Опубликовано 10 июня 2016, 17:30

План Пейджа: Как основатель Google строит летающие автомобили

Утопия может стать реальностью

Инженеры десятилетиями пытались построить летающие машины, чтобы передвигаться и по земле, и по воздуху. Все начинания в этой области в ХХ веке провалились, летающие автомобили оставались утопией, выдуманным средством передвижения из фантастического мультсериала «Джетсоны». Однако в XXI веке за воплощение мечты взялся один из самых успешных бизнесменов современности, сооснователь Google Ларри Пейдж — об этом 9 июня рассказал Bloomberg Businessweek. Тайный стартап Пейджа называется Zee.Aero и существует уже пять лет. Вдохновившись примером своего друга Илона Маска, Пейдж надеется перевернуть индустрию транспорта. «Секрет» узнал, что делает Пейдж и чем его изобретение отличается от предыдущих попыток создать летающий автомобиль.

План Пейджа: Как основатель Google строит летающие автомобили

Инженеры десятилетиями пытались построить летающие машины, чтобы передвигаться и по земле, и по воздуху. Все начинания в этой области в ХХ веке провалились, летающие автомобили оставались утопией, выдуманным средством передвижения из фантастического мультсериала «Джетсоны». Однако в XXI веке за воплощение мечты взялся один из самых успешных бизнесменов современности, сооснователь Google Ларри Пейдж — об этом 9 июня рассказал Bloomberg Businessweek. Тайный стартап Пейджа называется Zee.Aero и существует уже пять лет. Вдохновившись примером своего друга Илона Маска, Пейдж надеется перевернуть индустрию транспорта. «Секрет» рассказывает, что делает Пейдж и чем его изобретение отличается от предыдущих попыток создать летающий автомобиль.

Машины для утопического будущего

Вероятно, прародителем всех летающих средств был аппарат, изобретённый Уильямом Сэмюэлом Хенсоном и Джоном Стрингфеллоу в 1841 году. «Воздушный паровой экипаж» пионеров авиации конструкцией был похож на винтомоторный самолёт. Хенсон и Стрингфеллоу запатентовали своё изобретение, но им так и не удалось построить работающий прототип.

Настоящими предшественниками летающих машин стали автожиры — винтокрылые летательные аппараты. В 1920-х американцу Гарольду Фредерику Питкэйрну удалось сделать автожир, который получил сертификацию правительства США и поступил в свободную продажу. В рамках рекламной кампании модели PCA-2 летательный аппарат даже приземлился на лужайку около Белого дома. В следующие десятилетия инженеры продолжали экспериментировать в этой области, но ни у кого не получалось продвинуться дальше маленьких партий и концепт-каров.

В 1960-х годах ничего не изменилось, но ажиотаж вокруг летающих машин вырос — в эфир вышел мультсериал «Джетсоны» о семье, которая живёт в 2060-х годах в утопическом будущем, где почти не нужно работать, а бытовые обязанности за людей выполняют различные умные приборы. Джетсоны передвигались на летающем устройстве, похожем на тарелку с прозрачной стеклянной крышей. Мультик был очень популярным, на нём выросли многие изобретатели, а уже в 1966 году появилась первая машина, сравнимая с сегодняшними летающими автомобилями, — Aero-Car. Её создатели хотели передвигаться на одном транспортном средстве и по дорогам, и по воздуху. Машина запомнилась многим и даже появилась в мультике Disney «Самолёты» в 2013 году.

Boeing Sky Commuter

Boeing Sky Commuter

© © Barrett-Jackson

В 1990-х в продажу поступила летающая машина Boeing Sky Commuter. Она стоила $71 500, а компания потратила на её создание $6 млн, но разработка не стала массовой и не имела коммерческого успеха.

Современные летающие автомобили — между Tesla и личным самолётом

Над созданием летающих машин работает не один Пейдж. В 2014 году словакская компания АeroMobil представила машину, которая может летать на расстояния до 692 км на одном баке топлива. По словам создателей, её владельцы могут ездить по дорогам и использовать для полётов все существующие аэропорты. Сооснователь компании Юрай Вацулик говорит, что машина поступит в продажу в 2017 году и будет стоить несколько сотен тысяч долларов. Первая коммерческая модель сможет развивать скорость в полёте до 200 км/ч.

Обещания компаний сбываются не всегда — американский производитель летающих машин Terrafugia надеялся, что они поступят в продажу в 2011-м, потом релиз был перенесён на 2015 год, а сейчас разработчики обещают, что автомобиль будет готов в 2018 году, но в продажу он поступит только в 2025-м. Первые прототипы машины уже совершили тестовые полёты. Модель TF-X будет развивать скорость до 322 км/ч и летать на расстояния до 800 км. Цена автомобиля — $120 000.

У АeroMobil и Terrafugia есть несколько конкурентов, которые создают похожие летательные аппараты. Например, немецкая компания Lilium Aviation разрабатывает джеты с возможностью вертикальной посадки и взлёта, которые станут первыми в мире полностью электрическими личными самолётами. Кроме того, на этом же рынке работает немецкая компания e-volo, выпускающая электрические вертолёты.

Terrafugia

Terrafugia

© © Flickr / Eddie Pham / CC BY-SA 3.0

План Пейджа

Как и его друг Илон Маск, Ларри Пейдж давно мечтает изменить транспортную индустрию. Два предпринимателя часто встречаются и обсуждают будущее технологий. Основатель Tesla Motors хочет создать дорогостоящий электрический самолёт с возможностью вертикального взлёта и посадки. Компания Пейджа Zee.Aero строит более дешёвую версию.

«У меня есть маленькие дети, и я хочу, чтобы они были в безопасности, и хочу, чтобы все пешеходы тоже чувствовали себя безопаснее; я надеюсь, что слепые и старые люди, а также дети смогут свободно передвигаться», — сказал Пейдж в интервью Bloomberg Businessweek. Бизнесмен надеется, что появление личного летающего транспорта позволит сделать перемещение в пространстве максимально удобным и быстрым: с одной стороны, «водителям» не придётся стоять в пробке, а с другой — летающие машины помогут избежать неудобств, связанных с перелётом в больших самолётах, где мало пространства и много людей.

Сооснователь и исполнительный директор Google держит все разработки, касающиеся летающей машины, в строжайшем секрете, так что про его компанию Zee.Aero известно очень мало. Она была основана в 2010 году, штаб-квартира находится рядом с офисом Google в Кремниевой долине. Пейдж вкладывает в развитие стартапа собственные деньги — со дня основания он потратил на проект около $100 млн. Тестовые полёты проводятся в городке Холлистер в часе езды от Маунтин-Вью.

Bloomberg Businessweek удалось узнать о внутренних проблемах в компании. Несмотря на большое количество профессионалов (Пейдж нанял ведущего специалиста по летающим машинам, бывшего сотрудника NASA и профессора Стэнфорда Илана Кру) и достаточное финансирование, Пейдж недоволен скоростью развития компании и неудачным дизайном первой версии автомобиля. Кру запатентовал очень длинный автомобиль, рассчитанный на одного человека, но позже, после изготовления нескольких прототипов, от этой модели отказались. В 2015 году Кру покинул компанию, и пост СЕО занял бывший технический директор компании Эрик Эллисон. С момента его прихода сотрудники компании разрабатывают новый дизайн машины.


Эскиз одной из патентных заявок Zee.Aero

Эскиз одной из патентных заявок Zee.Aero

Чтобы вдохновить сотрудников Zee.Aero на быстрое развитие, Пейдж финансирует ещё один стартап — Kitty Hawk, который был основан в прошлом году. Про него известно ещё меньше, чем про первую транспортную компанию Пейджа. Kitty Hawk тоже занимается разработкой летающих автомобилей, а компанию возглавляет Себастьян Трун — профессор Стэнфорда и создатель беспилотных автомобилей Google. Пока в его распоряжении только маленькая команда инженеров, но Пейдж надеется, что они составят конкуренцию Zee.Aero.

Неясно, когда разработки Zee.Aero станут доступными и случится ли это вообще — идея летающих машин существует почти столетие, но пока ни одно начинание не увенчалось успехом. Мечта о таком транспорте кажется привлекательной для режиссёров и писателей. В научной фантастике много говорится о свободе передвижения на летающих авто, но ничего — об огромных счетах на содержание и досмотр летающего транспорта, законах, регулирующих передвижение в воздухе, правах на управление такими машинами, поиске подходящих площадок для парковки и других трудностях. С другой стороны, Пейдж ставит перед собой большую цель и пытается создать действительно революционную технологию, в отличие от многих предпринимателей Кремниевой долины, о которых журналист Кара Свишер говорила: «Это большие умы, которые гонятся за маленькими идеями».

Фотография на обложке: Universal Pictures