Кого ИИ заменит уже в 2025 году. Мнение экспертов
О том, что вскоре многие профессии могут просто исчезнуть из-за повсеместного внедрения искусственного интеллекта (ИИ), сейчас не говорит только ленивый. Прогнозов много — одни выглядят пока довольно фантастично, другие — пугающе, а третьи пока ещё проходят под знаком «может быть при определённых условиях». Тем не менее сложно отрицать, что ИИ уже сейчас меняет нашу жизнь и продолжит это делать в самом ближайшем будущем. Что и кого заменят машины и программы в 2025 году — «Секрет» узнал у экспертов.
/imgs/2025/01/10/12/6703843/0f8b17cc44a5d355640b14f5eb6ef3461b066565.jpg)
© Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com/stockgiu
Рабочие рутины
В 2025 году использование генеративного ИИ уже будет стандартным инструментом для повышения эффективности сотрудников, особенно для внутренней автоматизации процессов, уверен директор по данным «Авито» Андрей Рыбинцев.
/imgs/2025/01/10/12/6703908/901e6a64c062e965d9b30b5f677a1846f93fc975.jpg)
Отсутствие ИИ-сценариев в продукте или бизнес-процессе будет восприниматься как большая редкость. Речь идёт не только о генеративном ИИ, а о любом виде ИИ, который помогает в персонализации, автоматизации или улучшении взаимодействия с клиентами. Кто не использует ИИ для этих целей, рискует отстать от конкурентов.
Автоматизация офисных процессов — один из главных фокусов, на котором концентрируются компании, указала специалист по интернет-маркетингу и SMM Марина Евстифеева. По её словам, искусственный интеллект уже успешно заменяет такие процессы, как:
- обработка электронной почты;
- ввод данных;
- написание отчётов;
- создание презентаций;
- подготовка документов;
- автоматизация ответов на вопросы команды.
/imgs/2025/01/10/12/6703913/11c3d0a09ade55302d9fa35b07ae3e0c79065131.jpg)
Уже сейчас ИИ отлично справляется с рутинными тасками и помогает не только с автоматизацией, но и со сложными задачами по сбору и анализу информации. Это в первую очередь ставит под угрозу профессии, основанные на повторяющихся процессах.
Если говорить о конкретных специальностях, которые находятся в зоне риска, то, по словам Голубовской, это роли, связанные с данными и знаковыми системами. Например, ресёрчеры, копирайтеры, операторы по работе с таблицами, цифрами и текстами.
Плохая новость для специалистов этого профиля, но хорошая — для их работодателей.
/imgs/2025/01/10/13/6703924/cbe03870705ff0740c82844d540e3b1a2113370a.jpg)
Это значит, что компании смогут сократить количество сотрудников, занятых монотонной рутинной работой, повысив при этом производительность.
Службы поддержки и голосовые помощники
Уже сегодня многие компании используют голосовых ботов и чат-ботов для общения с клиентами.
Нареканий на таких помощников всё ещё много — часто они не в состоянии понять сложные задачи и кейсы, с которыми обращаются пользователи, и отвечают штампованными ответами, реагируя не на смысл, а на ключевое слово. А люди, которые уже прочитали ту же самую информацию на сайте компании и не поняли, что им делать, только раздражаются, наткнувшись на дружелюбного цифрового ассистента.
Однако прогресс не стоит на месте — и эксперты уверены, что совсем скоро нейросети обучатся отвечать на самые нестандартные вопросы пользователей не хуже, чем живой человек.
/imgs/2025/01/10/13/6703926/7d1d688c1df68e9b83176ad51cba4f554b6477b2.jpg)
В 2025 году эти технологии достигнут уровня, когда пользователь не сможет отличить разговор с ИИ от беседы с человеком. Алгоритмы обработки языка человека позволят ИИ решать не только стандартные запросы, но и более сложные вопросы клиентов. Такие системы смогут проводить переговоры, давать консультации по продуктам, закрывать сделки, автоматически оформлять заказы.
Аналитика и анализ
Один из ключевых этапов аналитики — сбор данных из различных источников. Уже сейчас он занимает в разы меньше времени благодаря нейросетевым инструментам. А вскоре ИИ смогут полноценно включиться и в процесс собственно аналитики и делать довольно точные выводы, исходя из собранных данных.
Так, с помощью ИИ можно прогнозировать спрос, просчитывать риски и составлять бизнес-план.
/imgs/2025/01/10/13/6703927/3f0e83622127c3650ced716f37a67413eb25760c.jpg)
Системы способны автоматически извлекать данные из разных ресурсов, очищать их от дублирующей или ошибочной информации, структурировать для дальнейшего анализа. ИИ за минуты может обрабатывать огромные массивы данных, выявлять паттерны и зависимости, предсказывать будущие события или тренды и генерировать инфографику для наглядной подачи информации.
Создание контента
В последние годы нейросети стали привычными помощниками для копирайтеров, SMM-специалистов, иллюстраторов и прочих создателей контента.
/imgs/2025/01/10/13/6703929/8016d7040f8a1128d2c4fb6a1376e8b09d030e0d.jpg)
Благодаря искусственному интеллекту значительно сократятся время и затраты на такие задачи, как написание текстов, создание сценариев для видеороликов, создание графических материалов (для любой цели), генерация анимации, видеороликов и даже музыки.
При этом в начале этого пути неоднократно подчёркивалось, что ИИ пока не может полностью заменить человека в творческих процессах и выступает скорее помощником, чтобы генерировать идеи или улучшать имеющийся контент. Но ключевое слово тут — «пока».
Да, возможно, не в 2025-м, но уже на нашем веку нейросети могут развиться достаточно, чтобы заменить человека во многих околотворческих задачах. Останутся только самые талантливые, а остальным придётся искать новую работу. Или переквалифицироваться в промпт-инженеров («погонщиков» нейросетей) по принципу «не можешь победить — возглавь».
/imgs/2025/01/10/13/6703930/82d03c446dab9f9fa230194797a0721810615cc1.jpg)
Роль человека остаётся важной в постановке задач, контроле качества и стратегическом управлении, так как даже самые умные алгоритмы требуют чётких указаний и направлений.
Скоро ли ждать повсеместного внедрения ИИ
Несмотря на то что всё вышеперечисленное уже реальные и доказавшие свою эффективность сценарии, ожидать, что в 2025 году все компании начнут использовать ИИ, пока не приходится. Процесс перехода на новые технологии идёт гораздо медленнее, чем развиваются эти самые технологии. И многие люди в бизнесе до сих пор слабо понимают, чем именно им поможет ИИ.
/imgs/2025/01/10/12/6703914/2344fd99351072ab1a32c835e1cbf00fe0654aa9.jpg)
Предыдущие несколько лет можно охарактеризовать как период интенсивных и порой сумбурных инвестиций в генеративный ИИ. С технологической точки зрения прорыв состоялся, но если оценивать реальное внедрение этих технологий в продукты, то многие ожидания не оправдались.
Однако эксперты сходятся во мнении, что уже в 2025 году профессии, связанные с ИИ, метавселенными, разработкой виртуальной реальности и цифровых помощников, выйдут на первый план и станут очень востребованы на рынке труда.
А те фирмы, которые так и не начнут смотреть в сторону оптимизации различных процессов и задач за счёт ИИ и нейросетей, рискуют быстро проиграть в конкурентной борьбе более продвинутым игрокам. Правда, тут важно с умом подходить к процессу и понимать, что не все задачи можно и нужно сваливать на цифровых помощников.
/imgs/2025/01/10/12/6703915/9bcd14f272ee01c8882407149eeb095ee5466698.jpg)
2025 станет годом более взвешенного и осознанного применения генеративного ИИ. Станет очевидным, какие сценарии реально работают, а какие не приживаются, и мы увидим более практичные и прикладные применения технологий.
Кого ИИ заменить не сможет
Если вам стало тревожно за будущее своей карьеры, разбавим ложкой мёда. Всё ещё есть и будут сферы, где ИИ долго не сможет заменить человека. Это прежде всего роли, которые требуют эмпатии и эмоционального интеллекта, считает Татьяна Голубовская. Например:
- томенторы, наставники, тренеры, коучи, учителя;
- специалисты службы заботы;
- HR;
- менеджеры по продажам;
- психологи и др.
/imgs/2025/01/10/12/6703916/dcfd9ecb19f66c084395d903d190e7c7dceb1f33.jpg)
В работе, подразумевающей связку «человек — человек», ключевую роль играет понимание эмоций и тонких нюансов, недоступных алгоритмам. К сожалению, ChatGPT и другие технологии нам здесь не помогут. Они могут выступить вспомогательным инструментом для таких специалистов — например, их часто используют в симуляторах. Однако они никак не станут полноценной заменой высококлассных кадров.
Чтобы оставаться востребованными в эпоху стремительного развития технологий, важно развивать навыки, которые невозможно заменить с помощью ИИ, такие как лидерство, эмпатия, командная работа и креативность, подчеркнула Голубовская. Искусственный интеллект обладает исключительными способностями к обучению, но эмоциональная глубина, стратегическое мышление и способность находить нестандартные решения остаются сильной стороной человека.