главным источником информации для автономных машин. В Automotive 2.0 важнейшим элементом станут карты в 3D — они помогут автомобилям видеть дорогу в любых условиях. Каждый бордюр, каждая дорожная разметка, каждый светофор и знак будут отрисованы в 3D.
Автопроизводители понимают это и вкладываются в стартапы, делающие цифровые карты: например, полтора года назад компанию Here за $3,1 млрд купил консорциум из BMW, Daimler и Volkswagen.
Автопроизводителям придётся работать со страхами пассажиров
Потребители опасаются автономных машин. Чтобы помочь им преодолеть страх, автопроизводителям придётся запустить масштабную PR-кампанию и поменять представление об автономных автомобилях как о бездушных опасных роботах.
Бренды уже выпускают машины с некоторыми автоматическими функциями — они умеют перестраиваться, экстренно тормозить и парковаться. Это помогает людям привыкнуть к умным машинам. Но главная задача брендов — очеловечить автомобили. Потребители боятся, что в некоторых ситуациях реакция машин приведёт к тому, что пассажиры пострадают. Nissan и Audi уже нанимают антропологов и социологов, чтобы научить машины в ситуациях на дороге мыслить как человек— например, сигналить другим участникам движения или приближаться к дорожной разметке перед тем, как поменять полосу.
2021 год — это реалистичный срок запуска автономных машин с точки зрения технологий, но потребителям может показаться, что прогресс пришёл слишком быстро. Из-за недоверия людей к автономным машинам первые автомобили будут ездить в ограниченном пространстве — например, на территории университетов и кампусов компаний. Может быть, они появятся на некоторых маршрутах общественного транспорта или на линиях транспортных компаний в тех местах, где инфраструктура уже будет адаптирована к беспилотным автомобилям.
Только когда автопроизводителям и потребителям удастся справиться со страхом, машины станут tabula rasa для новых продуктов и сервисов, вокруг них зародятся новые парадигмы брендинга, монетизации и отношений.
Источники: ReadWrite, The Race to 2021: The State of Autonomous Vehicles and a "Who's Who" of Industry Drivers.
Фотография на обложке: Volvo