07 июля в 15:44

Зачем создавать личный фонд и как это поможет сохранить бизнес-активы после смерти

Президент России Владимир Путин подписал законопроект, благодаря которому в России можно будет создавать личные фонды. С их помощью предприниматели ещё при жизни смогут урегулировать вопросы наследования и управления бизнесом. Закон вступит в силу 1 марта 2022 года. Зачем он нужен и как именно будет работать, «Секрету фирмы» рассказали советник провайдера налогово-юридических услуг NOA Circle Russia Арсен Данелян и старший юрист компании Алексей Бир.
Зачем создавать личный фонд и как это поможет сохранить бизнес-активы после смерти

1 июля 2021 года президент Владимир Путин разрешил россиянам создавать личные фонды для управления бизнесом по аналогии с европейскими частными фондами (так называемые Stiftung).

По закону, личный фонд — это некоммерческая организация, которая управляет имуществом человека. Создать фонд может как сам человек при жизни (личный фонд), так и нотариус после его смерти (наследственный фонд). Кроме управления имуществом фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, создавать коммерческие организации или участвовать в них.

В России долгое время не хватало подобного инструмента, который бы позволял бизнесменам управлять активами в соответствии с их целями. Учитывая стоимость первоначального взноса — от 100 млн рублей, — пользователями таких фондов станут российские хайнеты (High Net Worth Individuals — люди с состоянием от $1 млн до $30 млн).

Как этот вопрос решали до сих пор?

В 2018 году россиянам разрешили учреждать наследственные фонды. Гражданин мог указать в завещании, что после его смерти нужно создать наследственный фонд для управления его имуществом, бизнесом и активами.

Руководство фондом поручали доверенным лицам и определяли, кому, сколько и на какие цели должны идти прибыль или выплаты из имущества фонда. Но была одна проблема: фонд создавали только после смерти учредителя, поэтому никак нельзя было протестировать работу организации, учесть ошибки и внести правки в учредительные документы.

Основным недостатком наследственного фонда оказалась невозможность создать его при жизни наследодателя. Поэтому зачастую российские бизнесмены решали вопросы наследования и управления компаниями через иностранные трасты и частные фонды, которые выполняли разные функции — от инвестирования и увеличения капитала семьи до «поддержания» текущих активов (к примеру, оплачивать налоги на зарубежную недвижимость или осуществлять взносы в благотворительные фонды без участия самого бенефициара).

Однако, если активы располагались в России, учредители сталкивались с рядом юридических препятствий. К примеру, российскую недвижимость можно просто взять и внести в траст. Но траст не признаётся самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, в связи с этим он не может стать собственником актива. Кроме того, российские банки неохотно открывают счета для иностранных трастов и частных фондов структур.

Новый закон закроет этот пробел. В России появится возможность урегулировать вопросы наследования и управления бизнесом ещё при жизни учредителя, а наследственный (или «посмертный») фонд признают разновидностью личного фонда, с определённой в Гражданском кодексе (ГК РФ) спецификой.

Чем личный фонд отличается от наследственного?

При создании личного нужно передать фонду имущество, рыночная стоимость которого — как минимум 100 млн рублей (цену рассчитывает независимый оценщик). При этом никто кроме учредителя не может внести имущество в фонд. На «посмертные» фонды ограничение по стоимости имущества не распространяется.

Зачем создавать личный фонд?

Представим, что глава семьи решил уйти на пенсию и передать управление активами в другие руки. Если дети слишком зелены, фонд может взять на себя управление большими активами. Руководящие должности могут занимать менеджеры, которым учредитель доверяет, и близкие люди, которые будут сдерживать или менять их в случае некомпетентности. А выгодоприобретателями фонда будут дети.

Есть и другой пример. Предположим, человек захотел учредить отдельное юрлицо для благотворительности. Личный фонд может стать хорошим решением в таких целях и выступать автономной структурой, которая станет осуществлять такие пожертвования.

Какие документы нужны для организации личного фонда?

Своеобразная «конституция» для фонда — это решение о его учреждении и устав. Но есть и необязательные документы — к примеру, утверждающие условия управления личным фондом и иные внутренние документы фонда, обязательные для органов управления. Все документы, кроме внутренних, нужно удостоверять у нотариуса.

На основании вышеуказанных документов работают управляющие и руководящие позиции. Для России личные фонды — практика новая, поэтому по аналогии с зарубежными примерами можно предположить, что внутренние документы будут закреплять обязанности фонда, который тот будет исполнять. К примеру, финансово поддерживать бенефициаров, покрывать определённые расходы, инвестировать свободный капитал и так далее.

Есть нюанс — информация, которая содержится во внутренних документах фонда, полностью конфиденциальна. Не подлежит раскрытию и отчёт об использовании имущества личного фонда. Исключение в доступе могут сделать для выгодоприобретателей фонда — физлиц и организаций (кроме коммерческих), которым учредитель решил передать свои активы. Для этого им следует обратиться в саму организацию или к нотариусу за информацией об условиях управления в той части, в которой это их непосредственно касается.

Зачем создавать личный фонд и как это поможет сохранить бизнес-активы после смерти

Фото: depositphotos.com

Кто получит выгоду от фонда

Если отвечать кратко — выгодоприобретателем станет тот, кого выберет учредитель фонда или органы управления. Бенефициарами могут быть члены семьи, сам учредитель (если отдельно прописать это в уставе) и близкие ему люди. Важно подтвердить трастовым управляющим, что с этим человеком у вас есть что-то общее. Иначе учредителя могут заподозрить в отмыве денежных средств.

Выгодоприобретателем может быть и юрлицо, но только не коммерческая организация. Более того, бенефициарами могут стать неродившиесяся дети, будущее поколение внуков и правнуков и так далее.

Права выгодоприобретателей в личном фонде (как и в наследственном) надёжно защищены: они не переходят по наследству, их нельзя подарить и передать другим лицам, а кредиторы никак не могут претендовать на них. После смерти гражданина-выгодоприобретателя или ликвидации выгодоприобретателя-юрлица можно назначить новых.

Кто может управлять фондом

Учредитель не может руководить личным фондом, а наследственным — выгодоприобретатель. В остальном единоличным исполнительным органом фонда или членом коллегиального органа управления фонда может быть как физлицо, так и компания.

При жизни руководителей назначает учредитель, а после его смерти — так, как написано в уставе и условиях фонда. Также в уставе он может прописать, что в фонде должен быть собран высший коллегиальный орган и попечительский совет, в состав которых могут входить выгодоприобретатели или учредитель личного фонда.

Созвать можно и надзорный орган, который будет согласовывать сделки и прекращать полномочия единоличного исполнительного органа при его недобросовестности с назначением врио.

Если в фонде не смогут достигнуть консенсуса, действует следующее правило: если в течение года после смерти учредителя органы фонда не сформируют с учетом необходимого кворума (количество участников, при котором собрание считается состоявшимся), то фонд подлежит ликвидировать по требованию выгодоприобретателей или государственного органа.

Какие есть ограничения

  • Запрещены замена учредителя личного фонда и «соучредительство» (наличие двух и более учредителей в личном фонде). Исключение делают только для супругов, которые вместе учредили личный фонд и передали ему общее имущество.

  • Личный фонд нельзя ликвидировать после смерти учредителя по решению органов управления организации. Но это правило работает, только если учредитель предусмотрел в уставе созданного личного фонда, что после смерти организация будет работать, как и прежде.

  • После смерти учредителя личный фонд нельзя реорганизовать.

Как быть кредиторам учредителя

Практике известны случаи, когда личный фонд использовали для вывода активов должников. Поэтому в законе прописано, как можно защитить интересы кредиторов учредителя личного фонда:

  • Само учреждение фонда и передачу ему активов можно оспорить по Закону о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, личные фонды могут быть признаны банкротами на общих основаниях.

  • Личный фонд несёт субсидиарную ответственность по обязательствам своего учредителя, а учредитель — по обязательствам личного фонда в течение трёх лет со дня создания организации.

В исключительных случаях суд может продлить срок до пяти лет. Причина — если кредиторы по уважительным причинам не имели возможности обратиться с требованиями к учредителю или личному фонду в течение указанного срока.

Что касается наследственных фондов, то они не могут нести субсидиарную ответственность по обязательствам учредителя (так как любой наследник отвечает по долгам умершего в силу ст.1175 ГК РФ).

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе