Жизнь после смерти: Проекты, которые зарабатывают на переработке мусора
Что можно сделать из бутылки, бумажки и подгузникаЭтой весной страны Евросоюза утвердили программу, по которой планируют увеличить число перерабатываемых твёрдых бытовых отходов до 70% в 2030 году. Сейчас они перерабатывают чуть больше половины таких отходов. Главные проблемы, связанные с переработкой отходов – невозможность заработать на производстве товаров из мусора. «Секрет» выбрал 5 компаний, которые уже зарабатывают на товарах, производящихся из бытовых отходах.
Весной 2017 года страны Евросоюза утвердили программу, по которой планируют увеличить число перерабатываемых твёрдых бытовых отходов до 70% в 2030 году. Сейчас в ЕС перерабатывается чуть больше половины таких отходов. Переработку мусора непросто монетизировать, поэтому частные предприниматели берутся за это дело неохотно. «Секрет» рассказывает о пяти компаниях, которые успешно зарабатывают на том, что давно сдали в утиль.
Кровельные материалы из подгузников
Североамериканская компания Knowaste с 1990-х разрабатывала технологию переработки подгузников, прокладок, тампонов и прочих средств гигиены. Технология такая: средства гигиены отправляют в автоклав, нагревают, измельчают, стерилизуют с помощью термической обработки, удаляют загрязнения и гранулируют. На следующем этапе из гранул получаются кровельные материалы. Knowaste запатентовала технологию превращения подгузников и других средств гигиены в небольшие белые гранулы, больше похожие на гомеопатические лекарства. И в 2011 году компания открыла завод West Bromwich в Шотландии.
В год в Великобритании выбрасывают около 3 млрд подгузников, каждый из которых разлагается больше 500 лет. Страны, входящие в Еврозону, обязаны увеличивать объёмы перерабатываемого мусора, так что британское правительство Knowaste всячески поддерживало. И даже помогло наладить доставку использованных средств гигиены из домов престарелых и детских садов. C момента открытия завод переработал 77 млн подгузников. И хотя производство показало себя как доходное, увы, местные жители начали жаловаться на запах завода.
West Bromwich пришлось закрыть, компания пообещала переработать технологию и открыть новый завод в Западном Лондоне, вложив в него 14 млн фунтов стерлингов. Но городские власти остались недовольны новым вариантом технологии и, опасаясь запахов, на днях окончательно отказали Knowaste в постройке завода. Компания не растерялась и уже строит аналогичный завод в районе Модранд в провинции Гаутенг в Южной Африке: он будет открыт до конца года. Регион был выбран неслучайно: плотность населения там самая высокая в ЮАР. Население Гаутенга выбрасывает больше 1,7 млрд подгузников ежегодно.
Дерево из газет
История проекта Newspaperwood примечательна тем, что технологию переработки придумали не люди с техническим образованием, а дизайнеры. Ещё будучи студентом нидерландской Design Academy Eindhoven, Мики Мейер обратил внимание на то, что до 30% тиражей газет не раскупается. Его возмутили эти цифры: ведь ради создания газет вырубались леса. В Западной Африке, на Мадагаскаре и в Южной Азии вырублено 90% прибрежных тропических лесов, в Южной Америке — 40%. Мики Мейер читал предсказания учёных, что при таких темпах вырубки тропические леса не протянут больше 100 лет.
У Мики Мейера возникла идея научиться превращать газеты обратно в дерево. Идея была на поверхности: спрессовать и склеить стопку газет. Проблема в реализации была скорее дизайнерской: как сделать материал максимально похожим по цвету и фактуре на дерево. В итоге Мики Майер придумал, что склеивать газетные листы нужно не стопкой, а под разными углами, а затем помещать под пресс. Клей используется органический, без растворителей и пластификаторов.
В результате с бумажной древесиной можно делать всё то же самое, что и с обычной: резать, фрезовать, шлифовать и покрывать лаком. Минус заключается в том, что обработка древесины из бумаги более дорогая. В итоге мебель, которая изготовлена из бумажной древесины, стоит выше рынка: от 500 евро за барный стул до 3000 евро за комод. Делает эту мебель нидерландская дизайн-студия Vij5. По словам представителей студии, проект, созданный Мики Майером, себя окупает.
Футболки из пластиковых бутылок
Одежду из переработанных пластиковых бутылок делают несколько компаний: американская Picture делает спортивную одежду (самый популярный товар — водолазные костюмы), другая американская компания — Oak Hall Industries — изготавливает мантии и шапочки-конфедератки для выпускников. Итальянская Zegna выпустила куртку из переработанного пластика со встроенными солнечными панелями для подзарядки телефона. Единственной, кто пытался делать из пластика повседневную одежду, до недавнего времени была британская Sainsbur, выпустившая коллекцию рубашек из переработанного пластика — и это была разовая акция. Но первым человеком, который попытался систематически зарабатывать на производстве такой одежды, оказался живущий в Дубае британец Крис Барбер. Он изготавливает джинсы, топы, флисовые рубашки и бейсболки и продаёт их в Дубае, Великобритании и США.
Для изготовления одной бейсболки необходимо три полулитровых пластиковых бутылки, для пары спортивных шортов — около 30 бутылок. Стоимость «пластиковой» футболки составляет около $30, бейсболки — около $4. «Пряжа» и получаемая впоследствии полиэстеровая ткань производятся в Китае. Крис Барбер объясняет, как ему в голову пришла идея бизнеса: «Изначально такая пряжа предназначалась для изготовления сумок для супермаркетов. Однако когда я увидел некоторые образцы полученной ткани, то подумал, что они ничуть не хуже некоторых видов текстиля».
Пластиковое волокно можно применять в чистом виде, а можно смешивать с хлопчатобумажной нитью в различных пропорциях. К примеру, для производства футболки соотношение этих нитей - 50:50. Для джинсов и флисовых топов пластикового волокна берётся 65% (для крепости), а хлопка — 35% (для мягкости), рассказывает британец.
Одежда из пластика продаётся уже год, технология окупилась, и сейчас Барбер планирует перевести производственные мощности из Китая в Арабские Эмираты, чтобы лучше контролировать качество ткани.
Туалетная бумага из макулатуры
Мировым лидером потребления туалетной бумаги являются США. Каждый американец использует около шесть рулонов туалетной бумаги в месяц. По мнению американского Natural Resources Defence Council, при таких темпах потребления один американец спускает в унитаз по дереву раз в три года и наносит вреда окружающей среде больше, чем водители «Хаммеров». Решением проблемы могло бы стать производство бумаги из смеси целлюлозы и макулатуры или, в идеале, только из макулатуры. Но такая бумага оказывается чуть более жёсткой, а потому потребители не спешат пользоваться ей. Несмотря на более низкую цену макулатурной бумаги, ею пользуется в штатах всего 50% населения, по данным Greenpeace.
Для производства туалетной бумаги из макулатуры может использоваться белая бумага с линовкой, книжно-журнальная и архивная (без переплётов, обложек и корешков, картон и обрезки картона, газетная бумага и газеты, газетная обрезь), которая после роспуска очищается от посторонних примесей. В России такую технологию использует всего несколько компаний, среди них называющая себя лидером рынка шведская SCA, выпускающая продукцию под маркой Zewa. Greenpeace подготовила специальную брошюру с рекомендациями по выпуску туалетной бумаги. По данным зоозащитников, не вся линейка Zewa делается из правильного сырья, а только «Zewa плюс» и «Zewa 54 метра».
Торговый центр отремонтированных вещей
В марте 2017 года в Швеции открылся первый в мире торговый центр, где продаются только товары, уже бывшие прежде в употреблении. Торговый центр называется ReTuna Återbruksgalleria: Tuna — в честь города, в котором находится (Эскильстуна, неофициально просто — Туна), återbruk означает «повторное использование». В центре здания — пункт приёма старья. Вещи, которые сдали туда посетители, сортируют по основным направлениям: мебель, компьютеры, одежда, игрушки, велосипеды, предметы для садоводства, строительные материалы. Товары попадают к владельцам профильных магазинов (сейчас их в центре 14). Владельцы магазинов всё, что могут починить, ремонтируют и выставляют на продажу. То, что починить не могут, отправляют на переработку. И хотя самим центром управляет городской муниципалитет, владельцы магазинов — частные предприниматели. «Для нас важно, что заработать предприниматели хотят не менее сильно, чем спасти планету», — говорит представитель муниципалитета Анна Бергстрём. По её словам, уже сейчас доходы предпринимателей покрывают расходы на зарплаты сотрудников ремонтных мастерских.
Фотография на обложке: Vij5