Какой бизнес можно открыть за границей на миллион рублей
От Таиланда до СШАВ России 1 млн рублей — достаточный стартовый капитал для малого бизнеса вроде магазина, салона красоты, парикмахерской, закусочной. Если до девальвации рубля в 2014 году на эти деньги за границей можно было открыть похожее дело (а в дешёвых странах — и более крупное), то теперь создать бизнес на $13 000 вместо почти $30 000 стало труднее. «Секрет» выбрал страны с разными уровнями развития экономики и выяснил, какую компанию удастся открыть на эту сумму.
В России 1 млн рублей — достаточный стартовый капитал для того, чтобы заняться малым бизнесом. Например, открыть магазин, салон красоты, парикмахерскую или закусочную. «Секрет» выбрал страны с разным уровнем развития экономики и выяснил, в которой из них можно основать свою компанию примерно на $15 000 .
Если забыть про гениальные стартапы, основатели которых вложили в запуск только деньги на аренду гаража и своё время, 1 млн рублей в США поможет обеспечить пусть небогатую, но комфортную жизнь. Ориентироваться стоит не на дорогие города, а на глубинку. «Вопрос непростой — открыть бизнес по цене дешёвой машины», — сначала сомневается CEO Business Development Solutions Роман Смолевский. Но потом вспоминает, что на запуск строительной компании потратил почти столько же — $15 000. Смолевский отказался от большого офиса, а вкладывался в сотрудников и продукцию. На маркетинговое агентство Смолевский и вовсе потратил $1000 — цена костюма, в котором он проводил первые встречи. Сейчас агентство ведёт четыре сети стоматологических клиник, сеть ресторанов и несколько небольших компаний.
По словам Смолевского, разумно на 1 млн рублей открыть сервисную компанию. Например, клининговую службу: «За эти деньги можно приобрести оборудование для чистки домов или офисов, нанять мексиканца — и клининговая компания готова обслуживать первых клиентов, ещё и на рекламу деньги останутся». Другое перспективное направление — вендинговый бизнес: $13 000 хватит на аппарат по выточке дубликатов ключей или автомат для продажи напитков в спортзале. Можно попробовать зайти в торговые центры и открыть там небольшую точку по продаже аксессуаров для мобильных телефонов, сладостей или других небольших товаров. «Всё зависит от места, где вы планируете открывать бизнес. В небольшом городишке в Северной Дакоте на 1 млн рублей можно и кафе арендовать, с оборудованием и персоналом», — говорит он.
«Вторая экономика мира» (после США) — Китай — не слишком дружелюбна к иностранцам, особенно если у них есть всего 1 млн рублей. Основатель интернет-магазина Deerz Александр Минеев хотел начать производство в Китае. Но его остановило то, что процедура открытия иностранной фирмы слишком затратная — 1 млн рублей пойдёт только на уставной капитал. Если работать вместе с китайцем, то можно снять многие ограничения. При этом денег всё равно хватит только на микробизнес. «Если задаться целью, то на почти 1 млн рублей можно открыть какую-нибудь блинную и продавать блинчики китайцам. Но оценить прибыльность тут сложно. И это должен быть небольшой город, потому что минимум стартового капитала в Шанхае — $150 000, в Пекине — $300 000», — считает Минеев.
Для Канады бизнес, стоящий на старте 1 млн рублей, — скорее способ занять себя, чем заработать. Чуть больше 17 000 канадских долларов ($13 000) хватит на то, чтобы открыть или купить небольшое дело в провинциальных городах, например точку общепита в Галифаксе или магазин в Рексдейле.
«Поскольку кредитные деньги в банках доступны большинству населения под небольшой процент, то на практике мало кто в начале бизнеса ограничен столь небольшой суммой», — говорит доктор и основатель TorontoEyeExam Александр Родин. Сам он потратил на открытие кабинета для проверки зрения около $30 000. В прибыльности бизнеса, открытого на 1 млн рублей, он сомневается: в Канаде высокие ставки аренды и внушительные расходы на персонал. Поэтому если 1 млн рублей и хватит на покупку или открытие бизнеса, его будущее без дополнительных вложений не кажется перспективным.
В стране победившего электронного документооборота регистрация компании не осложнена бюрократическими проволочками. У эстонца процесс займёт 5 минут и потребует 20 евро. На тех же условиях это может сделать иностранный гражданин, если у него есть электронное гражданство Эстонии (оно оформляется около месяца и стоит 50 евро). Для малого и среднего бизнеса уставной капитал составляет 2500 евро. Но сразу они не понадобятся — капитал надо сформировать в течение трёх лет.
Решить, в какой сфере отрывать компанию, сложнее. В стране, которую называют Кремниевой долиной Европы, выгоднее вложить 1 млн рублей в технологические стартапы. «Здесь очень удобная инфраструктура для этого. Для категории angel investors характерный билет — это как раз 10 000 — 15 000 евро», — говорит член совета директоров Nortal Олег Швайковский. Он поясняет, что обычно ангелы инвестируют в проект на начальной стадии втроём-впятером, когда бизнесу требуется 30 000 — 50 000 евро. Отлавливать стартапы он советует на профильных сайтах вроде Garage48 или на конкурсах Ajujaht.
Если говорить о небольшом офлайн-бизнесе, то на сайтах продажи-покупки эстонских компаний за 1 млн рублей предлагают: салон красоты, кафе, автомойку — но вариантов мало.
1 млн рублей в Черногории логичнее всего потратить на бизнес, связанный с туристами. Порог вхождения в него — 11 000 — 12 000 евро. Основатель сервиса Rentacarfor.me Кирилл Антошин советует делать все расчёты на 100–120 дней — примерно столько длится туристический сезон в Черногории. «Можно было бы открыть магазинчик чего-либо или пивнушку в нетуристических городах в глубине страны. Но успех такого предприятия напрямую будет зависеть от локации, уместности товара и дружелюбности владельца», — описывает особенности бизнеса с местными Антошин. По его словам, ориентироваться на туристов выгоднее.
Антошин советует начинать своё дело не в главном туристическом центре страны Будве, а в других курортных городах. «Можно открыть агентство по продаже экскурсий. Для этого потребуется арендовать небольшой офис на набережной, где обитают туристы. В Будве это будет стоить порядка 15 000 — 17 000 евро, поэтому нужно присмотреться к таким курортам, как Рафаиловичи, Петровац, Бар. Там это будет стоить порядка 6000–8000 евро за летний сезон», — объясняет он. По словам Антошина, на организацию работы офиса: покупку мебели, телевизора, изготовления печатной продукции — понадобится около 2000–3000 евро. Ещё 1500 надо заложить на оформление разрешения, регистрацию компании и оплату возможных штрафов по итогам первых инспекций. На сотрудников денег не останется и работать придётся самому, но за лето такой офис сможет вернуть вложенные средства и даже получить прибыль (от 2000 до 15 000 евро).
Ещё один вариант — прокат велосипедов и скутеров. «Покупать новые бессмысленно, поэтому можно закупиться б/у в хорошем состоянии», — предлагает Антошин. 1 млн рублей хватит на шесть взрослых велосипедов и шесть разных мопедов, а также на аренду места проката и регистрацию компании.
Таиланд — ещё одна страна, где с капиталом в 1 млн рублей можно заработать на туристах. Ежегодно страну посещает более 26,5 млн иностранцев. «Если сфокусироваться на понятной платёжеспособной аудитории, то в туризме можно построить доходный бизнес с небольшими инвестициями», — говорит генеральный директор компании Busfor (один из офисов находится в Таиланде) Илья Екушевский. По его словам, на 1 млн рублей можно открыть бизнес по подбору жилья, организовать пункт проката мотобайков или заняться досуговыми услугами — школа дайвинга и йоги, агентство активных приключений или экопутешествий.
Ведение бизнеса в Таиланде не потребует больших издержек. «Благодаря лицензии от BOI — агентства, регулирующего инвестиции в Таиланде, — мы получили право на ряд привилегий, за счёт которых мы уменьшим корпоративный подоходный налог и налог на добавочную стоимость на протяжении нескольких лет. Также компания приобрела право оформления рабочей визы на всех своих иностранных сотрудников, которые могут теперь находиться в стране безвыездно в течение года», — приводит в пример Екушевский свою компанию. На бизнес в Таиланде Busfor тратит меньше денег, чем в других странах присутствия — Украине, Белоруссии и Польше.
Доминикана — страна третьего мира, но не стоит думать, что с 1 млн рублей в кармане тут можно развернуться. «$13 000 — это очень небольшая сумма для бизнеса в Доминикане. Я бы предположил, что тут входной билет в бизнес с прибылью от $700–1000 в месяц начинается от $70 000 — 100 000», — говорит предприниматель Тимур Тазетдинов (в Доминикане у него кроличья ферма).
По словам Тазетдинова, на $13 000 можно открыть только микробизнес и, скорее всего, работать придётся самому. Для этого нужно будет изучить доминиканские реалии. Например, чтобы автолавка с фастфудом стала успешной, продавать в ней нужно местную недорогую еду с расчётом на небогатое население и бойко говорить по-испански. Если открывать салон красоты, то ориентироваться стоит на иностранцев, а для этого нужно знать английский, немецкий, французский, русский языки. Ещё можно заняться трансферами или экскурсиями, но в этих сферах очень высокая конкуренция. Тем, кому это кажется сложным, проще найти небольшой работающий бизнес и вложиться в него как соинвестор.
Небольшой традиционный бизнес на 1 млн рублей в Израиле построить практически невозможно. Основатель LPgenerator Артём Кабалкин, открывший компанию в Израиле в 2011 году, утверждает, что главное препятствие — экономика страны, характеризующаяся высокой покупательской способностью населения. Средняя месячная зарплата за 2015 год — примерно 9000 шекелей, или 175 000 рублей.
«Крепкая валюта и стабильная экономика определяют высокий уровень цен практически на все товары, начиная от автомобилей и заканчивая квартирами. Такие исходные данные создают высокий порог для запуска даже малого бизнеса в Израиле», — говорит Кабалкин. Он приводит в пример стартовый капитал нескольких бизнесов, которые в России кажутся не слишком затратными: для открытия небольшого кафе по франшизе понадобится 7,8 млн рублей, а ларьки с фалафелем или шаурмой будут стоить не меньше 3 млн рублей. Прачечные, парикмахерские, киоски по продаже мобильных аксессуаров и прочие микробизнесы потребуют вложений от 2,9 млн рублей. «За 1 млн рублей в Израиле вы не сможете открыть офлайн-бизнес, зато можно купить трёхлетний Ford Focus или отлично отдохнуть на Мёртвом море и в Эйлате», — резюмирует Кабалкин. Единственный вариант — стать технологическим предпринимателем. Тут затраты предсказать сложно — и зависят они от компетенций и инновационных идей.
Фотография на обложке: Philip Lange / Shutterstock