План Пейджа: Как основатель Google строит летающие автомобили
Утопия может стать реальностьюИнженеры десятилетиями пытались построить летающие машины, чтобы передвигаться и по земле, и по воздуху. Все начинания в этой области в ХХ веке провалились, летающие автомобили оставались утопией, выдуманным средством передвижения из фантастического мультсериала «Джетсоны». Однако в XXI веке за воплощение мечты взялся один из самых успешных бизнесменов современности, сооснователь Google Ларри Пейдж — об этом 9 июня рассказал Bloomberg Businessweek. Тайный стартап Пейджа называется Zee.Aero и существует уже пять лет. Вдохновившись примером своего друга Илона Маска, Пейдж надеется перевернуть индустрию транспорта. «Секрет» узнал, что делает Пейдж и чем его изобретение отличается от предыдущих попыток создать летающий автомобиль.
Инженеры десятилетиями пытались построить летающие машины, чтобы передвигаться и по земле, и по воздуху. Все начинания в этой области в ХХ веке провалились, летающие автомобили оставались утопией, выдуманным средством передвижения из фантастического мультсериала «Джетсоны». Однако в XXI веке за воплощение мечты взялся один из самых успешных бизнесменов современности, сооснователь Google Ларри Пейдж — об этом 9 июня рассказал Bloomberg Businessweek. Тайный стартап Пейджа называется Zee.Aero и существует уже пять лет. Вдохновившись примером своего друга Илона Маска, Пейдж надеется перевернуть индустрию транспорта. «Секрет» рассказывает, что делает Пейдж и чем его изобретение отличается от предыдущих попыток создать летающий автомобиль.
Машины для утопического будущего
Вероятно, прародителем всех летающих средств был аппарат, изобретённый Уильямом Сэмюэлом Хенсоном и Джоном Стрингфеллоу в 1841 году. «Воздушный паровой экипаж» пионеров авиации конструкцией был похож на винтомоторный самолёт. Хенсон и Стрингфеллоу запатентовали своё изобретение, но им так и не удалось построить работающий прототип.
Настоящими предшественниками летающих машин стали автожиры — винтокрылые летательные аппараты. В 1920-х американцу Гарольду Фредерику Питкэйрну удалось сделать автожир, который получил сертификацию правительства США и поступил в свободную продажу. В рамках рекламной кампании модели PCA-2 летательный аппарат даже приземлился на лужайку около Белого дома. В следующие десятилетия инженеры продолжали экспериментировать в этой области, но ни у кого не получалось продвинуться дальше маленьких партий и концепт-каров.
В 1960-х годах ничего не изменилось, но ажиотаж вокруг летающих машин вырос — в эфир вышел мультсериал «Джетсоны» о семье, которая живёт в 2060-х годах в утопическом будущем, где почти не нужно работать, а бытовые обязанности за людей выполняют различные умные приборы. Джетсоны передвигались на летающем устройстве, похожем на тарелку с прозрачной стеклянной крышей. Мультик был очень популярным, на нём выросли многие изобретатели, а уже в 1966 году появилась первая машина, сравнимая с сегодняшними летающими автомобилями, — Aero-Car. Её создатели хотели передвигаться на одном транспортном средстве и по дорогам, и по воздуху. Машина запомнилась многим и даже появилась в мультике Disney «Самолёты» в 2013 году.
В 1990-х в продажу поступила летающая машина Boeing Sky Commuter. Она стоила $71 500, а компания потратила на её создание $6 млн, но разработка не стала массовой и не имела коммерческого успеха.
Современные летающие автомобили — между Tesla и личным самолётом
Над созданием летающих машин работает не один Пейдж. В 2014 году словакская компания АeroMobil представила машину, которая может летать на расстояния до 692 км на одном баке топлива. По словам создателей, её владельцы могут ездить по дорогам и использовать для полётов все существующие аэропорты. Сооснователь компании Юрай Вацулик говорит, что машина поступит в продажу в 2017 году и будет стоить несколько сотен тысяч долларов. Первая коммерческая модель сможет развивать скорость в полёте до 200 км/ч.
Обещания компаний сбываются не всегда — американский производитель летающих машин Terrafugia надеялся, что они поступят в продажу в 2011-м, потом релиз был перенесён на 2015 год, а сейчас разработчики обещают, что автомобиль будет готов в 2018 году, но в продажу он поступит только в 2025-м. Первые прототипы машины уже совершили тестовые полёты. Модель TF-X будет развивать скорость до 322 км/ч и летать на расстояния до 800 км. Цена автомобиля — $120 000.
У АeroMobil и Terrafugia есть несколько конкурентов, которые создают похожие летательные аппараты. Например, немецкая компания Lilium Aviation разрабатывает джеты с возможностью вертикальной посадки и взлёта, которые станут первыми в мире полностью электрическими личными самолётами. Кроме того, на этом же рынке работает немецкая компания e-volo, выпускающая электрические вертолёты.
План Пейджа
Как и его друг Илон Маск, Ларри Пейдж давно мечтает изменить транспортную индустрию. Два предпринимателя часто встречаются и обсуждают будущее технологий. Основатель Tesla Motors хочет создать дорогостоящий электрический самолёт с возможностью вертикального взлёта и посадки. Компания Пейджа Zee.Aero строит более дешёвую версию.
«У меня есть маленькие дети, и я хочу, чтобы они были в безопасности, и хочу, чтобы все пешеходы тоже чувствовали себя безопаснее; я надеюсь, что слепые и старые люди, а также дети смогут свободно передвигаться», — сказал Пейдж в интервью Bloomberg Businessweek. Бизнесмен надеется, что появление личного летающего транспорта позволит сделать перемещение в пространстве максимально удобным и быстрым: с одной стороны, «водителям» не придётся стоять в пробке, а с другой — летающие машины помогут избежать неудобств, связанных с перелётом в больших самолётах, где мало пространства и много людей.
Сооснователь и исполнительный директор Google держит все разработки, касающиеся летающей машины, в строжайшем секрете, так что про его компанию Zee.Aero известно очень мало. Она была основана в 2010 году, штаб-квартира находится рядом с офисом Google в Кремниевой долине. Пейдж вкладывает в развитие стартапа собственные деньги — со дня основания он потратил на проект около $100 млн. Тестовые полёты проводятся в городке Холлистер в часе езды от Маунтин-Вью.
Bloomberg Businessweek удалось узнать о внутренних проблемах в компании. Несмотря на большое количество профессионалов (Пейдж нанял ведущего специалиста по летающим машинам, бывшего сотрудника NASA и профессора Стэнфорда Илана Кру) и достаточное финансирование, Пейдж недоволен скоростью развития компании и неудачным дизайном первой версии автомобиля. Кру запатентовал очень длинный автомобиль, рассчитанный на одного человека, но позже, после изготовления нескольких прототипов, от этой модели отказались. В 2015 году Кру покинул компанию, и пост СЕО занял бывший технический директор компании Эрик Эллисон. С момента его прихода сотрудники компании разрабатывают новый дизайн машины.
Чтобы вдохновить сотрудников Zee.Aero на быстрое развитие, Пейдж финансирует ещё один стартап — Kitty Hawk, который был основан в прошлом году. Про него известно ещё меньше, чем про первую транспортную компанию Пейджа. Kitty Hawk тоже занимается разработкой летающих автомобилей, а компанию возглавляет Себастьян Трун — профессор Стэнфорда и создатель беспилотных автомобилей Google. Пока в его распоряжении только маленькая команда инженеров, но Пейдж надеется, что они составят конкуренцию Zee.Aero.
Неясно, когда разработки Zee.Aero станут доступными и случится ли это вообще — идея летающих машин существует почти столетие, но пока ни одно начинание не увенчалось успехом. Мечта о таком транспорте кажется привлекательной для режиссёров и писателей. В научной фантастике много говорится о свободе передвижения на летающих авто, но ничего — об огромных счетах на содержание и досмотр летающего транспорта, законах, регулирующих передвижение в воздухе, правах на управление такими машинами, поиске подходящих площадок для парковки и других трудностях. С другой стороны, Пейдж ставит перед собой большую цель и пытается создать действительно революционную технологию, в отличие от многих предпринимателей Кремниевой долины, о которых журналист Кара Свишер говорила: «Это большие умы, которые гонятся за маленькими идеями».
Фотография на обложке: Universal Pictures