В офисе так душно, что сходишь с ума? Как наказать за это работодателя и почему можно жаловаться даже президенту
Пандемия коронавируса позади, а с ней в прошлое ушла и массовая удалёнка. Теперь работать не дистанционно, а очно вновь приходится миллионам россиян. Многие из них летом сталкиваются с невыносимыми условиями труда — в офисе оказывается так жарко и душно, что тяжело становится даже думать, не то что выполнять свои задачи. Так быть не должно — и россияне могут защитить свои права и добиться комфортной температуры на рабочем месте. Узнали у юристов, на какие законы ссылаться и что требовать у обнаглевших работодателей.
Какие законы регулируют условия труда
По законодательству работодатель должен обеспечить безопасность и соответствующие требованиям условия труда. Последние — это вся рабочая обстановка, а также стандарты безопасности труда, режим труда и отдыха.
В Трудовом кодексе нет ничего о работе при высокой температуре воздуха, зато про это говорится в российских санитарных правилах и нормах, рассказывает ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.
Предельно допустимые уровни физических факторов (температуры в том числе) на рабочем месте устанавливает СанПиН. В нём прописано, что параметры микроклимата оцениваются в зависимости от категории работ по уровню энергозатрат организма, то есть по тому, сколько усилий человек прикладывает на работе.
Понятия «высокая температура» в санитарных правилах нет. Найти там можно только диапазоны температур для разных видов работ. Всего категорий пять: Iа, Iб, IIа, IIб и III. Отличаются они как раз энергозатратами — чем они больше, тем выше категория.
Также свою роль играют рекомендации Роспотребнадзора. Ведомство следит за тем, чтобы люди не работали на жаре слишком долго.
Какая температура должна быть в офисе по закону
Понятия «работа в офисе» в СанПиН нет. Однако термин «офис» встречается в ГОСТ. Под ним понимают пространство внутри здания, которое используют преимущественно для административной деятельности. Оксана Красовская считает, что работу в офисе можно отнести к работам по Iа, то есть к самым физически лёгким.
В таком случае температура на рабочем месте должна составлять:
- в холодное время года — от 20 до 21,9 градуса (ниже оптимальных величин) и от 24,1 до 25 градусов (выше оптимальных величин), оптимальная температура же — 22–24 градуса;
- в тёплое время года — от 21 до 22,9 градуса (ниже оптимальных величин) и от 25,1 до 28 градусов (выше оптимальных величин), оптимальная температура — 23–25 градусов.
Получается, что максимальная температура, при которой можно работать в помещении по СанПиНу, — 28 градусов, подчеркнула юрист hh.ru, эксперт по трудовому праву Татьяна Нечаева.
«При невозможности обеспечить установленные правилами условия труда до марта 2021 года работодатель должен был сокращать рабочее время при повышении температуры до 29 градусов — на два часа, при температуре 30,5 градуса — на четыре часа. Однако согласно новому постановлению, работодатель предоставляет сотрудникам дополнительные оплачиваемые перерывы или отстраняет их от работы с сохранением среднего заработка», — уточнила она.
В то же время Роспотребнадзор по-прежнему рекомендует работодателям сокращать продолжительность рабочего дня в условиях некомфортной для сотрудников температуры. Так что они вполне могут принять такое решение.
Если температура выше положенной и изменить это не получается, работодатель может:
- приостановить работу и ввести режим простоя;
- перевести сотрудников на дистанционную работу;
- изменить по соглашению с работниками режим рабочего времени (например, они будут трудиться утром и вечером, когда жара ещё не началась или уже спала) — для этого нужно оформить письменное соглашение к трудовому договору.
Можно ли заставить работодателя установить кондиционер
Если это прихоть сотрудников — нет. Если работодатель не соблюдает температурный режим, ему так или иначе придётся охлаждать офис.
«К сожалению, законодательством не установлено прямое требование по установке кондиционеров и вентиляторов в помещении. Но есть требования по соблюдению температурного режима, и если работодатель не соблюдает эти требования и когда температура воздуха на рабочих местах в помещениях превысила допустимые величины, установленные СанПин, то его могут привлечь к ответственности», — отметила Оксана Красовская из Европейской юридической службы.
Куда жаловаться на работодателя
Сначала попробуйте поговорить с руководством и чётко изложите свою просьбу сделать температурный режим на работе соответствующим нормам.
«Вряд ли компания ставит своей целью намеренно вредить своим сотрудникам, держа их в душных, непроветриваемых помещениях. Есть вероятность, что руководство не знает или ранее не обращало внимание на проблему», — отметила Татьяна Нечаева из hh.ru.
Если начальство не реагирует на устные претензии, пора переходить к письменным. Если и это не поможет, настанет время обращаться с жалобой в трудовую инспекцию и Роспотребнадзор. Обычно её направляют почтой на адрес, указанный на сайте ведомства.
В целом обращаться можно куда угодно — хоть президенту. И даже если вероятность того, что там вопрос действительно решат, стремится к нулю, в этой рассылке есть практический смысл. Не исключено, что работодателя впечатлит напор сотрудника и он сам предложит ему урегулировать спор без привлечения посторонних.
Как могут наказать работодателя
В ход пойдёт статья КоАП о несоблюдении санитарных правил и гигиенических нормативов. Юрлицам грозит штраф от 10 000 до 20 000 рублей или даже приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Также работодателя могут привлечь по статье КоАП о нарушении нормативных требований охраны труда. Она предусматривает для компаний штраф от 50 000 до 80 000 рублей.
Если из-за температурного режима сотрудник пострадает, например почувствует себя плохо в офисе и попадёт в больницу, то дело может дойти до суда. Тогда работодателя могут обязать выплатить пострадавшему компенсацию.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Lucas Kapla, Unsplash License, freepik/master1305, mrsiraphol