19 января, 22:00
7 мин.

Вам шах и компромат. Как российских бизнесменов прессуют негативом — и что с этим делать

Бизнес чувствительно относится к тому, что о нём пишут в Сети. На этом играют информационные вымогатели. Они могут преследовать несколько задач — от банального шантажа до подрыва репутации бизнеса. Андрей Коннов, гендиректор коммуникационного агентства Konnov Media, разобрал для «Секрета фирмы» главные схемы, которые используют нечистоплотные дельцы информационного рынка. Все примеры описаны на основе реальных кейсов предпринимателей.

Вам шах и компромат. Как российских бизнесменов прессуют негативом — и что с этим делать

Энциклопедии зла

Иногда люди из мира бизнеса стремятся сделать себе страницу на «Википедии». Как только там появляется материал, другие авторы попытаются его оспорить и заблокировать. Цель такого шага зачастую — вывести автора статьи на диалог и предложить ему заплатить деньги, чтобы критик посодействовал размещению материала в «народной энциклопедии». Это распространённая практика, и многие этим живут.

Другое дело, что последние 1–2 года всё чаще происходят случаи, когда статья на «Википедии» блокируется, а следом на сайтах, на которых якобы размещается «компромат» на всех и вся, появляется информация, порочащая героя публикации. Это происходит с временным лагом в 1–2 недели. Так, параллельно с удобной и полезной «Википедией» пополняются страницы псевдоэнциклопедии, своего рода «Википедии зла».

При этом все претензии в таком компрометирующем материале сводятся к тому, что представитель крупного бизнеса «нанял пиарщиков для отбеливания репутации». В таких материалах пишут что-то вроде: «Сейчас они запустили коммуникационную кампанию на сайтах и в Telegram стоимостью более 20 млн рублей. И это только первые вливания. Отдельное внимание уделено биографическим и справочным порталам типа "Википедии"».

Методы защиты

  • Не вступать в переговоры со злоумышленниками, игнорировать их требования.

  • Заранее озаботиться поддержанием своего имиджа за счёт работы с медиа, социальной активности. Можно нанять специалистов по SERM – управлению репутацией в интернете. Они сделают так, что поисковики будут выдавать информацию, которая сформирует у пользователей позитивное представление. Однако тут есть нюансы (о них расскажу отдельно ниже).

  • Публиковать материал на «Википедии» только через рейтинговый аккаунт, правки с которого сложно заблокировать или оспорить. Это, по крайней мере, защитит статью от удаления.

Сюрприз для ожидающих визу

Второй способ действий вымогателей более изобретательный и требует информированности о личных или рабочих делах жертвы. Суть его заключается в следующем.

Как только представитель более-менее заметного бизнеса подаёт документы на получение деловой визы в Европе, в интернете появляются материалы, намекающие на его связь с криминальным миром. Например, анонимный автор пишет, что с телефона бизнесмена был совершён звонок на номер некоего известного предпринимателя, который был убит через 40 минут. Вместо убитого предпринимателя в публикации может указываться кто угодно — вор в законе, вымогатель, решала — лишь бы человек был связан с криминальным миром.

Вам шах и компромат. Как российских бизнесменов прессуют негативом — и что с этим делать

Эта же информация появляется и на англоязычных версиях сайтов, которые индексируются как российскими, так и зарубежными поисковиками. Шансов получить визу при таком информационном фоне и общем настороженном отношении к российскому бизнесу становится всё меньше.

Методы защиты

  • Не вступать в общение с вымогателями. Даже если вы заплатите им деньги, они могут удалить компромат с одного сайта, но затем порочащие сведения появятся на другом. Как правило, у таких инфовымогателей целая сеть подобных порталов. При этом жулики внесут «клиента» в свои списки как платежеспособного.

  • Усилить PR-активность. Размещать правдивые сообщения о себе, игнорировать недостоверные сведения.

  • Третий путь достаточно длинный. Можно воспользоваться так называемым правом на забвение и обратиться в суд с требованием удалить недостоверные и порочащие сведения. Инструмент эффективный, но отнимает много времени и требует бюрократической работы. Главное, что потребуется для реализации этого механизма, — решение суда. Далее вы обращаетесь в Роскомнадзор с перечислением сайтов, где расположена недостоверная информация. Контролирующий орган, как правило, рассматривает такое обращение в течение 3–4 месяцев и на основании него блокирует страницы. Если речь идёт о страницах, индексируемых «Яндексом», то процесс можно ускорить. Необходимо отправить напрямую в сервис решение суда и попросить удалить из индексации страницы, содержащие недостоверные сведения. «Яндекс» обычно отвечает по таким запросам в течение 10 дней. Но вероятность положительного решения «Яндекса» без предписания Роскомнадзора мы оцениваем как 50/50.

Мина под IPO

Когда компании борются за сферу влияния, это зачастую сопровождается информационной войной. В период выхода на IPO один из игроков рынка тратит значительные ресурсы на подготовку этой процедуры. В этот момент её конкуренты, понимая уязвимость компании и то, как чувствительно на ней будет отражаться любой негатив, начинают планомерно выкладывать компромат как на первых лиц бизнеса, так и на его инфраструктуру.

Например, рассказывают о том, в каком ужасном состоянии находятся активы, утверждают, что работа предприятия грозит химической или иной катастрофой целому городу/району/стране. Компромат размещается с левых аккаунтов. Сперва это делают сомнительные региональные телеграм-каналы на 40–200 подписчиков, затем фейк распространяют более крупные, ориентированные на общероссийскую аудиторию.

А потом представителям компании, выходящей на IPO, некие «инсайдеры» дают понять, что поток негатива может прекратиться. И что он якобы идёт от прямых конкурентов — компании Х. Что компания Х обижена на будущих участников IPO за конкретные вещи или претендует на определённые уступки. Так возникает повод для проверки этой информации и проведения переговоров.

Методы защиты

  • Как только в Сети появляется подобный компромат на предприятие, стоит организовать пресс-тур, показать, как на самом деле компания заботится о сохранении экологии. Естественно, не стоит открещиваться от острых вопросов, лучше максимально открыто ответить на них.

  • Важно участвовать в авторитетных профессиональных рейтингах и премиях, в том числе и по экологии. Показывать, что вы заботитесь о защите природы и поддержке региона постоянно, а не только в момент информационных атак. Тогда к вам априори будет меньше вопросов со стороны СМИ и общества. Авторитет обладателя премии по экологии или «донора» региона будет пошатнуть гораздо сложнее.

Чаты-клоны

Такую схему любят представители небольших управляющих компаний, когда пытаются отвоевать управление многоквартирным домом или коттеджным посёлком у своего конкурента.

Злоумышленники создают в соцсети клон уже существовавшего домового чата. Название и аватарка похожи на оригинал как две капли воды. В чате-клоне публикуется негатив об этом ЖК. Таким образом жильцов активно подбивают к смене управляющей компании.

Чтобы внушить доверие и запутать жильцов, инфорейдеры размещают и официальную информацию, например, о голосовании жителей, благоустройстве подъездов. Иногда добавляются нейтральные сообщения якобы от соседей, которые нашли потерянные вещи или готовы что-то отдать в дар другим жильцам.

В чате-клоне могут появиться фото и видео постановочной драки, сообщения о том, что охранники постоянно пьют на дежурстве. Как вариант, могут написать, что один из охранников даже пытался изнасиловать девушку в подъезде. К сообщению достаточно приложить скриншот записи с некоей камеры. Где была сделана эта запись и какое отношение снятые на ней люди имеют к настоящему жилкомплексу, злоумышленников не сильно волнует.

Методы защиты

  • Организовать встречу жильцов с представителями управляющей компании. Максимально оперативно и открыто рассказывать о своей работе.

  • Своевременно информировать о наличии чатов-клонов, разоблачать откровенные фейки конкурентов.

Сайты-отзовики как угроза для малого бизнеса

Владельцы небольшого бизнеса (рестораны, кафе, салоны красоты и т. д.) сталкиваются со спланированным размещением негативных отзывов в интернете. С разных телефонных номеров на порталах с отзывами пишутся комментарии как под копирку. Задача — понизить рейтинг товара, услуги, воздержаться от покупки.

Несмотря на то что сайты-отзовики помечают отзывы, оставленные, например, с одного IP, негативный эффект на читателей страницы оказывается.

Вам шах и компромат. Как российских бизнесменов прессуют негативом — и что с этим делать

Подобные атаки, особенно если бизнес имеет сезонный характер, приводят к массовой потере клиентов, вплоть до закрытия дела.

Метод защиты

  • Стараться обрастать реальными отзывами. Если это кафе, то можно организовать акцию — оставить отклик (не обязательно положительный) о себе в обмен на кружку кофе, карту лояльности… Размещение негативных отзывов стоит денег. Закон чёрного пиара заключается в том, что тот, кто нападает, всегда тратит больше. А вы между тем не сильно потратитесь на те же скидки. Вопрос в том, хватит ли у вашего недоброжелателя средств, чтобы тягаться и вести затяжную борьбу.

Несколько слов о чёрном SERM

Сегодня злоумышленники всё чаще прибегают к услугам специалистов по SERM. Фактически они регулируют выдачу по ключевому запросу. Например, успешная строительная компания однажды сталкивается с тем, что при наборе её названия в поисковиках выходят ссылки на то, что она банкрот. Ссылки на позитивные публикации в Forbes оказываются на третьей странице поисковика, а «компрометирующие» публикации выходят на первой. Это результат работы чёрного SERM.

Методы защиты

  • Можно попытаться нанять белых специалистов по SERM. Но нужно помнить о том, что вывести негативные ссылки в поисковых запросах стоит в разы дешевле, чем поднять позитив. Вам придётся поднять 20 положительных ссылок на каждую негативную.

  • Второй вариант — использовать службы техподдержки поисковиков, Роскомнадзор, «право на забвение». Здесь тоже есть нюанс. Во-первых, свободу слова никто не отменял, и нужно иметь серьёзные аргументы для удаления отрицательной информации. А кроме этого, придётся потратить минимум полгода на судебные разбирательства, исход которых не очевиден, и месяца 3–4 — на реакцию надзорного ведомства.

Когда-то размещением компромата промышляли люди, действительно имевшие доступ к уголовным делам, располагавшие определённой информацией на того или иного представителя бизнеса. Сегодня же этим занимаются в основном владельцы пучков специализированных СМИ и телеграм-каналов. Все эти люди в большинстве случаев работают с общедоступной информацией и не могут шантажировать чем-то серьёзным. Компромат становится уже не таким угрожающим. Особенно если соблюдать цифровую гигиену.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com

Новости партнеров